Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
Изобразительное творчество
формируется за счет образного видения
ребенка - умение наблюдать, замечать характерные
признаки, детали, анализировать форму,
цвет наблюдаемого объекта и в
то же время способность сохранять
целостное впечатление от объекта,
явления.
В старшем дошкольном
возрасте более отчетливо выступают
этапы в возникновении и
У детей 5-6 лет наблюдается
уже сознательность использование
цвета, формы, построения рисунка как
выразительных средств для
Большое значение в
процессе сознания образов приобретают
индивидуальные особенности детей.
Они проявляются не только в своеобразном
видении предмета или явления, но
и в сохранении индивидуальной манеры
исполнения.
Из всего выше
сказанного можно сделать вывод,
что в рисунках детей старшего
дошкольного возраста присутствует
обширная гамма чувств, волнений, эмоций,
радость существования и
Так же все средства
выразительности объединяются в
композицию. Она задает произведению
определенный тон, определяет его звучание,
ритм, степень контрастов, вызывает
применение той или иной степени
условности, в свою очередь, подчиняясь
основной задаче произведения, его
идее.
Отсюда следует, что
все средства выразительности «работают»
на создание выразительных образов
в рисунках детей старшего дошкольного
возраста. Но не следует понимать средства
выразительности как самоцель. В
конечном счете, все они именно средства
для создания образа и передачи настроения,
переживаний автора.
Итак, выразительность
детского рисунка (как и всякого
произведения искусства) возбуждает у
зрителя сопереживание, эстетические
эмоции, то есть собственно то, ради чего
и создаются эти произведения,
ради чего и существует искусство.
1.3. Современные программы
ДОУ о задачах обучения
рисованию
Все современные
программы ДОУ уделяют большое
значение развитию изобразительной
деятельности детей, так как изобразительная
деятельность решает целый ряд задач
эстетического и духовного
К таким программам
относятся «Развитие» (авторский
коллектив под рук. Л. А. Венгера
и т.д.), «Детства» (под рук. Т. И. Бабаевой,
И. А. Ноткиной), «Из детства в отрочество»
(автор Т. И. Даронова) и др. [22]
Если все вышеперечисленные
программы занимаются общим развитием
ребенка, то существуют и программы,
которые занимаются именно развитием
изобразительных знаний, умений и
навыков. Такие как: «Какого цвета
мир?» (С. А. Золочевский), «Природа и
художник» (Т. А. Копцева) и т.д.
В современных образовательных
учреждениях педагогом
Одна из таких
программ «Эстетическое воспитание
детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А.
В. Антонова, М. Б. Зацепина 2000 г.
Органической частью
программы «Эстетическое
Исходя из сказанного,
авторский коллектив обозначил
цель своей программы: развитие у
детей восприятия цвета и формировать
у них чувства цвета в условиях
интеграции разных видов художественно-творческой
деятельности.
В дошкольном возрасте
основной вид деятельности - игра, а
не обучение, поэтому программа разработана
на игровых занятиях. На игровых
занятиях по знакомству с цветом для
детей 5-7 лет, ставятся следующие задачи:
- знакомство с
цветовыми эталонами на
- знакомство с
дополнительными цветами на
- расширение представлений
о цветовых оттенках на
- развитие мелкой
моторики и координации
- воспитание эстетического,
эмоционально окрашенного
- развитие зрительного
внимания, чувства цветового ритма;
- обогащение активного
словаря на примере описания
и характеристики разных
В данной программе
определены условия формирования чувства
цвета у детей:
1. Создание системы
работы по формированию
2. Широкое использование
в работе с детьми по
3. Целесообразный
отбор и изготовление пособий
для работы с детьми;
4. Систематические
наблюдения в природе,
5. Использование
дидактических игр в работе
с детьми;
6. Изготовление дидактических
игр по ознакомлению детей
с цветом, закреплению и обогащению
эстетических представлений о
цвете с детьми старшего
7. Эстетические оформление
среды в процессе
8. Подготовка воспитателя
по формированию у них чувства
цвета к работе с детьми
с учетом решения задачи
В данной программе
авторы [17] рекомендуют насыщать занятия
разнообразными формами работы, делать
занятия более интересными для
детей. Для этого используются различные
сказки о цвете: «Сказка о красной
краске» (И. Полякова), «Разноцветное
царство» (М. Мацук), «Желтая сказка»
(И. Зиедониес), «Жили-были на свете две
сестричку: черная и белая» (Н. Горяев),
«Сказка про краски теплые и холодные»
(О. Нерсесово).
Также используют игры
с цветом: «Нарисуй свое настроение»,
«Цветные сказки», «Самый красивый цвет»,
«Радость и грусть».
Дидактические игры:
«Рисуем море». Цель:
упражнять детей в подборе
оттенков одного цвета, с постепенным
переходом от более светлого к
более темному и наоборот. Закрепить
знания холодных цветов. Закрепить
в речи название холодных цветов.
«Собери гусеничку».
Цель: учить детей различать теплые
и холодные цвета. Упражнять в
умении рассказывать о цвете.
«Лесовичек и его
разноцветные колпачки». Цель: закрепить
название основных цветов и их оттенков.
Упражнять в употреблении слов, обозначающих
оттенки и т.д.
Таким образом, можно
сделать вывод, что программа
«Эстетическое воспитание детей 2-7
лет» очень эффективна, так как
работа ведется последовательно, планомерно
и постепенно с учетом индивидуального
опыта ребенка. Так же соблюдаются
все условия формирования чувства
цвета у детей, используются на занятиях
различные формы работы.
Итак, данная программа
создана не так уж давно, но уже
активно используется в дошкольных
образовательных учреждениях
1.4. Средства развития
выразительности детских
Содержанием сюжетного
рисования является какой-либо сюжет.
Ребенок изображает предметы, расположенные
в пространстве, в их взаимосвязях
и отношениях.
Дошкольнику нужно
всегда выделять композиционный центр
при построение сюжетного образа
-- это то главное, что определяет
содержания образа. Ребенка следует
знакомить с различными средствами
выразительности художественных образов,
которые выражают содержание данной
темы и выделяются в общей композиции
или величиной, или цветом, формой,
или расположением на листе (в центре).
Без передачи главного трудно понять содержание
рисунка. [4]
При овладении композицией
сюжетного рисунка как
Все эти средства
выразительности, хотя и доступны детям,
однако процесс их усвоения достаточно
сложен и трудоемок и требует
длительной и систематической помощи,
обучения со стороны педагога.
Затрудняется дети
и в передаче действия, движения,
динамики, хотя потребность в передаче
движения появляются рано. Е. А. Флерина
[26, 155] отметила, что на первых порах
ребенок передает движение, динамику
реальным моторным действием, словом,
игрой. Такой способ воплощения динамичного
образа для него даже более убедителен,
чем изобразительный. Позднее самостоятельные
поиски изобразительного способа передачи
движения редко заканчивается успехом.
Это связано с той же особенностью,
о которой говорилось выше: трудностью
восприятия детьми изменчивой динамичной
формы.
В деятельности дошкольников
кроме слабостей восприятия сказывается
и несовершенство зрительного контроля
в процессе рисования, неумение распределить
внимание, видеть изображаемый предмет
расчленено и одновременно целостно.
Поэтому ошибки в передаче пропорций
движения неизбежны.
Учитывая все сложности
выполнения сюжетного рисунка ребенком,
понимая их причины, можно помочь
дошкольнику преодолеть многие трудности.
Однако следует при этом помнить
о его возможностях и мере необходимости
в обучении грамотному рисунку.
Выделения в методике
обучения детей сюжетному рисованию
связано с проблемой
Чем же следует руководствоваться
педагогу при определении тем
изображения?
Первый принцип
отбора тем -- учет эмоционально-