Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

В августе 2000 г. в  столице страны Осло состоялась массовая антифашистская демонстрация, собравшая  более 15 тысяч человек. Демонстранты вышли на улицы города, чтобы заявить  протест против решения неонацистов  отметить 13-ю годовщину со дня  смерти известного нациста Рудольфа Гесса. Демонстрация антифашистов была настолько впечатляющей, что в  тот день неонацисты не осмелились показаться на улицах города. Одновременно демонстранты требовали отменить ограничения  на въезд в страну беженцев из Восточной  Европы, а также неукоснительно соблюдать  права человека в отношении саамов – коренного населения северной части страны. По последним данным в Норвегии в губерниях Тромс  и Финмарк проживает около 30 тысяч  саамов, основным занятием которых  до сих пор остаются рыболовство  и оленеводство.

Следует отметить, что правительство Норвегии долгое время вообще не признавало саамов в качестве отдельной этнической группы и не считалось с их традиционными  правами на земельные, водные и лесные ресурсы. Однако в 2000 г. Норвегия получила предписание из ООН отчитаться перед  мировым сообществом о своем  отношении к коренному народу своей страны. Неловкость положения  усугубляется еще и тем, что Норвегия всегда выступает в первых рядах  критиков тех политических режимов, которые нарушают права человека.

Между тем коалиция трех центристских партий оказалась  в сложном положении, так как  не имела большинства с стортинге (норвежском парламенте) и была скована  действиями оппозиции. Учитывая расстановку  политических в стране и свою слабость в качестве политического руководства, центристский кабинет лидера Народно-христианской партии Хьеля Магне Бунневика  подал в марте 2000 г. в отставку, сославшись на разногласия в парламенте по вопросу переработки газа в  электроэнергию.

Кроме того, центристская коалиция не имела четкой концепции  управления страной и пренебрежительно относилась к традиционным для норвежцев  ценностям, таким, например, как семья, религия и мораль. Таким образом, не имеющее широкой опоры в  стортинге правительство предпочло  досрочно сложить с себя полномочия и подготовиться к новым парламентским  выборам. Король Норвегии Харальд V принял отставку и поручил лидерам политических партий позаботиться о новом правительстве.

Возвращение к власти НРП будет не таким легким, как  может показаться на первый взгляд. Прежде всего социал-демократам придется столкнуться с проблемой выбора партнеров. Сегодня далеко не каждая политическая партия готова войти в  коалицию с социал-демократами. Левые  социалисты требуют большего внимания к своей программе. хотя их малочисленность  не дает им возможности добиться желаемого. Консерваторы, а тем более прогрессисты под руководством Хагена не войдут в коалицию прежде всего из-за непримиримых идеологических разногласий с социал-демократами. Судя по всему, Рабочей партии придется править страной в гордом одиночестве  до намеченных на сентябрь 2001 г. парламентских выборов, которые могут обозначить новую расстановку политических сил в стране.

А сейчас правительству  Енса Столтенберга придется доказывать свою состоятельность и постараться  не растерять голоса до новых выборов. Столтенберг – сторонник политической практики Т. Блэра и Г. Шрёдера, приверженец  рыночной экономики, традиционно положительно относится к членству страны в  НАТО Кроме того, он постоянно напоминает избирателям о необходимости  вступления Норвегии в Евросоюз и  встречает все большее понимания  своих сограждан.

Отношения с соседней Россией строятся в основном на принципах  добрососедства и взаимопонимания, хотя здесь есть немало проблем, требующих  незамедлительного решения. Одной  из них является совместное освоение северных районов. С одной стороны, Москва и Осло активно сотрудничают в области охраны биоресурсов  и с этой целью уже несколько  лет успешно работает Постоянный комитет по вопросам управления и  регулирования рыболовства. А с  другой – Норвегия в одностороннем  порядке вводит новые правила  рыболовства в районе Баренцева  моря, существенно ущемляющие экономические  интересы России.

Во времена СССР норвежские рыболовы старались не дразнить советских рыбаков, так как опасались  навлечь на себя неприятности, однако после распада Советского Союза  норвежские власти стали целенаправленно  и методично вытеснять российских рыбаков из зоны архипелага Шпицберген, нарушая при этом все существующие международные и межгосударственные договоры. Если не предпринять срочных  мер, то Россия может вообще потерять этот богатейший биоресурсами регион.

ФИНЛЯНДИЯ

90-е гг. ознаменовались  для Финляндии важнейшими политическими  событиями, в результате которых  эта небольшая страна заняла  видное место в семье европейских  народов и в очередной раз  заявила о себе, как о высокоразвитом  демократическом государстве.

До 1991 г. страной  правило коалиционное правительство  консерваторов и социал-демократов, однако на парламентских выборах 1991 г. социал-демократы потерпели поражение  и ушли в оппозицию, уступив власть представителям Консервативной партии и партии Центра (бывшей Аграрной партии). Новому правительству Финляндии, которое  возглавил Эско Ахо, пришлось немало потрудиться, чтобы вывести страну из затянувшегося энергетического  кризиса и адаптировать ее к новым  условиям постсоветского периода международных  отношений.

В феврале 2000 г. в  результате второго тура президентских  выборов главой государства была избрана Тарья Халонен - первая женщина-президент  в истории Финляндии. До этого  она занимала пост министра иностранных  дел и входила в руководство  Социал-демократической партии Финляндии. Правда, перевес голосов нового президента над своим соперником был минимальным. Она получила 51,2% , а следовавший  за ней по пятам представитель  партии Центра Эско Ахо – 48,8%. Тем  не менее Т. Халонен заявила после  выборов, что будет президентом, представляющим интересы всех финнов.

Социал-демократы  Финляндии поставили во главу  угла своей предвыборной кампании общие  задачи народов Европы, а Эско Ахо  сделал акцент на интересах рядового финна, а также морально-этические  ценности семьи.

Следует отметить, что президентская власть в Финляндии  в конце 90-х гг. стала менее  влиятельной, чем в начале этого  десятилетия. Финский парламент  самым серьезным образом ограничил  прерогативы президентской власти, возложив на себя большую часть властных функций. Таким образом, Финляндия  сделала важный шаг в сторону  парламентской республики.

Важнейшим направлением внешней политики Финляндии в 90-е  гг. оставались отношения с Россией. Несмотря на резкое заявление Т. Халонен  в октябре 1999 г., что Россия перестала  быть мировой державой и должна смириться  с новой ролью рядового члена  мирового сообщества, Финляндия внимательно  следит за событиями в России и  делает все возможное, чтобы сохранить  традиционные отношения дружбы и  сотрудничества между двумя странами.

Важные события  произошли в Финляндии в 1999 г. Страна окончательно преодолела барьер самоизоляции, связанный с ее уникальной ролью в системе международных  отношений до распада СССР и впервые  возглавила Европейское сообщество. После краха коммунизма в Советском  Союзе и других странах Восточной  Европы Финляндия заметно активизировала свои усилия по интеграции в мировое  сообщество и с 1 февраля 1995 г. стала  полноправным членом Евросоюза. Избрание нового президента в 2000 г. открывает  для Финляндии новые перспективы  расширения сотрудничества как в  рамках Евросоюза, так и в мировом  масштабе.

Вместе с тем  ведомая социал-демократами Финляндия  явно не желает резких перемен и  отклонений от уже проверенного временем курса. В отличие от Эско Ахо, апологета  национальной идеи и патриотизма, Т. Халонен считает себя сторонницей  европейской идеи и всегда активно  отстаивала курс на сближение с Большой  Европой. Кроме того, она постоянно  подчеркивает, что Финляндия должна стать своеобразным мостом между  ЕС и Россией. Вместе с тем она  считает, что Финляндия не должна торопиться со вступлением в НАТО и выступает категорически против увеличения военного бюджета страны. «Вступив в Европейский союз, - заметил  как-то известный финский дипломат, представлявший страну в ООН, - Финляндия  избежала участи остаться в изоляции в случае кризисной ситуации. Воздержавшись  от членства в НАТО, она свела  до минимума риск вызвать гнев России».

Впрочем, страсти  вокруг участия в НАТО до сих пор  не улеглись. В стране усиленно формируется  общественное мнение в пользу НАТО, а одна из кандидаток на пост президента откровенно заявляла, что в случае ее победы на выборах, она непременно приведет страну в эту организацию. Подтверждением этому служит тот  факт, что если в 1990 г. число сторонников  НАТО не превышало 20%, то к концу 1999 г. их количество выросло вдвое.

Причем эти настроения во многом подогреваются местными националистами, которые, помимо всего прочего, требуют  вернуть Финляндии отторгнутые, по их мнению, Россией территории финского Приладожья. Их число уже сейчас превышает 45% и продолжает стремительно расти. Во время парламентских выборов  в марте 1999 г. наиболее активной в  этом смысле была национал-патриотическая организация «Суур Суоми» («Великая Финляндия»), которая наряду с выдвижением  территориальных претензий к  России еще в конце 1998 г. затеяла  шумную кампанию по выдаче финскому правосудию партизан Карельского фронта, обвиняемых в совершении преступлений в годы Великой Отечественной войны.

Кроме того, выдвигались  требования к России выплатить материальную компенсацию за нанесенный Финляндии  ущерб. Надо сказать, что Т. Халонен, бывшая тогда министром иностранных  дел, отчасти согласилась с этими  требованиями, заявив, что действия партизан не должны иметь срока давности и могут однозначно расцениваться  как убийства.

В связи с этими  недружественными акциями карельские партизаны направили возмущенное  письмо президенту страны Мартти Ахтиссари  и премьер-министру Пааво Липпонену  с просьбой прояснить, является ли эта  точка зрения официальной позицией Финляндии, но ответа так и не получили.

Во второй половине 1999 г. Финляндия была председателем  Евросоюза и немало сделала для  урегулирования Балканского кризиса  и прекращения агрессии НАТО в  Югославии, когда председателем  специальной комиссии ЕС по Югославии  стал президент Финляндии Мартти Ахтиссари. Во многом благодаря конструктивной позиции Финляндии руководство  ЕС приняло весьма многообещающую программу  экономического сотрудничества «Северное  измерение», однако на этому пути есть немало трудностей. Так, например, еще  в 1996 г. Россия ввела для финнов свободный  режим посещения приграничных областей, однако власти Финляндии не ответили тем же и вскоре этот режим пришлось прикрыть.

Довольно плодотворно  развиваются финско-российские отношения  в рамках выдвинутого Финляндией «Северного измерения», реализация которого может оказаться существенное влияние  на социально-экономическое развитие обеих стран. Главной проблемой  здесь являются довольно значительные различия в уровнях экономического развития. Так, например, финская часть  Карелии в 5-6 раз превосходит российскую по ВВП на душу населения, а дорог  с твердым покрытием в российской части меньше в 7 раз. Кроме того, сказывается существенная недоработка  России в сфере административных и правовых норм сотрудничества. Все  это приводит к тому. что финские  предприниматели используют соседние регионы России преимущественно  как сырьевую базу, а их доля в  иностранных инвестициях не превышает 8%.

Кроме того, в северном регионе Европы катастрофически  не хватает надежных средство коммуникации, что заметно осложняет экономического сотрудничество. Судя по всему, России и Финляндии предстоит решить все эти проблемы в следующем  веке.

Албания

Волна «бархатных революций» конца 80-х гг. в ЦВЕ, захватила  врасплох правящий в Албании режим. Первый секретарь ЦК Албанской партии труда (АПТ) Рамиз Алия, правивший  страной с 1985 г., когда умер прежний  албанский руководитель Э. Ходжа, выступил в июне 1989 г. на очередном съезде Демократического фронта Албании и  указал, что события в странах  Восточной Европы доказывают «не  крах социализма, а уродство того капиталистического курса, который они провозгласили 30 лет назад».

Таб. 4. ВВП стран ЦВЕ  на душу населения в сравнении  со средним значением ВВП Евросоюза (15 стран = 100).

Страна

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2005

Чехия

68

57

59

60

62

64

64

63

65

65

72

Венгрия

49

45

46

46

47

47

49

52

53

54

59

Польша

33

31

33

34

35

37

39

41

42

47

51

Словакия

51

40

40

40

42

45

46

49

51

52

56

Словения

70

59

62

65

66

68

69

72

75

75

82

Болгария

33

27

28

28

28

25

23

26

27

27

29

Румыния

36

29

30

31

32

33

31

29

30

30

33

Хорватия

40

30

27

28

29

32

33

34

35

35

39

Евросоюз

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации