Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция
Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.
Основные принципы политической и экономической жизни стран Евросоюза были заложены в Парижской хартии для новой Европы, принятой главами государств и правительств ЕС 21 ноября 1990 г. В этом важнейшем документе были зафиксированы основные направления экономического и гуманитарного развития Европы в последнем десятилетии уходящего века, в том числе укрепление прав человека, верховенство закона, экономическая свобода и ответственность, дружественные отношения между странами-участницами, проблемы иммиграции и окружающей среды и человеческое измерение национальной политики. Особая роль при этом отводилась Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как главному органу, занимающемуся проблемами европейской безопасности.
Образование новых органов
власти в Евросоюзе неизбежно
повышало эффективность принимаемых
им решений и заметно ускоряло
процесс интеграции стран ЕС в
единое сообщество. Одновременно повышалась
степень воздействия
Таб.11. Степень влияния Евросоюза на решения бундестага ФРГ
Предметная область |
1983-1987 |
1987-1990 |
1990-1994 |
Внутренняя политика |
6,7% |
2,3% |
13% |
Юстиция |
9,8% |
37,5% |
14,8% |
Финансы |
22,9% |
25,6% |
20% |
Экономика |
16,7% |
14,3% |
15,8% |
Сельское хозяйство |
64,7% |
33,3% |
42,5% |
Труд и соц. обеспечение |
3% |
5,7% |
7,7% |
Здравоохранение |
26,2% |
30,4% |
31,4% |
Транспорт, почта и связь |
30% |
33,3% |
22,2% |
Охрана окруж. среды |
20% |
66,7% |
75% |
В среднем |
16% |
20,9% |
20,6% |
Источник: Internationale Politik, № 4, апрель 1998 г.С. 38. |
В июне 1997 г. Комиссия ЕС (КЕС) приняла «Повестку дня 2000 года», в которой подробно анализируются перспективы расширения ЕС и определяются страны первого эшелона (Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр и Эстония). Переговоры с указанными кандидатами уже ведутся с 1998 г. и близки к завершению. Одновременно Еврокомиссия выработала и приняла еще в июне 1993 г. довольно жесткие требования к кандидатам, которые можно сгруппировать в три основные категории:
Политические критерии: институциональная стабильность, гарантирующая существование демократического и правового государственного строя при соблюдении фундаментальных прав человека и защиты национальных меньшинств.
Экономические критерии: нормально функционирующая рыночная экономика и способность страны выдерживать жесткую конкуренцию внутри Европейского союза.
Имущественные критерии: способность
национального правительства
Учитывая вышеизложенные требования, Еврокомиссия пришла к выводу, что ни одна из стран Восточной Европы пока не соответствует этому уровню, и только небольшая группа может претендовать на вступление в ЕС в ближайшие годы – Венгрия, Чехия, Словения и Польша (см. таб. 12).
В апреле 1999 г. приступило к
работе новое правительство Европы
во главе с бывшим итальянским
премьер-министром Романо Проди. Смена
власти происходила в условиях громких
скандалов по поводу расточительства
и коррупции предыдущего
Таб. 12. Наиболее вероятные кандидаты в Евросоюз
Страна |
ВВП на душу Населения (1996) |
Население |
Дата подачи заявки в ЕС |
Евросоюз |
19 250 долл.США |
372,5 |
|
Кипр |
11 989 |
0,7 |
Июль 1990 г. |
Венгрия |
6 410 |
10,1 |
31 марта 1991 г. |
Польша |
5 400 |
38,6 |
5 апреля 1994 г. |
Румыния |
4 591 |
22,7 |
22 июня 1995 г. |
Словакия |
7 970 |
5,3 |
27 июня 1995 г. |
Латвия |
3 484 |
2,5 |
13 октября 1995 г. |
Эстония |
4 431 |
1,5 |
24 ноября 1995 г. |
Литва |
4 237 |
3,7 |
8 декабря 1995 г. |
Болгария |
4 190 |
8,5 |
14 декабря 1995 г. |
Чехия |
9 479 |
10,3 |
17 января 1996 г. |
Словения |
11 113 |
1,9 |
10 июня 1996 г. |
Турция |
6 103 |
60,8 |
Апрель 1987 г. |
Источник: The Geostrategic and International Political Implications of EU Enlargement. RSC Policy Paper No 98/2/ Florence, EUI, March 1998.
О характере стоящих перед
странами Евросоюза проблем можно
судить по итогам Лиссабонского чрезвычайного
саммита (март 2000 г.), на котором 15 представителей
ЕС во главе с председателем «
Таб. 13. Сравнение индикаторов экономического развития США, ЕС и Японии (2000г.)
Показатели |
США |
Япония |
Евросоюз |
Германия |
Население (млн.) |
269 |
127 |
374 |
82 |
ВВП (млрд.долл) |
9193 |
4354 |
8522 |
1800 |
Экспорт (млрд.д) |
680 |
388 |
822 |
544 |
Прямые инвест.(млрд) |
605,1 |
13,6 |
984,5 |
60,3 |
Источник: Internationale Politik, # 8, 2000. P.46.
Таб. 14. Рейтинг интенсивности инновационной деятельности 14 стран мира (1999 г.)
1 |
Япония |
2 |
Швейцария |
3 |
США |
4 |
Швеция |
5 |
Германия |
6 |
Финляндия |
7 |
Дания |
8 |
Франция |
9 |
Норвегия |
10 |
Канада |
11 |
Австралия |
12 |
Нидерланды |
13 |
Австрия |
14 |
Великобритания |
Источник: Независимая газета, 17-Ш-1999. С. 10.
Не менее сложной проблемой
для стран ЕС является все более
усиливающийся поток
Весьма существенная роль в процессе дальнейшей экономической интеграции и ограничения неконтролируемой иммиграции в страны ЕС отводилась так называемой Шенгенской зоне сотрудничества. Этот союз образовался в 1995 г. и поначалу включал в себя семь стран ЕС – Германию, Францию, Испанию, Португалию, Бельгию, Голландию и Люксембург. Именно они впервые образовали в Европе единое визовое пространство, к которому позднее присоединились и некоторые другие страны – Австрия, Италия, Греция.
Главное преимущество подобного союза заключалось в том, что обладатели шенгенской визы могли спокойно передвигаться во всем странам данной зоны, что, однако, вовсе не отменило существование национальных виз, дающих право на посещение только той или иной страны. При этом было введено строгое правило «первого въезда», по которому попасть на территорию Шенгенской зоны можно только через ту страну, на которую была выдана шенгенская виза, а всех нарушителей этого правила моментально заносят в компьютерный банк данных и налагают запрет на посещение этих стран в течение 3-10 лет.
Таб. 15. Количество иммигрантов в ЕС ( в тыс. чел. и % к общей численности)
Страна |
1950 г. |
1970 г. |
1990 г. |
1996 г. | |||||
Тыс.ч. |
% |
Тыс.ч |
% |
Тыс.ч. |
% |
Тыс.ч. |
% | ||
Италия |
47 |
0,1 |
122 |
0,2 |
469 |
0,8 |
738 |
1,3 | |
Финляндия |
11 |
0,3 |
6 |
0,1 |
26 |
0,8 |
69 |
1,3 | |
Испания |
93 |
0,3 |
148 |
0,4 |
279 |
0,7 |
539 |
1,4 | |
Греция |
31 |
0,4 |
15 |
0,2 |
173 |
1,7 |
155 |
1,5 | |
Португалия |
21 |
0,2 |
32 |
0,4 |
108 |
1,1 |
168 |
1,7 | |
Ирландия |
- |
- |
137 |
4,6 |
80 |
2,3 |
93 |
2,6 | |
Англия |
- |
- |
2000 |
3,6 |
1904 |
3,3 |
1983 |
3,4 | |
Норвегия |
16 |
0,5 |
76 |
2 |
143 |
3,4 |
161 |
3,7 | |
Дания |
- |
- |
- |
- |
161 |
3,1 |
223 |
4,2 | |
Голландия |
104 |
1 |
225 |
1,9 |
692 |
4,6 |
725 |
4,7 | |
Швеция |
124 |
1,8 |
411 |
5,1 |
484 |
5,6 |
527 |
6,0 | |
Франция |
1765 |
4,2 |
2621 |
5,1 |
3607 |
6,3 |
4000 |
6,8 | |
Германия |
568 |
1,1 |
2976 |
4,9 |
5338 |
8,4 |
7314 |
8,9 | |
Бельгия |
368 |
4,3 |
696 |
7,2 |
903 |
9 |
910 |
8,9 | |
Австрия |
323 |
4,7 |
212 |
2,8 |
482 |
6,2 |
728 |
9,0 | |
Швейцария |
285 |
6,1 |
1080 |
17,4 |
1127 |
16,7 |
1372 |
19,3 | |
Люксемб. |
29 |
9,8 |
1080 |
17,4 |
1127 |
16,7 |
1372 |
19,3 | |
Вся ЗЕ |
3788 |
1,7 |
10857 |
3,3 |
16096 |
4,5 |
19853 |
5,2 | |
Источник: Internationale Politik, 1999, # 4. P.38.
Преимущества шенгенского визового порядка стали настолько очевидными, что к концу 2000 г. выстроилась целая очередь желающих присоединиться к новому союзу. В начале 2001 г. в Шенгенскую зону стали активно интегрироваться Финляндия, Дания, Норвегия, Исландия и Швеция, на подходе образовалась очередь из стран Восточной Европы – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и стран Балтии.
Разумеется, в странах
Европы прекрасно понимают, что остановить
все более усиливающийся поток
нелегальных иммигрантов
Так, например, специалисты
Европейской социологической
В связи с этим в 1998 г. было
проведено совещание
Таб. 16. Степень выраженного расизма в странах ЕС (в проц.)
Страна |
Расисты |
Скорее расисты |
Немного расисты |
Не расисты |
Евросоюз |
9 |
24 |
33 |
34 |
Бельгия |
22 |
33 |
27 |
19 |
Дания |
12 |
31 |
40 |
17 |
Германия |
8 |
26 |
34 |
32 |
Греция |
6 |
21 |
31 |
43 |
Испания |
4 |
16 |
31 |
49 |
Франция |
16 |
32 |
27 |
25 |
Ирландия |
4 |
20 |
32 |
45 |
Италия |
9 |
21 |
35 |
35 |
Люксембург |
2 |
12 |
33 |
54 |
Нидерланды |
5 |
26 |
46 |
24 |
Австрия |
14 |
28 |
32 |
26 |
Португалия |
3 |
14 |
25 |
58 |
Финляндия |
10 |
25 |
43 |
22 |
Швеция |
2 |
16 |
40 |
42 |
Великобритания |
8 |
24 |
34 |
35 |
Источник: Независимая газета, 6-12-2000 С. |
Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации