Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.
Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы
«Помоги кролику»
Цель: Закреплять знания
детей о цветах; развивать наблюдательность.
«Что изображено»
Цель: развивать воображение,
творческие способности детей.
Все занятия были
успешно проведены и дали хорошие
результаты, но для повышения уровня
развития изобразительных знаний, умений
и навыков, а также и для
успешного усвоения материала велась
работа вне занятий. Большое внимание
уделяли знакомству с самим художественным
произведением. Сказку рассказывали несколько
раз, причем каждый раз старались
преподнести ее по-новому. Например,
сначала рассказывали сказку и рассматривали
иллюстрации к ней, а затем
показывали диафильмы или прослушивали
сказку в грамзаписи и на аудиокассетах.
Это способствовало формированию у
детей не только ясных и четких
представлений, но и помогало глубже
почувствовать и понять средства
выразительности, используемые для
передачи образа.
Такая форма работы
очень помогала при проведении занятий,
так как у детей было достаточно
знаний в сфере русских народных
сказках для получения успешных
результатов в работах детей (см.
Приложение 8)
Первым занятием
на формирующем этапе
На серии занятий
предложенных детям, мы постарались
ознакомить их с особенностями средств
выразительности, с линией контурной
как средством выразительности,
цветом - как средством выразительности;
закрепили знания об особенностях сказки
как фольклорного жанра.
На занятиях были
поставлены следующие задачи:
1. Вызвать интерес
и эмоциональную отзывчивость
на произведения искусства;
2. Познакомить детей
с различными средствами
3. Подвести к пониманию
такого средства
4. Учить детей
передавать выразительные
5. Закреплять технические
навыки и умения.
Самая главная задача,
на этапе формирующего эксперимента
- это развитие изобразительных знаний,
умений и навыков в сюжетном рисовании,
через сказочные образы.
Для того, чтобы вызвать
интерес к занятиям, эмоциональную
отзывчивость на произведения искусства,
использовались различные дидактические
игры (см. перспективный план) и такие
как:
«Найди жанр сказки»
Цель: закреплять знания
о сказочно-былинном жанре, находить
его среди других жанров (портрет,
натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать
свой выбор, рассказывать о содержании
картины, героях, их характерах.
«Добрые и злые герои»
Цель: учить классифицировать
сказочных героев по принципам: добрые
и злые, глупые и умные, смешные
и страшные. Находить героев по заданной
теме, обосновать свой выбор.
«Выставка картин»
Цель: оформить выставку
из репродукций, отличающихся по содержанию
и жанру.
«Узнай, какой художник
меня нарисовал?»
Цель: закрепить у
детей представления об особенностях
средств выразительности, используемых
художниками Ю.А. Васнецовым, Е.А. Чарушиным.
На занятиях большое
внимание уделялось рассматривания
иллюстраций.
При рассматривании
иллюстраций главной задачей
было научить детей понимать их содержание,
а затем выделять средства выразительности,
используемые художниками при создании
образа. Чтобы подчеркнуть эти
средства выразительности, предлагали
детям иллюстрации к одной
и той же сказке, но выполненные
разными художниками.
Во время работы
над иллюстрациями особенно тщательно
продумывали последовательность постановки
вопросов, причем в одних случаях
обращали внимание детей на цветовое
решение, в других - на приемы передачи
характерных предметов, в третьих
- на композиционные решения и т.д.
Обращали внимание
детей на выразительные средства,
создающие атмосферу
Ребенку легче передать
в рисунке отдельные предметы,
чем какой-либо сюжет, так как
в этом случае он должен владеть
не только графическими, но и композиционными
навыками. Поэтому мы стремились построить
работу по изобразительной деятельности
так, чтобы предметное изображение
предшествовало сюжету. Например, на занятии
по ознакомлению с окружающим рассматривали
и сравнивали картины «Волк» и
«Собака». Рисовали собак разной породы,
лепили пограничника с собакой, а
затем рисовали по сказке «Иван-царевич
и Серый волк». Такие занятия
способствовали формированию у детей
ясных, четких представлений о предметах,
приобретению необходимых навыков.
Все это в значительной степени
облегчало им решения изобразительных
задач в сюжетной композиции.
На каждом занятии
мы тщательно продумывали задачи
обучения с учетом уровня навыков
детей, в зависимости от сюжета сказки
выделяли главные выразительные
средства для передачи образа.
Большое место в
работе отводили формированию детских
замыслов, проводили большую
Кроме того, задавали
вопросы, нацеливающие на создание более
выразительного образа. Это помогала
детям лучше прочувствовать композицию
будущего рисунка, более четко представить
себе движения героя сказки, его
одежду, ее цвет. Большая часть времени
занятия использовалась для непосредственного
выполнения задания.
На каждом занятии
параллельно с изобразительными
задачами решали и технические задачи.
Учили ребят свободно владеть
кистью, используя различные приемы.
Объясняли, что каждый мазок, каждая
линия является дополнительными
средствами художественного образа.
В конце занятия,
во время анализа рисунков, особое
внимание обращали на те рисунки, где
удачно передано движение героя, найдено
хорошее композиционное решение.
Анализируя занятия,
проведенные нами можно сказать,
что:
1. Дети с большим
удовольствием занимались, получили
от занятий хорошие знания
и положительную эмоциональную
оценку;
2. Под влиянием
целенаправленного показа
3. Появилось ярко
выраженное эмоциональное
4. Иллюстративный
материал содействовал
Проделанная работа
показывает, что использование
Так же большую работу,
мы проводили и с родителями, в
виде консультации на тему «Значение
художественных студий». Занятия в
художественных студиях - это дело важное
и полезное во всех отношениях, позволяет
систематично и последовательно
решать задачи дифференцированного
и индивидуального подхода. Проводили
родительские собрания, на которых
анализировали детские работы, предлагая
просмотр выставки «Маленькие волшебники»
при этом обращали внимание родителей
на использование разнообразного изобразительного
материала для создания наиболее
продуктивного и выразительного
рисунка.
Таким образом, проведенная
нами работа была системной, последовательной
и дала свои результаты, которые
отражены в контрольном этапе
эксперимента.
Целью данного этапа
было: выявить использование наиболее
эффективных средств
В контрольном этапе
эксперимента мы провели те же диагностические
методики, что и в констатирующем
этапе эксперимента.
Здесь мы делаем обработку данных в итоговой таблице.
Результаты контрольного
этапа эксперимента
№ Ф.И.
ребенка
Методики
1
2
3
4
Итого
1
Полина В.
В.У.
В.У.
В.У.
В.У.
В.У.
2
Соня К.
С.У.
Н.У.
С.У.
В.У.
С.У.
3
Вика В.
В.У.
С.У.
В.У.
С.У.
В.У.
4
Валера Л.
С.У.
С.У.
Н.У.
С.У.
С.У.
5
Настя Ш.
В.У.
В.У.
С.У.
В.У.
В.У.
6
Соня Б.
Н.У.
В.У.
В.У.
С.У.
Н.У.
7
Оля И.
С.У.
В.У.
С.У.
В.У.
Н. У.
8
Алина Л.
Н.У.
С.У.
С.У.
С.У.
С.У.
В.У. - 38%
С.У. - 38%
Н.У. - 25%
По данным контрольного
этапа эксперимента, можно сделать
вывод, что у детей старшего дошкольного
возраста повысился уровень развития
изобразительных знаний, умений и
навыков в сюжетном рисовании, использование
средств выразительности в
Отсюда следует, что
2 ребенка, то есть Вика В. и Настя
Ш. повысили свой уровень развития изобразительных
знаний, умений и навыков, дети находят
выразительные средства для воплощения
своего замысла - цветовые решения, форму,
композицию.
В старшем дошкольном
возрасте более отчетливо выступают
этапы в возникновении и
Полученные результаты
контрольного этапа эксперимента позволили
нам определить педагогические условия,
влияющие на развитие изобразительных
знаний, умений и навыков, а именно:
1. Соблюдать правильный
выбор произведений искусства
с точки зрения поставленных
задач. Требования к отбору
произведений;
2. Умело руководить
восприятием искусства, учить
замечать и видеть прекрасное;
3. В формировании
замысла помогать наглядным