Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
4. Знакомить со
средствами выразительности
5. В целях формирования
творчества, создания выразительного
образа, применять наблюдения, словесное
воссоздание образа, показ способов
изображения, указания
Из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что при
планомерной, последовательной и систематичной
работы педагога, а также при создание
педагогических условий можно добиться
больших результатов. Таким образом,
гипотеза, выдвинутая нами в начале
исследования, верна и вся проведенная
работа позволяет сделать вывод,
что, действительно, развитие выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию будет
- учитывать возрастные
и индивидуальные особенности
детей.
- предварительно
формировать замысел в
- использовать в
процессе работы все средства
выразительности (форму, цвет, композицию,
колорит и др.)
- работу по развитию
выразительности детских
Это же утверждали Н.
А. Ветлугина [31, 89] и В. С. Мухина [16, 167]
в своих исследованиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взяв за основу труды
отечественных и зарубежных ученых,
была проведена учебно-
Выбрав объектом
исследования процесс развития выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию, мы провели
оценочную и обобщающую работу с
литературой и опытом работ дошкольных
образовательных учреждений. В ходе
исследования были обоснованы наиболее
эффективные средства развития выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию. Проведя углубленное
изучение имеющейся на сегодняшний
день педагогической литературы, касающейся
проблемы развития выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию, можно сделать
следующий вывод, что развитие выразительности
детских рисунков в сюжетном рисовании
будет более эффективным, если:
- учитывать возрастные
и индивидуальные особенности
детей.
- предварительно
формировать замысел в
- использовать в
процессе работы все средства
выразительности (форму, цвет, композицию,
колорит и др.)
- работу по развитию
выразительности детских
Это же утверждали Н.
А. Ветлугина [31] и В. С. Мухина [16] в
своих исследованиях.
В рисунках детей
старшего дошкольного возраста присутствует
обширная гамма чувств, волнений, эмоций,
радость существования и
Так же все средства
выразительности объединяются в
композицию. Она задает произведению
определенный тон, определяет его звучание,
ритм, степень контрастов, вызывает
применение той или иной степени
условности, в свою очередь, подчиняясь
основной задаче произведения, его
идее.
Отсюда следует, что
все средства выразительности «работают»
на создание выразительных образов
в рисунках детей старшего дошкольного
возраста. Но не следует понимать средства
выразительности как самоцель. В
конечном счете, все они именно средства
для создания образа и передачи настроения,
переживаний автора.
Так же, для развития
выразительности детского рисунка
в процессе обучения сюжетному рисованию
требуются определенные педагогические
условия:
- организация предметно-
- использование педагогом
разнообразных методов и
- сочетание фронтальных
занятий и индивидуальной
- планирование работы
по изобразительной
Педагоги стремятся
развивать у детей способность
передавать художественный образ используя
все средства выразительности такие
как цвет, форму, композицию, что
является одним из важнейших критериев
оценки творческого характера рисунка.
Итак, выразительность
детского рисунка (как и всякого
произведения искусства) возбуждает у
зрителя сопереживание, эстетические
эмоции, то есть собственно то, ради чего
и создаются эти произведения,
ради чего и существует искусство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Венгер, Л. А. Психология:
Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ
/Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение
1988. - 124с.
Выготский, Л. С. Воображение
и творчество в детском возрасте
/Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. - 89с.
Гоманов, А. С. Занятия
с дошкольниками по изобразительной
деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова.
- М.: ТЦ Сфера, 1999. - 133с.
Григорьева, Г. Г. Изобразительная
деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева
- М.: Академия, 1999. - 205с.
Григорьева, Г. Г. Развитие
дошкольников в изобразительной
деятельности. Учеб. пособие для
студентов высших пед. учеб. заведений.
/Г. Г. Григорьева - М., 1999 - 344с.
Денейка, Л. Учитесь
рисовать /Л. Денейка - М., 1961. - 140с.
Комарова, Т. С. Занятие
по изобразительной деятельности в
детском саду. Книга для воспитателя
детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд.
перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 -
176с.
Комарова, Т. С. Изобразительная
деятельность в детском саду: обучение
и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990.
- 130с.
Комарова, Т. С. Обучение
детей технике рисования /Т. С. Комарова
Издательство 2-е перераб. и допол.
- М.: Просвещение, 1976. - 85с.
Комарова, Т. С. Сказочные
образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное
воспитание - 1991. - №2. - с.54-56.
Компанцева, Л. В. Поэтический
образ природы в детском
Костерин, Н. П. Учебное
рисование /Н. П. Костерин - М., 1984 - 140с.
Лабунская, Л. Изобразительное
творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965.
- 110с.
Левин, С. Д. Ваш ребенок
рисует /С. Д. Левин - М.: Советский художник,
1980. - 79с.
Методика обучения
изобразительной деятельности и
конструирования /Т. С. Комарова, [и др.];
под. ред. Т. С. Комаровой - 3-е изд. дораб.
Просвещение, 1991. - 150с.
Мухина, В. С. Изобразительная
деятельность как форма усвоения
социального опыта /В. С. Мухина - М.;
Педагогика, 1981. - 240с.
Программа эстетическое
воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова
[и др.] - М.: Педагогическое общество
России, 2000.
Психология рисунка
и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева.
1954. - 109с.
Сакулина, Н. П. Изобразительная
деятельность в детском саду /Н. П.
Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. - 134с.
Сакулина, Н. П.
Писование в дошкольном
Смирнова, Е. А. Хрестоматия
по возрастной и пед. психологии /Е.
А. Смирнова - М., 1999 - 230с.
Современные образовательные
программы для дошк. учреждений.
Учеб. пособие для студентов высш.
и сред. пед. учебных заведений
/под ред. Т. И. Ерофеевой
- 2-е издание, 1999.
Сорокина, А. И. Дидактические
игры в детском саду /А. И. Сорокина
- М.: Просвещение, 1982 - 240с.
Сухинина, О. Формирование
личности ребенка в процессе ознакомления
с искусством /О. Сухинина//Дошкольное
воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.
Урунтаева, Г. К. Дошкольная
психология. Учебное пособие для
уч-ся средних пед. учебных заведений
/Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр
Академия, 1996. - 296с.
Флерина, Е. А. Изобразительное
творчество детей дошкольного возраста
/Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с.
Халезова, Н. Б. О путях
повышения выразительности
Сухинина, О. Формирование
личности ребенка в процессе ознакомления
с искусством /О. Сухинина//Дошкольное
воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.
Урунтаева, Г. К. Дошкольная
психология. Учебное пособие для
уч-ся средних пед. учебных заведений
/Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр
Академия, 1996. - 296с.
Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с