Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

А между тем для экономического сотрудничества двух стран есть все  необходимые предпосылки. Во-первых, Болгария более других стран ЦВЕ  была интегрирована в советскую  экономику, так как всегда усердно  копировала политические и экономический  строй СССР. Во-вторых, преимущественное развитие сельского хозяйства и  туризма дает возможность найти  в лице России огромный потребительский  рынок. В-третьих, Болгария может стать  крупным потребителем российских энергоносителей, в особенности после закрытия по требованию ЕС двух из шести энергоблоков на атомной электростанции в Козлодуе.

Таб. 6. Динамика болгарско-российской торговли за 1994-1997 гг. ( млрд. долларов)

 

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Объем товарооборота

1,8

2,06

2,0

1,8

Эскпорт в Россию

0,6

0,63

0,5

0,4

Импорт из России

1,2

1,43

1,5

1,4


Источник: Экономические  и социально-политические трансформации  в Центральной и Восточной  Европе во второй половине ХХ века. - М., 1998. С. 45.

Во время официального визита президента Болгарии П.Стоянова в Москву в 1998 г. обе стороны отметили, что политические проблемы между  ними уже решены и пора переходить к восстановлению торгово-экономических  связей. Однако чуть позже болгарский премьер-министр И. Костов назвал стремление Болгарии дистанциироваться от России вполне естественным и нормальным, так как, по его словам, политическая нестабильность в России не оставляет  никаких надежд на нормальное сотрудничество между двумя странами. И тем  не менее объективное стремление обеих стран к взаимовыгодному  сотрудничеству может стать решающим фактором российско-болгарских отношений  в ХХI в., о чем недвусмысленно заявил тот же И. Костов во время  рабочего визита в Москву летом 1999 г.

Венгрия

Как и в других странах Восточной Европы, первая половина 90-х гг. в Венгрии ознаменовалась решительным пересмотром всей системы  общественно-политических отношений. Новые экономические и политические приоритеты страны были сформулированы пришедшим к власти в мае 1990 г. коалиционным правоконсервативным  правительством Й. Анталла. Венгерский парламент принимает закон, разрешающий  формирование в стране новых политических партий, а чуть позже в Венгрии  было провозглашено создание новой  республики. Новая конституция содержала  в себе гарантии многопартийности, рыночного хозяйства, частной собственности  и демократического устройства страны.

Однако влияние  левых сил в стране не было подорвано  произошедшими переменами. На очередных  парламентских выборах в мае 1994 г. победу одержала леволиберальная  коалиция социалистов и свободных  демократов, а новое правительство  Дьюлы Хорна в целом сохранило  преемственность прежнего курса, добавив  к нему лишь больше гибкости и прагматизма.

Вторая половина 90-х гг. была отмечена завершением  переходного периода в экономическом  и политическом развитии страны и  все большей ориентацией Венгрии  на страны ЕС и НАТО. Так, например, в 1997 г. был проведен референдум по вопросу  о вступлении в НАТО, в результате которого большинство населения  одобрило планы правительства по интеграции в западноевропейские структуры. С этого момента Венгрия вступила на путь быстрого сближения с Западом  и первый результат проявился  в 1999 г., когда Венгрия наряду с  Польшей и Чехией стала членом НАТО.

Вместе с тем  в конце 90-х гг. шла интенсивная  подготовка Венгрии к вступлению в ЕС. Она одной из первых вступила в ОЭСР (март 1996 г.) и стала ассоциированным  членом Евросоюза. В июле 1997 г. Председатель Еврокомиссии выразил мнение большинства  стран ЕС о том, что Венгрия  полностью отвечает строгим требованиям  этой организации к новым членам и может быть принята в Европейский  союз в течение 5 лет. А с начала 1998 г. начались регулярные переговоры между правительством Венгрии и  руководством ЕС о ее присоединении  к « союзу 15».

В мае-июне 1998 г. в  Венгрии прошли очередные парламентские  выборы, победу на которых одержала правоцентристская коалиция партии ФИДЕС и националистической партии НПМХ. Новое правительство было сформировано лидером ФИДЕС В. Орбаном. Правые консерваторы сразу же поставили  перед собой цель добиться вступления в НАТО, а затем ускорить процесс  подготовки к вступлению в Евросоюз.

В связи с этим в течение второй половины 90-х  гг. Венгрия принимает ряд законодательных  актов, приводящих социально-экономическую  структуру страны в соответствие с европейскими стандартами. Так, в  частности, еще с января 1996 г. стал действовать новый валютный кодекс, полностью освободивший валютную систему  страны от государственного контроля, а позже были приняты меры по улучшению  социально-экономических показателей  и по их приближению к нормативам ОЭСР и ЕС.

В условиях безоглядной  переориентации Венгрии на страны Запада отношения этой страны с Россией  и другими странами Восточной  Европы быстро отошли на задний план. Причем ослабление контактов коснулось  не только торгово-экономической деятельности, но и политических взаимоотношений, которые ограничивались в этот период лишь спорадическими консультациями на уровне министров иностранных дел  и парламентских групп. Правда, 6 декабря 1991 г. в Москве был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между двумя  странами, а в последующие годы было заключено более 20 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, однако многие положения этих документов на практике не выполнялись.

Наибольший успех  был отмечен в той сфере, которая  касалась вывода российских войск с  территории Венгрии и урегулированию взаимных претензий. Так, например, во время визита президента России Б. Н. Ельцина в Венгрию в ноябре 1992 г. стороны согласились с «нулевым вариантом», в соответствии с которым  они отказывались от взаимных финансовых претензий и решили проблему советского долга Венгрии (1,7 млрд. долл.).

До середины 90-х  гг. в области торгово-экономических  отношений между Венгрией и Россией  наблюдался заметный спад и только с 1996 г. началось медленное оживление, связанное прежде всего со сменой власти в Венгрии. Объем торговли между двумя странами превысил 3 млрд. долларов, что в несколько  раз меньше того объема, который  поддерживался между двумя странами до упразднения СЭВ. Однако и этот уровень взаимной торговли долго  не продержался. Валютно-финансовый кризис 1998 г. в России похоронил эти обнадеживающие тенденции, отбросив отношения между  двумя странами на уровень 1991 г.

Особое внимание во второй половине 90-х гг. Венгрия  уделяла урегулированию имущественных  и территориальных споров с соседними  государствами - Словакией и Румынией. В результате многочисленных встреч и переговоров были подписаны  важные документы, призванные раз и  навсегда решить эти споры. Тем более  что этого требуют строгие  нормативы ЕС, членами которого стремятся  стать восточноевропейские государства.

Польша

В течение всего  периода 80-х гг. Польша находилась в  состоянии перманентного внутриполитического  кризиса, вызванного решительной борьбой  профсоюза «Солидарность» за изменение  политической системы в стране. В  конце 80-х гг. в Польше развернулась всеобщая забастовка рабочих кораблестроительных  заводов, вызвавшая массовые аресты среди руководителей профсоюзного движения, и в особенности независимого профсоюза «Солидарность». Руководитель профсоюза Лех Валенса впервые  после его запрещения в 1981 г. провел переговоры с польскими властями и подписал в марте 1989 г. Соглашение о проведении политических и экономических  реформ в стране. Вскоре после этого  представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий был избран премьер-министром Польши и сформировал первое после 1940 г. правительство страны, состоящее  из оппозиционных ПОРП политических сил.

Таким образом, впервые  в новейшей истории стран Восточной  Европы коммунистическое правительство  добровольно передало власть оппозиции, хотя этому решению предшествовал  длительный и весьма болезненный  период противостояния между руководством ПОРП и народом, интересы которого защищали независимый профсоюз «Солидарность» и Римско-католическая церковь. Это  была реалистическая позиция, всецело  поддержанная лидером ПОРП генералом  В. Ярузельским, что однако не помешало новым властям привлечь Ярузельского к суду в мае 2001 г. за жестокое подавление оппозиции в 1970, 1981 и 1989 гг.

Новое правительство  объявило, что будет прежде всего  стремиться к устранению влияния  коммунистов на экономическую жизнь, а также добиваться отмены их монополии  на политическое устройство страны. По подсчетам экономистов «Солидарности», для решения первостепенных задач  Польше в ближайшие годы понадобятся  западные кредиты в сумме 10 млрд. долларов.

В декабре 1990 г. первым президентом свободной Польши стал победивший с огромным преимуществом  на выборах лидер независимого профсоюза  «Солидарность» Лех Валенса. Одновременно правительство Польши принимает  самую жесткую из всех стран Восточной  Европы программу социально-экономических  преобразований («шоковая терапия»). Главным  архитектором польских реформ стал известный  экономист профессор Лешек Бальцерович. Он занимал пост вице-премьера и  министра финансов в правительствах Т. Мазовецкого и Е. Бузека и явился инициатором проведения так называемой «чрезвычайной политики» в 1989-1991 гг., в результате которой Польша вплотную приблизилась к выходу из затяжного социально-экономического кризиса.

«Шоковая терапия» Л. Бальцеровича принесла стране определенные результаты, но оказалась настолько  жесткой и непопулярной среди  населения, что авторитет новой  власти стал неуклонно снижаться, а  на правительство и президента посыпались обвинения в чрезмерной поспешности  и непродуманности проводимых реформ. В результате падения популярности правых либералов во время президентских  выборов 1995 г. победу одержал бывший коммунист А. Квасневский. Новое  правительство слегка скорректировало  курс реформ, но так и не отказалось от жесткого давления на польских производителей, что вызвало новую волну протестов  по всей стране и обострение социальной напряженности.

В начале 1999 г. всю  страну охватили крестьянские волнения, в ходе которых выдвигались лозунги  реформы аграрной политики государства  и защиты местных производителей от дешевого импорта из-за рубежа. Крестьянские профсоюзы блокировали всю страну и заявили, что не допустят разрушения национального сельского хозяйства. Наибольшее возмущение польских фермеров вызвала импортная политика польского правительства, позволившая иностранным производителям заполнить внутренний рынок Польши дешевыми продуктами сельского хозяйства, что поставило многие крестьянские хозяйства страны на грань банкротства.

При этом основные обвинения были предъявлены странам  Евросоюза, в связи с чем манифестанты сожгли десятки флагов стран, входящих в эту организацию. В настоящее  время отсталое сельское хозяйство  Польши является главным препятствием для вступления страны в ЕС. Для  его устранения нужно уменьшить  количество фермеров с 3 миллионов до 700 тысяч, что станет самой настоящей  катастрофой для миллионов людей.

Новая волна забастовок и демонстраций прокатилась по Польше в конце 1999 г., когда произошли  ожесточенные столкновения фермеров с  полицией. Лидеры оппозиционных сил  дали понять непопулярному правительству  Ежи Бузека, что поляки устали от реформ и требуют отказа от наиболее одиозных принципов «шоковой терапии» Л. Бальцеровича. Критике подверглась  также политика Польши на сближение  с Западом в ущерб традиционно  сложившимся отношениям с соседней Россией и другими странами Восточной  Европы, товарооборот с которыми сократился за последние годы на 60 %. Тем не менее  Польша вместе с Чехией и Венгрией вступила в 1999 г. в НАТО и успешно  завершает подготовительный период для полноценного присоединения  к ЕС.

В этих непростых  условиях в Польше прошли очередные  президентские выборы, на которых  соперниками выступили действующий  президент А. Квасневский и лидер  некогда могущественного профсоюза  «Солидарность» Л. Валенса. Последний  нашел в себе мужество признать ошибки прошлого и после 4-летнего перерыва вновь попытался вернуться на политическую сцену. С этой целью  он создал в 1998 г. небольшую Христианско-демократическую  партию, от имени которой и вступил  в предвыборную борьбу за президентское  кресло во дворце Бельведер. Он подверг  критике политику президента Квасневского, одобрив лишь вступление Польши в  НАТО, однако все его усилия так  и не вернули доверие поляков  к первому президенту. На выборах  он потерпел сокрушительное поражение  уже в первом туре, набрав всего  лишь 0,8% голосов.

А. Квасневский  получил на этих выборах более 55% голосов и вновь возглавил  страну, хотя многие упрекали его в  чрезмерной осторожности и нехватке энергии для успешного продолжения  реформ. Справедливости ради стоит  сказать, что левоцентриская партия бывшего коммуниста Квасневского сделала  за четыре года для Польши больше, чем  все ее правые предшественники вместе взятые. Теперь на повестке дня польского  президента новая цель – вступление Польши в Евросоюз. А она, как известно, более сложна, чем вступление в  НАТО. Здесь нужен комплекс мер  по адаптации Польши в экономические  и социальные структуры ЕС, чего нельзя добиться за несколько лет  реформ. Главная проблема для сегодняшней  Польши – отсталое сельское хозяйство  и столь же неразвитая промышленность, реформирование которой потребует  огромных капиталовложений и резкого  увеличения числа безработных в  стране.

Попытка решения  этой задачи уже не раз приводила  Польшу к правительственным кризисам. Последний из них произошел летом 2000 г., когда пять ключевых министров  кабинета Ежи Бузека, включая печально известного «отца польских реформ»  Л. Бальцеровича, подали в отставку, протестуя против нерешительности  правительства в деле адаптации  социально-экономической структуры  Польши к требованиям Евросоюза. В результате острых споров правящая ныне коалиция - Выборная акция «Солидарность» и Союз свободы – окончательно развалилась как раз в то время, когда должны были начаться переговоры о расширении Евросоюза.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации