Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Источник: Статистические ежегодники и расчеты сотрудников ИМЭПИ  РАН.

Таб. 5. Динамика промышленного  производства в странах ЦВЕ.

( в 1989 г. –  100%) 

 

Страна

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Чехия

-3,3

-21,2

-7,9

-5,3

2,1

8,7

2,0

4,5

2,2

0

Венгрия

-10,2

-16,6

-9,7

4,0

9,6

4,6

3,4

11,1

13,0

10

Польша

-24,2

-8,0

2,8

6,4

12,1

9,7

8,3

11,5

4,8

6

Словакия

-4,0

-19,4

-9,3

-3,8

4,8

8,3

2,5

2,7

5,0

2

Словения

-10,5

-12,4

-13,2

-2,8

6,4

2,0

1,0

1,0

3,7

2,5

Болгария

-16,7

-20,2

-18,4

-9,8

10,6

4,5

3,8

-8,6

-8

0

Румыния

-19,0

-22,8

-21,9

1,3

3,3

9,4

9,9

-5,9

-17,3

-6

Хорватия

-11,3

-28,5

-14,6

-5,9

-2,7

0,3

3,1

6,8

3,7

3

ЦВЕ-7

-15,5

-16,3

-8,7

1,0

7,2

8,3

6,2

4,2

-0,7

2


Источник: Десять лет системной  трансформации в странах ЦВЕ  и в России: итоги и уроки // ИМЭПИ РАН. М., 1999. С. 20.

В результате такой политики Албания оказалась последней  страной, которая пересмотрела свою прежние позиции и стала на путь радикальных социально-экономических  и политических реформ в стране. В начале 1990 г. в стране «Горных  орлов», как называют албанцы свою родину, стали появляться первые признаки недовольства населения политикой  правящей партии. Это заставило АПТ  перейти к частичным реформам, чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение страны.

В июне 1991 г. после мощной всеобщей забастовки коммунистическое правительство АПТ вынуждено  было уйти в отставку, а чуть позже  лидер АПТ и бывший президент  страны Р. Алия был арестован и  предстал перед судом по обвинению  в казнокрадстве, расхищении государственного имущества и злоупотреблению  властью. Так закончился 45-летний период правления коммунистов в Албании.

Весной 1992 г. на парламентских  выборах побеждает оппозиционная  Демократическая партия во главе  с Сали Беришей. Начало рыночных преобразований сопровождалось резким усилением социально-экономического хаоса в стране и нарастанием  протеста против социальной несправедливости. Массовое строительство финансовых пирамид и обман населения  привели к образованию движение «обманутых вкладчиков» и к массовым беспорядкам. Армия Албании практически  самораспустилась, а вооружение было расхищено и вскоре перекочевало в Косово, где использовалось в  борьбе против сербов. Все государственные органы были парализованы и не подавали никаких признаков жизни.

Фактически в стране «Горных  орлов», произошло народное восстание, в результате которого к власти пришел лидер Социалистической партии Пандели  Майко. Новое руководство страны энергично поддержало косовских  албанцев и выступило за всестороннее сотрудничество с НАТО. Однако Сали Бериша не оставил надежду вернуться  к власти и развернул в стране кампанию против правительства социалистов. В результате агрессивной пропаганды, а также в силу различного рода экономических неурядиц популярность нового правительства стала быстро падать, а лидер социалистов Пандели  Майко потерял контроль над партией, уступив его новому лидеру Фатосу Нано.

Очередные парламентские  выборы принесли победу оппозиционной  Демократической партии во главе  с С. Беришей. Новый премьер-министр  тут же расправился со своим противником  и отправил Ф. Нано в тюрьму по обвинению  в растрате 7 млн. долларов, поступивших  в страну в рамках гуманитарной помощи. С тех пор в Албании постоянно  идет борьба за власть между двумя  крупнейшими политическими партиями – Социалистической и Демократической. Ни одна из сторон не уступает другой и  пытается привлечь на свою сторону  как можно больше сторонников.

В конце 2000 г. в Албании  началась новая волна беспорядков  и насилия, в результате которой  появились многочисленные жертвы среди  мирного населения. После победы социалистов на муниципальных выборах  в октябре того же года, Демократическая  партия Албания объявила войну правительству  и призвала к неповиновению властям. Правительство социалистов во главе  с премьер-министром Илира Мета обвинил во всем лидера оппозиции  Сали Беришу, а тот, в свою очередь, возложил вину на правительство, которое, по его словам, пытается с помощью  полицейских репрессий подавить демократическое движение в стране. В конце концов Сали Бериша призвал  своих сторонников из Демократической  партии к свержению существующего  строя и вывел людей на улицы, что вновь обернулось массовыми  погромами и арестами.

Экономическую ситуацию в  Албании серьезно осложнили тысячи беженцев из соседней Югославии, где  этнические албанцы составляют большинство  населения в автономном крае Косово. В конце 90-х гг. количество беженцев возросло до 450 тысяч (почти 15% населения), что легло тяжелым бременем на государственный бюджет этой бедной страны. Кроме того, в северных районах  страны находятся многочисленные базы боевиков Освободительной армии  Косово (ОАК), которые тоже требуют  определенной финансовой помощи со стороны  правительства.

В начале 1999 г. разразился скандал, связанный с незаконными поставками оружия боевикам Косово. В Южной  Африке был арестован претендент на албанский престол король Лека, а на его квартире было обнаружено большое количество оружия и боеприпасов, предназначенных для сепаратистов Косово. Побывавший в 1997 г. в Албании  король убедился в том, что народ  не жаждет его возвращения, что было подтверждено и во время референдума  по вопросу о восстановлении монархии. Оскорбленный подобным равнодушием, Лека вернулся в Южную Африку и, видимо, решил, что только таким способом ему удастся поднять свой авторитет  среди соотечественников. Теперь же он может рассчитывать на успех только после многолетней отсидки в  тюрьме приютившей его страны.

Таким образом, в конце 90-х  гг. Албания продолжала оставаться на задворках европейской экономики, а нерешенность политических проблем  грозит «Стране орлов» новой гражданской войной. Трехмиллионная республика по большинству экономических показателей безнадежно плетется в хвосте европейских стран, уступая почти в 3 раза даже Румынии, которую считают одной из наименее развитых в Восточной Европе.

Из-за непредсказуемости  политической ситуации иностранные  инвесторы не спешат вкладывать деньги в албанскую экономику, а своими силами албанцы вывести страну из кризиса не могут. Дефицит торгового  баланса составил к началу 2000 г. более 420 млн. долларов, а уровень инфляции колеблется в пределах 10-40% в год. В конце 90-х гг. в стране начался  процесс приватизации государственных  предприятий, что дает определенную надежду на скорое оздоровление экономики, однако угроза гражданской войны  из-за нерешенности проблемы политической власти может опрокинуть все эти  планы.

Правда, после начала косовского кризиса в Албанию пошел нескончаемый поток гуманитарной помощи, но ее проедают быстрее, чем она поступает. В  особенности после того как правительство  Македонии стало в массовом порядке  отправлять в Албанию беженцев из Косово, которые пытались укрыться на ее территории в разгар косовского кризиса. Есть вероятность, что массовый наплыв косоваров в Албанию может  не только подорвать ее и без того слабую экономику, но и вызвать гражданскую  войну, остановить которую без помощи НАТО будет практически невозможно. Тем более что драматическое  развитие событий в Албании в  начале 1997 г. - вооруженный мятеж  на юге страны, введение в Албанию  миротворческих сил и продолжающаяся политическая нестабильность - создают  для этого весьма благоприятные  условия.

Следует также сказать  о некогда популярной идее «Великой Албании». Правда, в 90-е гг. албанцы  старались не говорить о ней открыто, но при этом постоянно напоминали о том, что необходимо объединить всех сограждан, проживающих в Албании, Косово, Македонии и других странах  в единое этническое сообщество. Разумеется, в конце 90-х гг. идея «Великой Албании» не нашла бы поддержку западных стран  и вызвала бы жесткое неприятие  соседних государств, но было бы ошибкой  считать, что эта националистическая идея в сегодняшней Албании предана  полному забвению. Тем более что  к северу от нее все еще звучат аналогичные призывы к созданию «Великой Сербии».

Болгария

Болгария рассталась с  коммунистическим прошлым 10 ноября 1989 г., когда в стране был совершен бескровный переворот, получивший, как  и в Чехословакии, название «бархатной революции». В январе 1990 г. Болгарское национальное собрание проголосовало  за отмену монополии коммунистов  на власть, а Тодор Живков, правивший  страной в течение 35 лет, был снят со своих постов и арестован за нарушение законов и злоупотребление  властью. С тех пор у власти сменилось девять правительств, а  главными соперниками на выборах  становились представители трех крупнейших политических сил – Болгарской социалистической партии (бывшей коммунистической), Союза демократических сил (СДС) и общественно-политического движения «Европейские левые». Всего же в  Болгарии насчитывается 96 политических партий, появившихся после падения  коммунистического режима и участвующих  в выборах центральных и местных  органов власти.

На прошедших в конце  октября 1999 г. муниципальных выборах  правящий ныне Союз демократических  сил потерял значительное количество своих сторонников и еще раз  продемонстрировал давно уже  известный факт, что болгары устали от политических и экономических  неурядиц и безразлично относятся  ко всему, что происходит в стране. Свидетельством усталости и безразличия болгар послужили дебаты в парламенте по поводу запрещения в стране всех коммунистических организаций. Большинство депутатов (26 против 5) проголосовали в апреле 2000 г. за принятие соответствующего закона. В знак протеста депутаты от Болгарской социалистической партии покинули зал заседаний. Следует отметить, что все предыдущие попытки запретить коммунистический режим (например, в 1992 и 1997 гг.) оказались безуспешными, так как были отвергнуты Конституционным судом.

Главные черты нынешней Болгарии – отсталая экономика, разрушенное  сельское хозяйство, незавершенные  реформы, болезненная и во многом несправедливая приватизация, коррупция  в высших эшелонах власти, растущая безработица и абсолютно разуверившийся народ, чей жизненный уровень  намного ниже, чем в соседних странах.

Серьезные сбои в социально-экономическом  развитии страны напрямую связаны с  внешнеполитическим курсом Болгарии. Правительство давно уже проводит курс на сближение с НАТО и Европейским  союзом и объявило о своем желании  как можно скорее вступить в эти  организации. С этой целью президент  Болгарии Петр Стоянов и премьер-министр  Иван Костов поддержали агрессию НАТО на Балканах, чтобы хоть как-то ускорить этот процесс. Болгария предоставила НАТО свое воздушное пространство и одновременно закрыла его для России, которая  решила направить на Балканы своих  миротворцев. Кроме того, Болгария согласилась  на размещение на своей территории натовских войск и даже на создание американских военных баз.

Однако на пути интеграции Болгарии в европейские и натовские  структуры есть немало трудностей. По большинству экономических признаков  Болгария не подходит для равноправного  участия в интеграционных процессах. От нее требуют проведения радикальных  социально-экономических реформ, а  политическая элита страны опасается, что это вызовет взрыв в  стране, 90% население которой и  так едва сводит концы с концами. Кроме того, по настоянию руководства  НАТО Болгария приняла решение сократить  численность своих вооруженных  сил с 80 тысяч человек до 45, после  чего наступит период ее коренной модернизации по натовским образцам.

Под давлением руководства  Евросоюза был наконец решен 50-летний территориальный спор между Болгарией  и Македонией. До последнего времени  Болгария отказывалась признать макендонский язык и саму македонскую нацию  и только в конце 90-х гг. этот конфликт был наконец-то решен. Одновременно было подписано соглашение о реализации более 20 совместных болгарско-македонских  проектов в области торгово-экономических  отношений, что открывает новые  перспективы для взаимовыгодного  сотрудничества между обеими странами.

Особое недовольство населения  вызывает факт серьезного сокращения всяческих связей с Россией. Так, например, если в 1989 г. товарооборот между  двумя странами достигал 15 млрд. долл., то в 1999 г. он составил чуть более 1 млрд (см. таб.6). Правящие круги страны прекрасно  понимают, что разрыв экономических  связей с Россией наносит огромный вред Болгарии, но пока еще не готовы восстановить их в прежнем объеме.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации