Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Основные принципы политической и экономической жизни стран  Евросоюза были заложены в Парижской  хартии для новой Европы, принятой главами государств и правительств ЕС 21 ноября 1990 г. В этом важнейшем  документе были зафиксированы основные направления экономического и гуманитарного  развития Европы в последнем десятилетии уходящего века, в том числе укрепление прав человека, верховенство закона, экономическая свобода и ответственность, дружественные отношения между странами-участницами, проблемы иммиграции и окружающей среды и человеческое измерение национальной политики. Особая роль при этом отводилась Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как главному органу, занимающемуся проблемами европейской безопасности.

Образование новых органов  власти в Евросоюзе неизбежно  повышало эффективность принимаемых  им решений и заметно ускоряло процесс интеграции стран ЕС в  единое сообщество. Одновременно повышалась степень воздействия управленческих импульсов ЕС на принятие государственных  решений в отдельно взятых странах. В качестве примера можно привести опыт германского бундестага, испытывающего  значительное влияние принимаемых  в ЕС решений (таб. 11).

Таб.11. Степень влияния  Евросоюза на решения бундестага ФРГ

Предметная область

1983-1987

1987-1990

1990-1994

Внутренняя политика

6,7%

2,3%

13%

Юстиция

9,8%

37,5%

14,8%

Финансы

22,9%

25,6%

20%

Экономика

16,7%

14,3%

15,8%

Сельское хозяйство

64,7%

33,3%

42,5%

Труд и соц. обеспечение

3%

5,7%

7,7%

Здравоохранение

26,2%

30,4%

31,4%

Транспорт, почта

и связь

30%

33,3%

22,2% 

Охрана окруж. среды

20%

66,7%

75%

В среднем

16%

20,9%

20,6%

Источник: Internationale Politik, № 4, апрель 1998 г.С. 38.


В июне 1997 г. Комиссия ЕС (КЕС) приняла «Повестку дня 2000 года», в которой подробно анализируются  перспективы расширения ЕС и определяются страны первого эшелона (Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр и Эстония). Переговоры с указанными кандидатами уже  ведутся с 1998 г. и близки к завершению. Одновременно Еврокомиссия выработала и приняла еще в июне 1993 г. довольно жесткие требования к кандидатам, которые можно сгруппировать  в три основные категории:

Политические критерии: институциональная  стабильность, гарантирующая существование  демократического и правового государственного строя при соблюдении фундаментальных  прав человека и защиты национальных меньшинств.

Экономические критерии: нормально  функционирующая рыночная экономика  и способность страны выдерживать  жесткую конкуренцию внутри Европейского союза.

Имущественные критерии: способность  национального правительства брать  на себя обязательства, вытекающие из членства в Евросоюзе и усвоить  цели политического, экономического и  валютного объединения, требующего значительных материально-финансовых затрат.

Учитывая вышеизложенные требования, Еврокомиссия пришла к  выводу, что ни одна из стран Восточной  Европы пока не соответствует этому  уровню, и только небольшая группа может претендовать на вступление в  ЕС в ближайшие годы – Венгрия, Чехия, Словения и Польша (см. таб. 12).

В апреле 1999 г. приступило к  работе новое правительство Европы во главе с бывшим итальянским  премьер-министром Романо Проди. Смена  власти происходила в условиях громких  скандалов по поводу расточительства  и коррупции предыдущего правительства  люксембуржца Жака Сантера. Кстати сказать, среди бездумно растраченных европейским  правительством Ж. Сантера средств  была значительная часть финансовых средств, выделенных Еврокомиссией  в качестве поддержки социально-экономических  реформ стран СНГ. С целью предотвращения подобных случаев в будущем руководство  ЕС расширило полномочия европравительства  по решению стоящих перед Евросоюзом задач и одновременно усилило  контроль над расходованием бюджетных  средств.

Таб. 12. Наиболее вероятные  кандидаты в Евросоюз

 

Страна

ВВП на душу

Населения (1996)

 

Население

Дата подачи заявки в ЕС

Евросоюз

19 250 долл.США

372,5

 

Кипр

11 989

0,7

Июль 1990 г.

Венгрия

6 410

10,1

31 марта 1991 г.

Польша

5 400

38,6

5 апреля 1994 г.

Румыния

4 591

22,7

22 июня 1995 г.

Словакия

7 970

5,3

27 июня 1995 г.

Латвия

3 484

2,5

13 октября 1995 г.

Эстония

4 431

1,5

24 ноября 1995 г.

Литва

4 237

3,7

8 декабря 1995 г.

Болгария

4 190

8,5

14 декабря 1995 г.

Чехия

9 479

10,3

17 января 1996 г.

Словения

11 113

1,9

10 июня 1996 г.

Турция

6 103

60,8

Апрель 1987 г.


Источник: The Geostrategic and International Political Implications of EU Enlargement. RSC Policy Paper No 98/2/ Florence, EUI, March 1998.

О характере стоящих перед  странами Евросоюза проблем можно  судить по итогам Лиссабонского чрезвычайного  саммита (март 2000 г.), на котором 15 представителей ЕС во главе с председателем «Европейского  правительства» Романо Проди обсуждали  вопросы занятости, экономического и социального развития, технологического прогресса и др. Помимо всего прочего  была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть технологическое  и информационное отставание ЕС от США, и также решить давно наболевшую проблему безработицы ( более 20 млн. человек) и бедности (30% населения ЕС). Однако есть все основания утверждать, что  адаптация социальной модели ЕС и  нединамичной европейской экономики  к жестким требованиям глобализации будет весьма болезненной и продолжительной (см. таб.13,14).

Таб. 13. Сравнение индикаторов  экономического развития США, ЕС и Японии (2000г.) 

 

Показатели

США

Япония

Евросоюз

Германия

Население (млн.)

269

127

374

82

ВВП (млрд.долл)

9193

4354

8522

1800

Экспорт (млрд.д)

680

388

822

544

Прямые инвест.(млрд)

605,1

13,6

984,5

60,3


Источник: Internationale Politik, # 8, 2000. P.46.

Таб. 14. Рейтинг интенсивности  инновационной деятельности 14 стран  мира (1999 г.) 

 

1

Япония

2

Швейцария

3

США

4

Швеция

5

Германия

6

Финляндия

7

Дания

8

Франция

9

Норвегия

10

Канада

11

Австралия

12

Нидерланды

13

Австрия

14

Великобритания


Источник: Независимая  газета, 17-Ш-1999. С. 10.

Не менее сложной проблемой  для стран ЕС является все более  усиливающийся поток иммигрантов  из стран Азии, Африки, Латинской  Америки, а в последнее время  и из Восточной Европы (см. таб. 15). Специфика проблемы заключается  в том, что наряду с законно  проживающими здесь 10 млн. иммигрантов  в Европу хлынули сотни тысяч  нелегальных переселенцев, требующих  узаконить их статус и обеспечить соответствующими социальными правами. В феврале 1999 г. по этому поводу в  Берлине собрался специальный совет  министров иностранных дел и  юстиции, но выработать единую политику в отношении иммигрантов так  и не удалось. Большинство стран  отнеслись к этой проблеме либерально, предложив лишь ввести твердые квоты  на въезд в страну иностранцев. В  отличие от них Великобритания и  Австрия заняли более жесткую  позицию и предложили полностью  прекратить доступ в страны ЕС нелегальных  иммигрантов.

Весьма существенная роль в процессе дальнейшей экономической  интеграции и ограничения неконтролируемой иммиграции в страны ЕС отводилась так называемой Шенгенской зоне сотрудничества. Этот союз образовался в 1995 г. и поначалу включал в себя семь стран ЕС –  Германию, Францию, Испанию, Португалию, Бельгию, Голландию и Люксембург. Именно они впервые образовали в  Европе единое визовое пространство, к которому позднее присоединились и некоторые другие страны – Австрия, Италия, Греция.

Главное преимущество подобного  союза заключалось в том, что  обладатели шенгенской визы могли спокойно передвигаться во всем странам данной зоны, что, однако, вовсе не отменило существование национальных виз, дающих право на посещение только той  или иной страны. При этом было введено  строгое правило «первого въезда», по которому попасть на территорию Шенгенской зоны можно только через  ту страну, на которую была выдана шенгенская виза, а всех нарушителей этого  правила моментально заносят  в компьютерный банк данных и налагают запрет на посещение этих стран в  течение 3-10 лет.

Таб. 15. Количество иммигрантов  в ЕС ( в тыс. чел. и % к общей  численности)

Страна

1950 г.

1970 г.

1990 г.

1996 г.

 

Тыс.ч.

%

Тыс.ч

%

Тыс.ч.

%

Тыс.ч.

%

Италия

47

0,1

122

0,2

469

0,8

738

1,3

Финляндия

11

0,3

6

0,1

26

0,8

69

1,3

Испания

93

0,3

148

0,4

279

0,7

539

1,4

Греция

31

0,4

15

0,2

173

1,7

155

1,5

Португалия

21

0,2

32

0,4

108

1,1

168

1,7

Ирландия

-

-

137

4,6

80

2,3

93

2,6

Англия

-

-

2000

3,6

1904

3,3

1983

3,4

Норвегия

16

0,5

76

2

143

3,4

161

3,7

Дания

-

-

-

-

161

3,1

223

4,2

Голландия

104

1

225

1,9

692

4,6

725

4,7

Швеция

124

1,8

411

5,1

484

5,6

527

6,0

Франция

1765

4,2

2621

5,1

3607

6,3

4000

6,8

Германия

568

1,1

2976

4,9

5338

8,4

7314

8,9

Бельгия

368

4,3

696

7,2

903

9

910

8,9

Австрия

323

4,7

212

2,8

482

6,2

728

9,0

Швейцария

285

6,1

1080

17,4

1127

16,7

1372

19,3

Люксемб.

29

9,8

1080

17,4

1127

16,7

1372

19,3

Вся ЗЕ

3788

1,7

10857

3,3

16096

4,5

19853

5,2

                   

Источник: Internationale Politik, 1999, # 4. P.38.

Преимущества шенгенского  визового порядка стали настолько  очевидными, что к концу 2000 г. выстроилась  целая очередь желающих присоединиться к новому союзу. В начале 2001 г. в  Шенгенскую зону стали активно интегрироваться  Финляндия, Дания, Норвегия, Исландия и  Швеция, на подходе образовалась очередь  из стран Восточной Европы – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и стран Балтии.

Разумеется, в странах  Европы прекрасно понимают, что остановить все более усиливающийся поток  нелегальных иммигрантов практически  невозможно, но они делают все возможное, чтобы ограничить его всеми доступными им методами и держать под контролем  соответствующих национальных служб. Причем все признают, что главной  проблемой иммиграции вообще и нелегальной  в особенности является не столько  напряжение всей социальной системы, сколько  угрожающий рост шовинистических, националистических и неофашистских настроений среди  коренных жителей Европы (см. таб. 16).

Так, например, специалисты  Европейской социологической организации  «Евробарометр» отмечают заметный рост в 90-е гг. националистических настроений в странах Евросоюза, которые  зачастую перерастают в откровенно расистские выступления. В результате опросов выяснилось, к примеру, что  откровенными расистами себя считают 22% бельгийцев, 16% французов, 14% австрийцев, 12% датчан, 10% финнов и так далее, а  общее количество людей в странах  ЕС, недоброжелательно относящихся  к иностранным иммигрантам приближается к 50%.

В связи с этим в 1998 г. было проведено совещание государств-участников Шенгенского соглашения о безвизовом режиме перемещения, подписанном еще  в 1985 г. После долгих дискуссий было принято решение ужесточить контроль на внешних границах Евросоюза и  пресекать любые попытки нелегальной  иммиграции в этот регион. Одновременно страны Шенгенского соглашения (Франция, Германия, Австрия, Италия, Греция, Люксембург, Бельгия, Голландия, Португалия и Испания) предпринимают меры по расширению Шенгенской зоны и намерены к весне 2001 г. включить в это соглашение еще 5 стран –  Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию  и Швецию. Правда, при том непременном  условии, что новые участники  этого соглашения станут строго контролировать свои границы и пресекать любые  попытки нелегального въезда иностранцев.

Таб. 16. Степень выраженного  расизма в странах ЕС (в проц.)

Страна

Расисты

Скорее расисты

Немного расисты

Не расисты

Евросоюз 

9

24

33

34

Бельгия

22

33

27

19

Дания

12

31

40

17

Германия

8

26

34

32

Греция

6

21

31

43

Испания

4

16

31

49

Франция

16

32

27

25

Ирландия

4

20

32

45

Италия

9

21

35

35

Люксембург

2

12

33

54

Нидерланды

5

26

46

24

Австрия

14

28

32

26

Португалия

3

14

25

58

Финляндия

10

25

43

22

Швеция

2

16

40

42

Великобритания

8

24

34

35

Источник: Независимая  газета, 6-12-2000 С.

 

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации