Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция
Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.
Однако опыт показал, что до настоящего времени подобные меры не приносили желаемых результатов, так как преступные группировки Запада, получающие огромные дохода за счет современной работорговли, быстро находят лазейки для обхода всех препятствий. По официальным данным ООН только за последнее десятилетие криминальные группировки переправили в Европу и Северную Америку более 30 млн. жителей Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы, включая, разумеется, и Россию. Трагедия 58 китайцев, трупы которых были обнаружены летом 2000 г. в контейнере на территории Нидерландов шокировала благополучную Европу и еще раз напомнила, что проблема нелегально иммиграции требует незамедлительного решения.
Весьма показательной в этом смысле стала позиция Евросоюза по отношению к событиям в Австрии, когда там к власти пришли правые националисты Партии свободы во главе Й. Хайдером. После нескольких предупреждений страны ЕС объявили о введении двусторонних санкций против Австрии (31 января 2000 г.), но они оказались настолько неэффективными, что их пришлось срочно отменить (сентябрь 2000 г.). И, тем не менее, Евросоюз продемонстрировал готовность пойти на самые крайние меры в тех случаях, когда власть в той или иной стране этого союза формируется крайне правыми, националистическими и почти фашистскими силами. Политическая изоляция Австрии напомнила все остальным крайне правым партиям, что единая Европа не будет мириться с неонацизмом и предпримет все меры по его политической нейтрализации.
Однако Европа нуждается
в большом притоке иностранной
рабочей силы, без которой все
ее социальные программы будут обречены
на провал. В силу быстрого старения
населения и уменьшения количества
трудоспособных людей, пенсионная система
и социальное обеспечение существовать
уже не могут. С этой целью в
конце 90-х гг. Евросоюз стал предпринимать
экстренные меры, чтобы, во-первых, поощрять
рабочих к обеспечению
Таким образом, в Европе стали
понимать, что нельзя платить людям
только за то, что они не работают.
Это подрывает государственные
финансы и порождает социальный
паразитизм, бремя которого они выдержать
уже не в состоянии. Именно поэтому
Европейские государства
Во второй половине 90-х
гг. перед странами Евросоюза со
всей остротой встал вопрос о формировании
собственных вооруженных сил
для решения задач обеспечения
безопасности и «гуманитарных интервенций»
в те страны, правительства которых
допускают ущемление прав человека.
Раньше эти задачи возлагались на
членов Западноевропейского союза
(ЗЕС), созданного еще в период холодной
войны, однако в последнее время
эта организация перестала
Откровенно говоря, формально
похороны ЗЕС уже состоялись, но
фактическая ликвидация его органов
будет осуществляться в течение
нескольких лет, пока ЕС не создаст
европейскую армию (силы быстрого реагирования)
в количестве 60 тысяч человек. В
будущем контингент европейской
армии намечается довести до 250 тысяч.
Руководство ЕС определило три важнейших
задачи европейской армии: гуманитарное
вмешательство после природных
катастроф, размещение миротворческих
сил в зонах вооруженных
При этом предполагается, что
основная тяжесть военного бремени
ляжет на Германию, которой достанутся
основные командные посты. Не исключается
также, что самое непосредственное
участие в создании европейских
сил быстрого реагирования примут США
и НАТО. Россия участия в этом
не принимает, но военные реформы
в ЕС ей объективно выгодны, так как
могут заметно увеличить
Одновременно с созданием
европейской армии страны Евросоюза
продолжают наращивать усилия по укреплению
своей безопасности. С этой целью
1 января 1995 г. Совещание по безопасности
и сотрудничеству в Европе (СБСЕ),
образованное в 1975 г. в рамках Заключительного
акта в Хельсинки, было преобразовано
в Организацию по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Главы
государств и правительств ОБСЕ регулярно
собираются каждые два года для выработки
важнейших решений по проблемам
безопасности, а в перерывах между
встречами работой этого
Первая встреча ОБСЕ на
высшем уровне была проведена в ноябре
1990г. в Париже, где была принята
Парижская хартия для новой Европы.
С тех пор главы государств
и правительств ОБСЕ немало сделали
для укрепления безопасности континента,
а на последнем, 5-м саммите в
Стамбуле в ноябре 1999 г. участники
приняли «Хартию европейской
безопасности» и подписали
Особенностью последнего саммита стала жесткая критика позиции России относительно военных действий в Чечне, которую представитель Германии назвал «колониальной». В целом, несмотря на все трудности, ОБСЕ выдержала проверку временем и сделала немало полезного для укрепления мира на европейском континенте.
Весьма знаменательным для стран Евросоюза стал последний в ХХ веке (7-11 декабря 2000 г.) саммит глав государств и правительств в Ницце (Франция), ставший самым продолжительным и самым напряженным за всю историю ЕС. По предложению Франции, которая председательствовала в ЕС последние полгода, участники обсудили план реформирования органов управления ЕС и ограничения права вето при принятии важнейших решений в рамках Евросоюза. До этого президент Франции Ж. Ширак совершил турне по всем странам ЕС, где пытался убедить их в целесообразности предлагаемых им реформ. Однако полного согласия от них так и не добился. Его предложения связаны прежде всего с тем, что после вступления в ЕС новых членов процесс принятия решений может стать серьезной проблемой, подрывающей преимущества старых членов ЕС. Руководители ЕС подтвердили свое прежнее решение принять в организацию 10 государств Восточной Европы в два этапа, но о конкретных сроках расширения Евросоюза предпочли не высказываться.
Дискуссия вокруг институциональных
реформ в ЕС как предпосылки его
расширения вновь обострила внимание
к вопросу о конечной цели развития
Союза и его будущей
Принятая по итогам саммита Хартия основополагающих прав гражданина Европы декларирует, помимо традиционных прав человека, гарантии социальной обеспеченности и равных возможностей для всех жителей европейского континента. Любопытно, что работа саммита в Ницце сопровождалась ожесточенными столкновениями полиции с демонстрантами, которые выступали против глобализации и требовали улучшения жизни в «социальной Европе».
В 90-е гг. страны Евросоюза продолжали развивать многосторонние связи со своими традиционными партнерами в регионах Балтии, Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки. Однако появились и новые тенденции во внешнеэкономической деятельности ЕС. Так, например, была создана новая региональная организация под названием АСЕМ («Азиатско-европейская встреча») для координации регулярных торгово-экономических связей между странами ЕС и быстро развивающимся регионом Восточной Азии.
Первая встреча глав государств
и правительств АСЕМ была проведена
в Бангкоке (Таиланд) в марте 1996 г.
В ней приняли участие 10 стран
Азии и 15 стран Европы. Участники
встречи приняли ряд важных документов,
касающихся формата проведения регулярных
контактов между двумя
Второй саммит АСЕМ был
проведен в апреле 1998 г. в Лондоне,
где был принят Рамочный документ
по сотрудничеству Азии и Европы. Кроме
того, европейские государства
Третья встреча Европы
и Азии прошла в октябре 2000 г. в
Сеуле под лозунгом «Партнерство
Азии и Европы для процветания
и стабильности в новом тысячелетии».
На Сеульском саммите были одобрены
16 новых инициатив в сфере
Эволюция теоретических
90-е гг. стали
десятилетием радикального
К началу 90- х гг.
социал-демократическое
Под обобществлением
социал-демократы теперь понимают не
ликвидацию частной собственности
как таковой, а социализацию отдельных
ее функций посредством
Идеи так называемого
«третьего пути», претендующего
на преодоление негативных аспектов
как традиционного
Вот уже несколько
десятилетий существует так называемая
«шведская модель»
Именно в этом,
надо полагать, и заключается главная
особенность современной
Современные социал-демократы, как, впрочем, и некоторые традиционалисты, проводят довольно существенные различия между «рыночным обществом» и «рыночной экономикой». Первое, то есть капитализм, они по-прежнему отвергают, неизменно ссылаясь на традиционные принципы социальной демократии, а второе используют в качестве важнейшего средства решения множества социальных задач, непосредственным образом вытекающих из той же самой социальной демократии. При этом они не без оснований считают, что если в экономике господствует рынок, а между производителями сохранятеся высокий уровень конкурентности, то социальное пространство развивается преимущественно не ради денежных, а ради человеческих ценностей. Таким образом, они включают в понятие «социальное пространство» не только некоммерческие структуры образования, здравоохранения и благотворительной помощи, но и такие важные сферы, как транспорт, муниципальное жилье, энергетику, телекоммуникации и т.д.
Заметно изменилась
в конце ХХ в. и традиционная социал-демократическая
концепция равенства. В соответствии
с духом времени модернисты трактуют
равенство, как равенство первоначальных
возможностей, а не формальное равенство,
полностью скомпрометировавшее
себя в различного рода тоталитарных
обществах. Так, например, на последнем
Давосском форуме 2000 г. Т. Блэр особо
выделил свой главный тезис, что
«старая левая идея равенства
в смысле одинакового дохода заменена
сейчас на идею одинаковой ценности каждой
личности. Поэтому современные социал-
Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации