Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.

Содержание

Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.docx

— 65.94 Кб (Скачать документ)

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект  своей деятельности, что является одним из показателей личностного  развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг -- отбор и применение средств  достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это  значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить  его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.  

Речь идет о втором принципе отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных  для воплощения образов целой  группы сходных по внешнему виду, форме  и строению предметов, т.е. типичных. 

Таким образом, при  сохранении первого принципа отбора содержания изображения -- учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального  опыта -- следует одновременно руководствоваться  и втором принципом -- отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно. 

Третий принцип (основание) для отбора содержания -- учет последовательности освоения изобразительных умений и  навыков. Это означает, что отбор  системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике  деятельности и доступным детям  задачам изображения. 

Четвертый принцип  объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных  тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения  их самостоятельности и все большей  активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений 

Пятый принцип -- учет сезонных явлений, местного окружения -- природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т. п. 

Шестой принцип -- по возможности учет индивидуального  эмоционально-интеллектуального опыта  детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов  деятельности, активизации соответствующих  чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а следовательно, и  творческих проявления дошкольников. 

Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку? 

1. Формировать интерес  к окружающим предметам, явлениям  природы, общественным явлениям  и событиям, людям, их деятельности  и взаимоотношениям; способствовать  формированию у детей нравственной, эстетической позиции. 

2. Развивать у  ребят стремление поделиться  своими впечатлениями, переживаниями  посредством рисунка (мотив деятельности). 

3. Формировать у  детей желание и умение принимать  от взрослого и самому ставить  соответствующие цели и задачи. 

4. Развивать у  детей умение замысливать образ,  определяя заранее содержание  и некоторые способы изображения. 

5. Обучать дошкольников  некоторым доступным способам  изображения сюжетного образа: 

а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными  дополнениями -- в младшей и средней  группе; стимулируя и поощряя изображения  одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения  предмета на вариативном уровне -- в  средней группе; располагая изображения  на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображения тех предметов, что ближе -- внизу листа, дальше -- наверху; варьируя расположение изображений  на листе т.е. подводить детей  к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах; 

б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы); 

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы); 

г) направлять детей  на передачу действия через изображение  движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах). 

Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего  мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка. 

Развивать у ребят  понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание  и в дальнейшем по возможности  потребность в наблюдении с целью  последующего изображения. 

Побуждать детей  к самостоятельности, творчеству в  замысливании образа: поиске своеобразного  содержания, применении адекватных, разнообразных  средств выразительности (композиции, колорита и др.) 

Учить детей чувствовать  выразительность образа, побуждать  к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости  выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать  способность художественно творческого  восприятия рисунков. 

Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а  представляют собой конкретизацию  общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной  деятельности и развития при этом личности дошкольника. [4] 

Сюжетный рисунок  как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание  ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования  когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая  сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. 

Исходя из комплекса  задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого  вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строится в  двух направлениях: 

Обогащение детей  яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность  формы, пропорции, цвета отдельных  предметов, их взаимосвязь и сочетания. 

Помощь детям в  осмыслении средств графического изображения  сюжета, в установлении связи между  представлениями и способами  изображения 

Л. А. Раева рекомендует  проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п. Это создает благоприятные  условия для закрепления вновь  образованных связей, их синтезирования со старыми. Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной  работы непременно должны быть связаны  с чувствами. Побуждение детей к  неравнодушному восприятию, познанию -- залог инициативного, творческого  создания и воплощения замысла. 

Таким образом, после  определения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но, по сути, она более узкая и  целенаправленная. Ведущее место  занимает наблюдение. [4] 

В зависимости от конкретных задач занятия, опыта  детей определяются содержание методика наблюдения. В сюжетном рисовании  нужно передать внешний вид отдельных  предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействия их по сюжету, расположение этих предметов  в пространстве. 

Специально проводимые для занятия по изобразительной  деятельности наблюдения должны быть не однократными, последнее максимально  приближено к моменту изображения. Через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это  влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впечатлений, работает менее интенсивно. Рисунок  недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через  семь дней после непосредственного  выполнения обнаруживает уже моменты  забывание, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием. 

Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить  детские впечатления, уточнить и  обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера  наблюдаемых объектов необходимо фиксировать  внимание в большей степени или  на их эстетической стороне (красота  природы) и вызывать соответствующие  чувства, или на нравственной. 

Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что  похоже?» (облако); придумывание загадок  про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины. 

В старших группах  целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок. В рисунке изображения  следует располагать на листе  бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или  какая картина природы. 

На плоском листе  бумаги надо найти место для персонажей и предметов, объединенных каким - либо сюжетом. Малыши не в состоянии решить эти задачи. Они рисуют предметы по всему листу, зачеркивают или  повторяют изображения, когда надо, чтобы персонаж переместился. Получается нечто вроде игры, при этом содержание Рисунка остается непонятным. Однако на первых порах такой рисунок  удовлетворяет малыша. Детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для  передачи сюжета. 

Согласовывать изображения  в одной картине необходимо по величине предметов. Сами дети часто  оказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, как дерево. Обучая детей  передаче величинных отношений, обращая  их внимание на реальное соотношение  предметов по величине, воспитатель  добивается того, что они понимают и передают в рисунке относительную  величину предметов - вначале значительные различия, затем более тонкие, приближающиеся к действительным. 

При изменении положения  предмета его форма и величина не меняется. Однако, для того чтобы  изобразить предмет в новом пространственном положении, его необходимо расположить  на листе бумаги, иначе. Это требует  поворота руки при рисовании. В сюжетном рисунке большей частью возникает  необходимость передать действия. Это  можно сделать, изменив положение  всего предмета в пространстве или  отдельных его частей: жук может  ползти в ту или иную сторону. Можно  изобразить человека, стоящего спокойно с опущенными руками. Но если надо выразить, что он что-то дает другому, руку его  следует поднять и протянуть  то есть изменить ее положение. 

Простые движения фигуры уже могут передать дети пятого года жизни. Сложные движения -- лишь старшие  дошкольники. [4] 

В сюжетном рисовании  кроме передачи пространственных отношений  и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной  существенной задачи, а именно -- выделение  главного в теме и по возможности  выразительная его передача в  рисунке. 

Выделить главное -- это значит хорошо осмыслить тему, ее содержание; выделение главного дисциплинирует воображение, направляет основную мысль ребенка в определенное русло, не дает отвлекаться -- ограничивает пассивное течение ассоциативного потока мыслей, основанного на слабом, еще недостаточно систематизированном  опыте ребенка. Творческое воображение  всегда целенаправленно. Однако анализ тематических рисунков детей показывает, что основная тема часто теряется. Ребенок изображает предметы, не имеющие прямого отношения к содержанию темы. Рисование последних вызвано пассивным возникновением в сознание ребенка ассоциаций, основанных не на существенных, а на случайных связях. Иногда просто непроизвольное движение карандаша на бумаге, оставившего след, напоминающий какую-то форму, уводит ребенка от темы вследствие слабости процессов торможения и отсутствия целенаправленности в его действиях. 

Выделение главного способствует большей целенаправленности в выполнении рисунка. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного  действия. В некоторых случаях  с него и начинает свой рисунок. Это  в первую очередь способствует совершенствованию  композиции рисунка. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунке второстепенными деталями. 

Таким образом, выделение  главного способствует большему осмыслению темы, целеустремленности в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской, подчас беспочвенной, фантазии, совершенствованию  композиции рисунка. 

Информация о работе Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию