Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Одной из самых слаборазвитых  республик бывшей Югославии по-прежнему остается Македония. Провозгласив в  сентябре 1991 г. полную независимость  от Югославии, она так и не смогла начать широкомасштабные реформы, довольствуясь  лишь полумерами. Массовая безработица, низкий уровень доходов населения  и присутствие огромного количества косовских беженцев не дают правительству  страны возможности поднять национальную экономику хотя бы до уровня конца 80-х  гг. (см. таб. 10). Македонские власти делают все возможное, чтобы раз и  навсегда избавиться от непрошеных гостей и направить освободившиеся ресурсы  на хозяйственное развитие страны. С этой целью многих беженцев из Косово встречают на границе, усаживают  в автобусы и отправляют обратно  в Косово или в Албанию.

Подобная практика вызвала  в последнее время серьезные  дипломатические демарши со стороны  Албании, но македонцы стараются  не обращать на это внимания. Президент  Македонии Киро Глигоров отверг все  нападки Албании и неустанно  повторял, что экономика небольшой  бедной страны не выдержит многотысячного натиска беженцев. В конце 90-х  гг. поток беженцев из Косово в Македонию  еще больше увеличился. Каждые сутки  границу переходило до 8 тысяч человек, а общее количество косоваров  на территории Македонии превысило 210 тысяч.

До начала натовских бомбардировок  Югославии албанцы в этой стране составляли около 25 % населения, а в 2000 г. их количество возросло до 35%. При  этом около 100 тысяч косоваров растворилось в других районах Македонии и  отнюдь не собираются возвращаться на родину. Руководство Македонии и  большинство населения этой страны опасаются, что с ними может произойти  то же, что уже произошло с сербами. При определенных обстоятельствах  косовские албанцы станут просто-напросто вытеснять македонцев и требовать  для себя широкой автономии.

Впоследствии все эти  опасения оказались вполне обоснованными. Весной 2001 г. албанские боевики развернули вооруженное наступление на правительственные  силы Македонии, развязав против нее  полномасштабную войну. Миротворческие силы НАТО предпочли не ввязываться  в этот конфликт, но все же своим  присутствием сдерживают агрессивные  посягательства косоваров на часть  македонской территории. Албанские  партии в Македонии откровенно потребовали  от властей изменения конституции  и признания албанского меньшинства  «равноправной нацией государства», что, несомненно, было бы первым шагом  к расколу страны и началу гражданской  войны

В мае 2001 г. в столице Албании  Тиране прошла очередная встреча  министров иностранных дел организации  «Процесс сотрудничества на Юго-востоке  Европы», в ходе которой были предприняты  меры по укреплению стабильности на Балканах. Несмотря на все сложности сложившейся  в этом регионе ситуации, есть надежда, что в первом десятилетии нового века главные проблемы будут все-таки решены.

Стоит особо сказать об отношениях Македонии с Россией. Правительство страны уделяет им огромное значение и постоянно напоминает о необходимости развития взаимовыгодных торгово-экономических связей, хотя при этом не отказывается от своих  прежних намерений вступить в  Евросоюз и расширить экономические  связи с Западом. Главным препятствием на пути налаживания нормальных связей с Россией было присутствие на территории Македонии миротворческих сил ООН. После мая 1997 Россия стала  решительно требовать вывода миротворцев  с территории Македонии, но по просьбе  президента Глигорова дала согласие на продление срока их пребывания в этой республике.

Таким образом, некогда единое и монолитное «социалистическое  содружество» в течение последнего десятилетия прекратило свое существование. В 1991 г. было объявлено о роспуске ОВД и СЭВ, а в это же время  в Лондоне был образован Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР) для оказания экономической и  финансовой помощи странам Восточной  Европы и бывшего Советского Союза. Вскоре после этого почти все  страны этого региона заявили  о стремлении как можно скорее войти в ЕС и НАТО.

Политические преобразования 90-х гг. выявили определенные тенденции  в принципах и методах формирования исполнительной власти. В одних странах (Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии, Словении и отчасти Польше) сложились традиционные парламентские республики, где средоточием  власти является правительство, формируемое  парламентским большинством. В других (Румыния, Сербия и Хорватия) утвердились жестко централизованные президентские формы правления, которые, как показал опыт, дают меньше возможностей для ускорения процесса демократизации, чем парламентские. Кроме того, коалиционные формы правления заметно укрепляют политическую культуру общества, основанную на принципах толерантности, взаимного доверия, согласия и сотрудничества. Именно поэтому раздел Чехословакии прошел мирно, а распад Югославии привел к гражданской войне и кровопролитным столкновениям.

В целом переходный период в странах Восточной Европы к  концу 90-х гг. практически завершен, хотя волна экономического кризиса 1997-1998 гг. отбросила их развитие на уровень  начала десятилетия. Учитывая все сложности  социально-экономического развития в  регионе, страны ЦВЕ создают собственные  экономические союзы и оказывают  друг другу посильную помощь в  завершении переходного периода.

ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ

Европейский Союз (ЕС).

К началу 90-х гг. страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) достигли впечатляющих результатов в социально-экономическом  и политическом развитии и вплотную подошли к той черте, за которой  уже отчетливо вырисовывались контуры  единой Европы без границ, с единой валютно-финансововй системой, единым парламентом и единым правительством, управляющим 370 миллионами граждан  Евросоюза. В конце 90-х гг. на долю этого гигантского сообщества приходилось  примерно 20% мирового ВВП и более 40% мировой торговли. При этом бюджет Евросоза превысил 100 млрд. долларов и  имеет, несмотря на заметное понижение  курса веро, устойчивую тенденцию  к росту.

Путь к этому был  длительным и зачастую весьма болезненным. Ровно 50 лет назад было образовано Европейское объединение угля и  стали (1951 г.), успешная деятельность которого привела в 1957 г. к подписанию знаменитого  Римского договора (25 марта 1957 г.) об образовании  ЕЭС. Первыми участниками этого  интеграционного проекта стали  Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ.

Последующее расширение ЕЭС  и повышение его статуса происходило  благодаря трем основным силам. Первая включала в себя сотни тысяч промышленных, торговых, финансовых, страховых и  других компаний, которые составили  «плоть и кровь» новой интеграционной группировки. Вторая – национальные правительства, парламенты и созданные  ими надгосударственные структуры. Они занимались проблемами политического  объединения в рамках единого  сообщества, в связи с чем нередко  бросали все силы на сглаживание  и устранение возникающих конфликтов в недрах ЕЭС. Наконец в начале 90-х гг. к строительству единой Европы подключилась третья, не менее  важная сила – региональные власти и провинциальные экономические  структуры всех государств ЕЭС.

Одновременно совершенствовалась система налогообложения, уточнялись таможенные правила и тарифы, формировалось  единое валютное пространство ЕЭС. Таким  образом, к началу 90-х гг. в Европе была в целом создана единая валютная единица (ЭКЮ с 1975 г.), единая валютная система расчетов ( с 1979 г.) и единые таможенные правила ( с середины 80-х  гг.).

Это создало необходимую  базу для перехода к третьему этапу  интеграции – экономическому и валютному  союзу. Официально его создание началось 1 июля 1990 г., когда вступил в силу Единый европейский акт (принят в 1987 г.). Этот документ регламентировал  упразднение границ, таможенного  контроля, устанавливал свободное перемещение  рабочей силы, капиталов и услуг, а также унифицировал национальные стандарты, налоговые системы и  национальное законодательство.

С этого момента европейская  интеграция прошла три основные стадии развития.

1 стадия ( с 1 июля 1990 г.  до 31 декабря 1993 г.). В это время  шла интенсивная подготовка Договора  о Европейском союзе, который  был одобрен в декабре 1991 г.  и подписан в Маастрихте 27 февраля  1992 г. Отныне ЕЭС стало называться  Европейским союзом, а внутри  этого сообщества были окончательно  устранены последние ограничения  на свободное передвижение финансовых  ресурсов. При этом возводились  серьезные барьеры на границах  стран ЕС с другими государствами.  Кроме того, специальные программы  унификации сближали основные  показатели социально-экономического  развития всех входящих в ЕС  стран (бюджеты, торговые дефициты, уровень инфляции, государственные  долги и т.д.).

2 стадия ( с 1 января 1994 г.  до 31 декабря 1998 г.). В этот период  был учрежден Европейский валютный  институт (ЕВИ), занявшийся проработкой  правовых, организационных и материально-технических  мер для создания на его  основе Европейского центрального  банка (ЕЦБ). ЕВИ также координировал  денежно-кредитную политику участников  союза. Одновременно принимались  радикальные меры по стабилизации  экономического курса всех стран.  Так, например, национальным центробанкам  запрещалось финансировать госсектор,  приобретать долги государства,  был отменен привилегированный  доступ госсектора к финансовым  ресурсам своей страны и т.д.

3 стадия (с 1 января 1999 г.). Помимо ввода единой валюты  начала действовать Европейская  система центральных банков, с  помощью которой с 1 января 2002 г. будет осуществлен выпуск  наличных банкнот и монет евро  и их распространение в странах  ЕС в качестве единственного  платежного средства. Полное вытеснение  национальных валют ЕС должно  произойти до 1 июля того же  года. Кроме того, резко ужесточался  контроль за исполнением национальных  бюджетов и гарантировалась независимость  центральных банков от своего  правительства.

Одновременно происходит окончательное формирование центральных  управленческих структур ЕС, которые  призваны управлять этой организацией как единым супергосударством. С 1979 г. в рамках ЕС успешно работает Европарламент, состоящий из 626 депутатов, которые  избираются 15 странами ЕС прямым тайным голосованием. Он контролирует Европейскую  комиссию (правительство) и принимает  законодательные решения по его  функционированию. С начала 70-х гг. существует Европейский совет, куда входят главы государств и правительств ЕС. Они собираются два раза в  год, не имеют в ЕС юридических  полномочий и вырабатывают общие  рекомендации по развитию сообщества.

Кроме вышеназванных органов  власти в ЕС существует также Совет  министров (с 1965 г.), формирующийся из ключевых министров стран-участниц и вырабатывающий конкретные планы  социально-экономического и общественно-политического  развития. В паре с ним работает Комитет постоянных представителей, возглавляемый поочередно представителем одной из стран-участниц.

Однако самым важным рабочим  органом ЕС является Европейская  комиссия (ЕК) (1965 г.), которую все  чаще называют просто европейским правительством. Обладая независимым статусом, ЕК формируется по определенным квотам для каждого государства на 4 года и несет основную ответственность  за текущую социально-экономическую  деятельность Евросоюза.

Высшей судебной инстанцией Евросоюза является Европейский  суд. Он рассматривает ходатайства  стран-участниц по всем делам, которые  так или иначе касаются юрисдикции ЕС. Все вердикты Евросуда окончательны и обжалованию не подлежат. Национальные власти ЕС исполняют их в обязательном порядке.

Помимо этих важнейших  органов власти в Евросоюзе действуют  и многие другие, но их компетенция  ограничивается соответствующими сферами  деятельности. Так, например, в ЕС успешно  работают Контрольно-ревизионная (аудиторская) палата, Экономический и социальный совет, Евратом, Консультативный совет  Европейского объединения угля и  стали, Европейский инвестиционный банк, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский  региональный фонд, а также множество  других экономических, торговых и финансовых организаций, свыше 10 тысяч сотрудников  которых составляют федеральный  аппарат будущих Соединенных  Штатов Европы (после 2002 г.).

Совет Европы (СЕ). Кроме перечисленных  выше организаций Евросоюза в  рамках единой Европы успешно действует  Совет Европы — старейшая политическая организация на континенте, отметившая в 1999 г. свое 50-летие. Совет Европы включает в себя практически все страны Европы и занимается преимущественно  контролем за соблюдением прав человека и основными направлениями гуманитарного  развития. Большой заслугой СЕ является отмена смертной казни и обеспечение  законных прав угнетенных меньшинств.

За 50 лет своего существования  Совет Европы разработал и принял более 170 конвенций, что эквивалентно более чем 100 тысячам двусторонних договоров. Правда, в последнее время  СЕ часто критикуют за слишком  разросшийся бюрократический аппарат (1200 сотрудников) и чрезмерно раздутый бюджет (153 млн. евро), однако до сих пор  Совет Европы работает успешно и  является первой в истории Европы организацией, объединяющей практически  все страны континента.

В январе 1999 г. в Страсбурге прошла очередная сессия Парламентской  Ассамблеи СЕ (ПАСЕ). 250 делегатов  из 40 стран Европы обсудили проект реформы  всех структур СЕ и согласились принять  Грузию в качестве 41-го члена этой организации. Правда, для этого ей придется принять на себя некоторые  обязательства. В частности, ей придется подписать Европейскую конвенцию  прав человека, ратифицировать конвенцию  о недопущении пыток, реформировать  свою судебную систему, принять закон  о репатриации турок-месхетинцев  и окончательно урегулировать конфликт с Абхазией.

Кроме того, участники страсбургской  сессии ПАСЕ в очередной раз подвергли  резкой критике правительства России и Украины за несоблюдение основополагающих прав человека.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации