Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель исследования – всесторонний и углубленный теоретический и практический анализ эффективности производства молока в сложившихся условиях в ЧПУП «17 Сентября Агро».
Сформулированная цель конкретизирована в плане решения следующих основных и частных задач исследования:
- изучить тенденции развития животноводческой отрасли в целом по Республике Беларусь;
- проанализировать особенности животноводства в ЧПУП «17 Сентября Агро»;
- произвести анализ себестоимости молока и выявить резервы ее снижения с сохранением качества молочной продукции;
- предложить мероприятия по освоению резервов снижения себестоимости молока для ЧПУП «17 Сентября Агро»
Введение ………………………………………………………………………7
1. Состояние и организационно-экономические аспекты развития живот-новодства в Республике Беларусь………………………...………………………..10
1.1. Сущность продовольственной безопасности и продовольственная безопас-ность в Республике Беларусь………………………………………………………10
1.2. Стратегия продовольственной безопасности республики……………..........18
1.3. Роль скотоводства в экономическом развитии сельскохозяйственного про-изводства ……………………………………………………………………………23
1.4. Производства молока: мировые тенденции . ………………………………...34
2. Анализ хозяйственной деятельности ЧПУП «17 Сентября Агро»…….39
2.1. Краткая характеристика хозяйства ………………………………………….39
2.2. Анализ животноводства ………………………………………………………45
2.3. Анализ себестоимости производства молока ……………………………….47
2.4. Анализ кормовой базы. ……………………………………………………….57
2.5. Анализ факторов, влияющих на объём производства молока……………...59
3. Резервы снижения себестоимости производства молока………………64
3.1. Определение резервов снижения себестоимости молока ЧПУП «17 Сентяб-ря Агро»…………………………………………………………………………….64
3.2. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции и меро-приятия по освоению резервов ……………….…………...………………………65
Заключение………………………………………………………...…….......67
Список использованной литературы….………………………….…...........70
Без
этого рассчитывать на формирование
рыночной экономики бесперспективно.
Нельзя построить эффективную макроэкономику
при деградирующем производстве на микроуровне.
Страны Запада, а в последнее время многие
страны Центральной и Восточной Европы
обретают экономическую стабильность,
обеспечивая устойчивое высокопроизводительное
сельское хозяйство.
1.2. Стратегия продовольственной безопасности республики
Признавая международные соглашения, положения, программы и планы по агроэкономической политике и принимая их в качестве основополагающих документов, Республике Беларусь необходимо определить границы продовольственной безопасности, разработать стратегию и направления развития национального сельского хозяйства для ее достижения с учетом рационального использования производственного потенциала и международного разделения труда в целях обеспечения стабильности экономики. Частично это учтено в проекте концепции "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" (раздел "Агропромышленный комплекс"). Концептуальные положения базируются на стратегии и тактике устойчивого социально-экономического развития АПК как приоритетной отрасли народного хозяйства на 2005 г. и отдаленную перспективу.
Принимая во внимание, что продовольственная безопасность – это такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мирового рынка, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) – с другой, важнейшие направления ее достижения заключаются в следующем:
1) стимулирование стабильного развития агропромышленного производства до уровня, достаточного для формирования в полном объеме республиканского и региональных фондов основных видов продуктов питания, сырья, а также для экспортной ориентации АПК;
2) содействие (на основе роста благосостояния населения) повышению покупательной способности продуктов питания до уровня потребления их по медицинским нормам (3500 ккал/день) при сокращении удельного веса расходов на продовольствие в семейном бюджете до 30-35 %;
3) создание резерва валютных ресурсов, необходимых для импорта недостающего продовольствия и сырья, за счет экспорта продукции сельского хозяйства и продовольствия;
4) принятие мер организационно-экономического характера, обеспечивающих стабильное повышение самообеспечения продовольствием, сокращение объемов импорта и развитие импортозамещающего производства.
Исходя из природных условий, особенностей ведения сельского хозяйства и потенциала АПК для достижения надежности продовольственной безопасности долю собственного производства в продовольственных ресурсах в оценке по питательности необходимо довести до 85 % (нижняя граница продовольственной безопасности 60 %). Кроме того, для импорта недостающих продуктов питания предстоит создать специальный резерв валютных средств.
Для достижения стабилизации экономики страны, сбалансированного спроса и предложения продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке, проведения активной деятельности на мировом рынке необходимо разработать систему мероприятий, определяющих государственную аграрную политику и экономическую поддержку развития агропромышленного комплекса, отраслей, продуктовых подкомплексов и производства конкретных видов продукции. Главная задача этой политики – создание эффективного агропромышленного производства с целью обеспечения населения продовольствием, промышленности – сырьем в объемах, необходимых для экономического роста, социального развития страны и экспортной ориентации АПК при сокращении импорта до рационального уровня.
Применительно к главной задаче основные направления аграрной политики должны предусматривать решение ряда задач, суть которых заключается в следующем:
- создание нормативных документов и реализация конкретных программ восстановления и развития агропромышленного производства с выделением кратко- и среднесрочных государственных и межгосударственных мероприятий;
- введение эффективного механизма формирования продовольственных и сырьевых ресурсов, основанного на экономическом стимулировании продуцентов и развитии рыночной инфраструктуры, пересмотр внешнеэкономической политики в интересах обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей;
- разработка механизма регулирования ценовых отношений на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, более совершенных налоговых, кредитных, страховых и других регуляторов;
- создание современной системы планирования и прогнозирования агропромышленного производства;
- совершенствование земельных отношений, установление государственного контроля за использованием земли; восстановление разрушенных мощностей крупнотоварного производства; обеспечение правового и экономического равенства всех форм хозяйствования;
- стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, в торговле и кредитовании;
- широкое применение интенсивных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; совершенствование системы управления, организационно-правовое оформление и выделение АПК как единого объекта;
- социальное преобразование села, создание экономических условий для повышения жизненного уровня сельского населения;
- усиление роли регионов в решении продовольственной проблемы на основе разработки и реализации программ восстановления и развития агропромышленного производства и систем ведения АПК;
- восстановление и развитие научного потенциала, применение механизма экономического стимулирования ученых и специалистов; государственная финансовая поддержка научно-технических программ.
Решение продовольственной проблемы предусматривается проводить в несколько этапов. Первый этап связан с осуществлением экстренных мер по преодолению спада производства, погашению задолженности селу, обеспечению сельских товаропроизводителей техникой, удобрениями и средствами защиты растений, горюче-смазочными и другими материалами. В этот период были разработаны стратегические направления аграрной политики, созданы и применены нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование предприятий всех форм хозяйствования.
Второй этап (до 2010 г.) обеспечивает стабилизацию положения в сельском хозяйстве. Формируется рыночная инфраструктура. Административное управление АПК полностью заменяется экономическим, совершенствуются взаимоотношения аграрного сектора и других отраслей народного хозяйства, создаются необходимые экономические условия для социального развития села.
Третий этап (до 2015 г.) предполагает прирост производства сельскохозяйственной продукции на основе применения новейших технологий, решение продовольственной проблемы и достижение оптимального уровня во внешнеэкономической деятельности.
Каждому из этапов присущи свои направления формирования продовольственных ресурсов. Однако имеются и общие черты:
Последовательное проведение агроэкономической политики, направленной на достижение продовольственной безопасности, потребует значительных инвестиций для развития агропромышленного производства. Поскольку альтернативных собственному производству вариантов достижения поставленной цели нет, то государство обязано изыскивать необходимые средства и создавать условия для приоритетного развития АПК как гаранта его продовольственной безопасности, политической независимости и суверенитета.
Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономической безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с другими, неэкономическими аспектами национальной безопасности, включая и военно-стратегический аспект.
С
проблемами производства продовольствия
тесно связаны вопросы
Важным аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полноценно его питание.
Решение проблемы продовольственного обеспечения предполагает необходимость максимального сохранения основных направлений специализации сельского хозяйства, сложившихся в результате межреспубликанского разделения труда и наиболее полно отвечающих природным и экономическим условиям Республики Беларусь. Более широкое распространение должно получить совершенствование внутриотраслевых пропорций – оптимизация структуры мяса, зерновых и кормовых культур. Наряду с этим, ориентируясь на самообеспечение продовольствием, предстоит оптимизировать производство продукции по зонам, категориям хозяйств и регионам в целом.
Формируемый внутренний продовольственный рынок представляет собой совокупность свыше 30 специализированных рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В настоящее время наибольший интерес для экономики республики представляют рынки зерна, сахара, растительного масла, картофеля, мясных, молочных продуктов, льна и некоторые другие. Причем на первых трех агропромышленный комплекс представлен в качестве импортера, а на последующих – экспортера продукции.
Достижение
продовольственной безопасности при условии
поддержания спроса на внутреннем рынке
на уровне научно обоснованных медицинских
норм и сохранения экспортной ориентации
АПК возможно при следующих объемах производства:
валовые сборы зерна 9-10 млн. т, картофеля
10-12, овощей 1,3-1,4, сахарной свеклы 1,2-1,5 млн.
т, маслосемян рапса до 250-400 тыс. т, производство
молока и мяса на уровне 6-7 млн. тонн и 1,1-1,3
млн. тонн соответственно. По своему потенциалу
при соответствующем стимулировании производства
сельское хозяйство способно нарастить
такие объемы.[22]
1.3. Роль скотоводства в экономическом развитии
сельскохозяйственного
производства
Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства Беларуси, и оно может высокопродуктивно и эффективно развиваться лишь в условиях интенсивного земледелия, рационального использования сельскохозяйственных угодий, наращивания объемов кормов в соответствии с регламентацией рационов по структуре и качеству.
Значение скотоводства в народном хозяйстве определяется, прежде всего, высокими питательными свойствами его продукции. По пищевым достоинствам молоко занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. По научно обоснованным нормам питания на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 380 кг, из них цельного молока 120 кг, обезжиренного 16,8 кг, творога 8,0 кг, сыра и брынзы 6,6 кг, сметаны 5,8 кг, сливочного масла 6,0 кг. Средняя научно обоснованная норма потребления мяса на душу населения в год составляет 80 кг, в том числе говядины и телятины 22 – 28 кг. [26]
Крупный рогатый скот по сравнению с другими видами животных обладает наивысшей молочной продуктивностью. От коровы при правильном выращивании и содержании получают по 5000 – 8000 кг и более молока в год при жирности до 4 % и выше. В сутки коровы могут давать молока по 25 – 40 кг и более.
От крупного рогатого скота поступает основная масса мясной продукции. В мясном балансе страны говядина и телятина занимают более 43 %. От скотоводства получают также ценное кожевенное сырье. Из утилизации отходов боен получают ряд ценных продуктов – от мыла до эндокринных препаратов. Потребляет же крупный рогатый скот наиболее дешевые растительные корма, отходы сахарной, винокуренной, маслобойной и других отраслей промышленности. При этом из одного и того же количества переваримых питательных веществ он дает в несколько раз больше продукции (в сухом веществе), чем животные любого другого вида.