Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКИХ РИСУНКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
Волобуева Юлия Витальевна
Студентка группы 31
ДО
Научный руководитель:
преподаватель,
Л. В. Потапова
Рецензент:
В.М. Миленко
Белгород 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Состояние проблемы
развития выразительности
1.1 Детский рисунок
- как средства образного
1.2 Образная выразительность
в рисунках детей старшего
дошкольного возраста10
1.3. Современные программы
ДОУ о задачах обучения
1.4. Средства развития
выразительности в процессе
2. Опытно-диагностическая
работа по развитию
2.1. Анализ работы
ДОУ по развитию
2.2. Экспериментальная
работа по развитию
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Всем известно, что
дети очень любят рисовать. Они
рисуют все, и каждый их рисунок по-своему
уникален и дорог.
Так что же представляет
собой детский рисунок? Чем он
привлекает нас взрослых, и что
мы ценим в нем?
Во-первых, искренность,
эмоциональность, непосредственность
выражения ребенком своих мыслей
и чувств (черты, присущие самым высоким
образцом искусства).
Что обычно поражает
в детском рисунке?
Конечно, не форма
и способы, а умение, используя
минимум средств, передать свое состояние.
Многие педагоги,
такие как Т. С. Комарова и Н. П.
Сакулина [19, 56] выделяют и другое достоинство
рисунка -- его содержательность. Даже
рисунок самого маленького ребенка
несет в себе какое-то содержание.
Как только малыш понимает, что
на листочке может быть что-то изображено,
все штрихи, линии, каракули приобретают
значение, отражая мир, в котором
живет малыш. Рисуя, ребенок часто
рассказывает о своем замысле. В
рисунках старших дошкольников -- все,
что окружает детей, что их волнует.
Чем больше малыш знает о мире,
тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество
детского рисунка -- смелость. Малыш
не боится рисовать, он хочет и может
нарисовать все. Для маленького ребенка
нет ничего невозможного.
А ведь риск, способность
к риску, смелость -- непременное
условие и характеристика творческой
личности. К сожалению, ребенок растет
и на смену смелости приходит осторожность
Гуманизм, оптимизм
содержание детского рисунка -- показатель
природной доверчивости, доброжелательности
человека. Ребенок как бы изначально
несет в себе многие лучшие черты
человечества, те общечеловеческие ценности,
которые зафиксированы во всех мировых
решениях, мифах, легендах, сказках. В
детских рисунках почти всегда добро
побеждает зло. [4, 167]
Рисунки дошкольников
можно сразу узнать по их яркости,
красочности, декоративности. В них
радостное мировосприятие, ожидания
только добра. Это удивляет и радует
нас, взрослых, но в то же время и
немного печалит осознания, как
трудно, почти невозможно сберечь
такое восприятие мира.
Детские рисунки
убеждают нас в том, что ребенок
способен выразить в них свое мироощущение,
они вызывают нашу эмоциональную
реакцию и именно потому их можно
назвать выразительными. Выразительность
-- главный существенный признак
художественного образа. Под выразительностью
понимается способность художника
по средствам разнообразных
Выразительность детского
рисунка -- это посильное раскрытие
детьми некоторых характерных сторон
отраженного предмета или явления
действительности и передача активного
эмоционального отношения к нему
[13, 56]. Как же удается ребенку выполнить
выразительный рисунок? Какие средства
он использует? И, самое главное, как
научить добиваться выразительности
своих рисунков?
В своих научных
исследованиях Е. А. Флерина [26, 45], Н.
Б. Халезова, О. О. Дронова [27] выделяют выразительность,
как показатель творчества, характеризующий
количество продукции детской
Таким образом, тема
«Развитие выразительности
В ходе исследования
была поставлена следующая проблема,
какими средствами достигается выразительность
в детских рисунках. Для решения
выдвинутой проблемы были поставлены
следующие задачи:
Дать характеристику
детского рисунка в научной и
методической литературе.
Раскрыть особенности
образной выразительности в рисунках
детей, средства развития выразительности
в процессе обучения сюжетному рисованию.
Сделать анализ программ
ДОУ по использованию средств
выразительности в сюжетном рисовании.
Изучить опыт работы
ДОУ по проблеме исследования.
Провести экспериментальную
работу по развитию выразительности
старших дошкольников на занятиях сюжетным
рисованием.
Целью данной учебно-исследовательской
работы является обосновать наиболее
эффективные средства выразительности
старших дошкольников на занятиях сюжетным
рисованием.
Объектом был определен
процесс развития выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию, предметом -- средства
развития выразительности детских
рисунков в процессе обучения сюжетному
рисованию.
В ходе работы была выдвинута
гипотеза, что развитие выразительности
детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию будет
1. Учитывать возрастные
и индивидуальные особенности
детей.
2. Предварительно
формировать замысел в
3. Использовать в
процессе работы все средства
выразительности (форму, цвет, композицию,
колорит и др.)
4. Работу по развитию
выразительности детских
Для решения проблемы
исследования использовались, сложившиеся
в педагогике традиционная система
методов исследования:
- теоретические (анализ
методической литературы
- эмпирические (беседа,
анализ продуктов творческой
деятельности дошкольников, педагогические
наблюдения, диагностические методики).
Естественно, мы не первые,
кого взволновала данная проблема.
Многие отечественные и зарубежные
ученые, педагоги и психологи занимались
исследованиями в это области.
Методическую и
теоретическую основу исследования
составляют исследования и разработки,
Е. А. Флериной [26], И. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой
Н.А. Ветлугиной [28], В.С. Мухиной [16], Т.И.
Пантелеевой, Р. М. Чумичевой, Т.И. Халезовой,
О.О. Дроновой [27], Т.И. Смирновой [21], Г. Г.
Григорьевой.
Базой исследования
является МДОУ ЦРР №59.
1. Состояние проблемы
развития выразительности
детских рисунков в
процессе обучения сюжетному
рисованию
1.1 Детский рисунок
-- как средство образного
Детская изобразительная
деятельность дошкольника при всем
ее своеобразии сходна с аналогичной
деятельностью взрослых и постепенно
приобретает единую с ней структуру
и жизненный смысл. [5, 220]
Не всякий рисунок
представляет собой художественный
образ. Предназначенный для передачи
информации рисунок должен быть точным,
полным, документальным, отвечающий познавательным
целям. Такой рисунок направлен
в первую очередь на мысли человека,
коллективную сферу личности. Искусство
-- художественное отражение человеком
окружающего его мира предметов,
явлений природы, общество, себя.
Так что же представляет
собой детский рисунок? Можно
ли считать его произведением
искусства? Этот вопрос рассматривался
в исследованиях зарубежных и
отечественных ученых: известного русского
физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа
А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской
[13], Е. А. Флериной [26], И. П. Сакулиной, Т.
С. Комаровой [19], Т. Г. Казаковой и
других, психологов Е. И. Игнатьева, В. И.
Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко.
Так чем же привлекает
нас детский рисунок?
Много достоинства
рисунка заметила Е. А. Флерина. [26, 38]
Во-первых, искренность,
эмоциональность, непосредственное выражение
ребенка своих мыслей и чувств.
Что обычно поражает в детском
рисунке? Конечно, не форма, и способы,
а умение, использовать минимум средств,
передать свое состояние.
Во-вторых содержательность.
Рисунок даже самого маленького ребенка
несет в себе какое-то содержание.
Как только малыш понимает, что
на листке может быть что-то изображено,
все штрихи, линии, каракули приобретают
значение, отражая мир, в котором
он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает
о своем замысле. На бумаге каракули,
но они полны содержания. В рисунках
старших дошкольников -- все, что
окружает детей, что их волнует. Чем
больше малыш знает о мире, тем
шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество
детского рисунка -- смелость. Малыш
не боится рисовать, он хочет и может
нарисовать все. Для маленького ребенка
нет нечего невозможного. А ведь,
риск, способность к риску, смелость
-- непременное условие и
Гуманизм, оптимизм
содержательность детских рисунков
-- показатель природной доверчивости,
доброжелательности человека. Рисунки
дошкольников можно сразу узнать
по их яркости, красочности, декоративности.
В них радостное
Детский рисунок
убеждает нас в том, что ребенок
способен выразить в них свое мироощущение,
они вызывают нашу эмоциональную
реакцию и именно поэтому их можно
назвать выразительными.
Выразительность -- главный
существенный признак художественного
образа. Под выразительностью понимается
способность художника
Выразительность детских
рисунков -- пассивное раскрытие
детьми некоторых характерных сторон
отражаемого предмета или явления
действительности и передача активного
эмоционального отношения к нему.
[13, 56]
Содержание образа
воплощается выразительными средствами
в наглядной форме. Техническая
сторона художественной деятельности
наряду с выразительными присутствует
в любом виде искусство.
Итак, выразительность
-- качество детской художественной
работы, которое можно рассматривать
как самостоятельное. Применительно
к детскому рисунку выразительность
-- качество нестабильное. То, что мы
считаем выразительным в
Одним из самых доступных
для ребенка средством