Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.

Содержание

Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.docx

— 65.94 Кб (Скачать документ)

4. Знакомить со  средствами выразительности через  знакомство с произведениями  искусства, что содействует обогащению  способов изображения при использовании  различных изобразительны материалов, нетрадиционных техник рисования; 

5. В целях формирования  творчества, создания выразительного  образа, применять наблюдения, словесное  воссоздание образа, показ способов  изображения, указания последовательности  изображения. 

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при  планомерной, последовательной и систематичной  работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная  работа позволяет сделать вывод, что, действительно, развитие выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить  эффективно если: 

- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей. 

- предварительно  формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать,  видеть, осознавать выразительность  образа, замечая неповторимость, оригинальность  окружающего мира. 

- использовать в  процессе работы все средства  выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.) 

- работу по развитию  выразительности детских рисунков  в процессе обучения сюжетному  рисованию необходимо проводить  систематично и планомерно. 

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31, 89] и В. С. Мухина [16, 167] в своих исследованиях. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Взяв за основу труды  отечественных и зарубежных ученых, была проведена учебно-исследовательская  работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств в развитии выразительности детских рисунков в процессе обучению сюжетному рисованию. 

Выбрав объектом исследования процесс развития выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, мы провели  оценочную и обобщающую работу с  литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. Проведя углубленное  изучение имеющейся на сегодняшний  день педагогической литературы, касающейся проблемы развития выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, можно сделать  следующий вывод, что развитие выразительности  детских рисунков в сюжетном рисовании  будет более эффективным, если: 

- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей. 

- предварительно  формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать,  видеть, осознавать выразительность  образа, замечая неповторимость, оригинальность  окружающего мира. 

- использовать в  процессе работы все средства  выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.) 

- работу по развитию  выразительности детских рисунков  в процессе обучения сюжетному  рисованию необходимо проводить  систематично и планомерно. 

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31] и В. С. Мухина [16] в  своих исследованиях. 

В рисунках детей  старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей  в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в  цвете. Цвет связан для ребенка с  эмоциональными переживаниями. 

Так же все средства выразительности объединяются в  композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени  условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его  идее. 

Отсюда следует, что  все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов  в рисунках детей старшего дошкольного  возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В  конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора. 

Так же, для развития выразительности детского рисунка  в процессе обучения сюжетному рисованию  требуются определенные педагогические условия: 

- организация предметно-пространственной  среды, целенаправленный подбор  произведений искусства; 

- использование педагогом  разнообразных методов и приемов  при работе над выразительностью  образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей;  рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в  книгах; 
 

- сочетание фронтальных  занятий и индивидуальной работы; 

- планирование работы  по изобразительной деятельности  с учетом взаимосвязи между  предметным и сюжетным рисованием. 

Педагоги стремятся  развивать у детей способность  передавать художественный образ используя  все средства выразительности такие  как цвет, форму, композицию, что  является одним из важнейших критериев  оценки творческого характера рисунка. 

Итак, выразительность  детского рисунка (как и всякого  произведения искусства) возбуждает у  зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство. 
 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение 1988. - 124с. 

Выготский, Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. - 89с. 

Гоманов, А. С. Занятия  с дошкольниками по изобразительной  деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 133с. 

Григорьева, Г. Г. Изобразительная  деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с. 

Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной  деятельности. Учеб. пособие для  студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 - 344с. 

Денейка, Л. Учитесь  рисовать /Л. Денейка - М., 1961. - 140с. 

Комарова, Т. С. Занятие  по изобразительной деятельности в  детском саду. Книга для воспитателя  детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 - 176с. 

Комарова, Т. С. Изобразительная  деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. - 130с. 

Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования /Т. С. Комарова Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. - 85с. 

Комарова, Т. С. Сказочные  образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное воспитание - 1991. - №2. - с.54-56. 

Компанцева, Л. В. Поэтический  образ природы в детском рисунке /Л. В. Компанцева - М., 1985. - 204с. 

Костерин, Н. П. Учебное  рисование /Н. П. Костерин - М., 1984 - 140с. 

Лабунская, Л. Изобразительное  творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. - 110с. 

Левин, С. Д. Ваш ребенок  рисует /С. Д. Левин - М.: Советский художник, 1980. - 79с. 

Методика обучения изобразительной деятельности и  конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой - 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. - 150с. 

Мухина, В. С. Изобразительная  деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина - М.; Педагогика, 1981. - 240с. 

Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] - М.: Педагогическое общество России, 2000. 

Психология рисунка  и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. - 109с. 

Сакулина, Н. П. Изобразительная  деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. - 134с. 

 Сакулина, Н. П.  Писование в дошкольном детстве  /Н. П. Сакулина - М., 1965. - 130с. 

Смирнова, Е. А. Хрестоматия  по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова - М., 1999 - 230с. 

 Современные образовательные  программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений  /под ред. Т. И. Ерофеевой  - 2-е издание, 1999. 

Сорокина, А. И. Дидактические  игры в детском саду /А. И. Сорокина - М.: Просвещение, 1982 - 240с. 

Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38. 

Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для  уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр  Академия, 1996. - 296с. 

Флерина, Е. А. Изобразительное  творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с. 

Халезова, Н. Б. О путях  повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание - 1987. - №9. - с15-16. 

Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38. 

Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для  уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр  Академия, 1996. - 296с. 

 Флерина, Е.  А. Изобразительное творчество  детей дошкольного возраста /Е.  А. Флерина - М., 1956. - 208с

Информация о работе Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию