Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция
Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.
Одной из самых слаборазвитых
республик бывшей Югославии по-прежнему
остается Македония. Провозгласив в
сентябре 1991 г. полную независимость
от Югославии, она так и не смогла
начать широкомасштабные реформы, довольствуясь
лишь полумерами. Массовая безработица,
низкий уровень доходов населения
и присутствие огромного
Подобная практика вызвала в последнее время серьезные дипломатические демарши со стороны Албании, но македонцы стараются не обращать на это внимания. Президент Македонии Киро Глигоров отверг все нападки Албании и неустанно повторял, что экономика небольшой бедной страны не выдержит многотысячного натиска беженцев. В конце 90-х гг. поток беженцев из Косово в Македонию еще больше увеличился. Каждые сутки границу переходило до 8 тысяч человек, а общее количество косоваров на территории Македонии превысило 210 тысяч.
До начала натовских бомбардировок Югославии албанцы в этой стране составляли около 25 % населения, а в 2000 г. их количество возросло до 35%. При этом около 100 тысяч косоваров растворилось в других районах Македонии и отнюдь не собираются возвращаться на родину. Руководство Македонии и большинство населения этой страны опасаются, что с ними может произойти то же, что уже произошло с сербами. При определенных обстоятельствах косовские албанцы станут просто-напросто вытеснять македонцев и требовать для себя широкой автономии.
Впоследствии все эти опасения оказались вполне обоснованными. Весной 2001 г. албанские боевики развернули вооруженное наступление на правительственные силы Македонии, развязав против нее полномасштабную войну. Миротворческие силы НАТО предпочли не ввязываться в этот конфликт, но все же своим присутствием сдерживают агрессивные посягательства косоваров на часть македонской территории. Албанские партии в Македонии откровенно потребовали от властей изменения конституции и признания албанского меньшинства «равноправной нацией государства», что, несомненно, было бы первым шагом к расколу страны и началу гражданской войны
В мае 2001 г. в столице Албании
Тиране прошла очередная встреча
министров иностранных дел
Стоит особо сказать об отношениях Македонии с Россией. Правительство страны уделяет им огромное значение и постоянно напоминает о необходимости развития взаимовыгодных торгово-экономических связей, хотя при этом не отказывается от своих прежних намерений вступить в Евросоюз и расширить экономические связи с Западом. Главным препятствием на пути налаживания нормальных связей с Россией было присутствие на территории Македонии миротворческих сил ООН. После мая 1997 Россия стала решительно требовать вывода миротворцев с территории Македонии, но по просьбе президента Глигорова дала согласие на продление срока их пребывания в этой республике.
Таким образом, некогда единое
и монолитное «социалистическое
содружество» в течение последнего
десятилетия прекратило свое существование.
В 1991 г. было объявлено о роспуске
ОВД и СЭВ, а в это же время
в Лондоне был образован
Политические преобразования
90-х гг. выявили определенные тенденции
в принципах и методах
В целом переходный период
в странах Восточной Европы к
концу 90-х гг. практически завершен,
хотя волна экономического кризиса
1997-1998 гг. отбросила их развитие на уровень
начала десятилетия. Учитывая все сложности
социально-экономического развития в
регионе, страны ЦВЕ создают собственные
экономические союзы и
ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ
Европейский Союз (ЕС).
К началу 90-х гг. страны Европейского
экономического сообщества (ЕЭС) достигли
впечатляющих результатов в социально-
Путь к этому был длительным и зачастую весьма болезненным. Ровно 50 лет назад было образовано Европейское объединение угля и стали (1951 г.), успешная деятельность которого привела в 1957 г. к подписанию знаменитого Римского договора (25 марта 1957 г.) об образовании ЕЭС. Первыми участниками этого интеграционного проекта стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ.
Последующее расширение ЕЭС
и повышение его статуса
Одновременно
Это создало необходимую базу для перехода к третьему этапу интеграции – экономическому и валютному союзу. Официально его создание началось 1 июля 1990 г., когда вступил в силу Единый европейский акт (принят в 1987 г.). Этот документ регламентировал упразднение границ, таможенного контроля, устанавливал свободное перемещение рабочей силы, капиталов и услуг, а также унифицировал национальные стандарты, налоговые системы и национальное законодательство.
С этого момента европейская интеграция прошла три основные стадии развития.
1 стадия ( с 1 июля 1990 г.
до 31 декабря 1993 г.). В это время
шла интенсивная подготовка
2 стадия ( с 1 января 1994 г.
до 31 декабря 1998 г.). В этот период
был учрежден Европейский
3 стадия (с 1 января 1999 г.).
Помимо ввода единой валюты
начала действовать
Одновременно происходит окончательное формирование центральных управленческих структур ЕС, которые призваны управлять этой организацией как единым супергосударством. С 1979 г. в рамках ЕС успешно работает Европарламент, состоящий из 626 депутатов, которые избираются 15 странами ЕС прямым тайным голосованием. Он контролирует Европейскую комиссию (правительство) и принимает законодательные решения по его функционированию. С начала 70-х гг. существует Европейский совет, куда входят главы государств и правительств ЕС. Они собираются два раза в год, не имеют в ЕС юридических полномочий и вырабатывают общие рекомендации по развитию сообщества.
Кроме вышеназванных органов власти в ЕС существует также Совет министров (с 1965 г.), формирующийся из ключевых министров стран-участниц и вырабатывающий конкретные планы социально-экономического и общественно-политического развития. В паре с ним работает Комитет постоянных представителей, возглавляемый поочередно представителем одной из стран-участниц.
Однако самым важным рабочим
органом ЕС является Европейская
комиссия (ЕК) (1965 г.), которую все
чаще называют просто европейским правительством.
Обладая независимым статусом, ЕК
формируется по определенным квотам
для каждого государства на 4 года
и несет основную ответственность
за текущую социально-
Высшей судебной инстанцией Евросоюза является Европейский суд. Он рассматривает ходатайства стран-участниц по всем делам, которые так или иначе касаются юрисдикции ЕС. Все вердикты Евросуда окончательны и обжалованию не подлежат. Национальные власти ЕС исполняют их в обязательном порядке.
Помимо этих важнейших органов власти в Евросоюзе действуют и многие другие, но их компетенция ограничивается соответствующими сферами деятельности. Так, например, в ЕС успешно работают Контрольно-ревизионная (аудиторская) палата, Экономический и социальный совет, Евратом, Консультативный совет Европейского объединения угля и стали, Европейский инвестиционный банк, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский региональный фонд, а также множество других экономических, торговых и финансовых организаций, свыше 10 тысяч сотрудников которых составляют федеральный аппарат будущих Соединенных Штатов Европы (после 2002 г.).
Совет Европы (СЕ). Кроме перечисленных
выше организаций Евросоюза в
рамках единой Европы успешно действует
Совет Европы — старейшая политическая
организация на континенте, отметившая
в 1999 г. свое 50-летие. Совет Европы включает
в себя практически все страны
Европы и занимается преимущественно
контролем за соблюдением прав человека
и основными направлениями
За 50 лет своего существования
Совет Европы разработал и принял
более 170 конвенций, что эквивалентно
более чем 100 тысячам двусторонних
договоров. Правда, в последнее время
СЕ часто критикуют за слишком
разросшийся бюрократический
В январе 1999 г. в Страсбурге
прошла очередная сессия Парламентской
Ассамблеи СЕ (ПАСЕ). 250 делегатов
из 40 стран Европы обсудили проект реформы
всех структур СЕ и согласились принять
Грузию в качестве 41-го члена этой
организации. Правда, для этого ей
придется принять на себя некоторые
обязательства. В частности, ей придется
подписать Европейскую
Кроме того, участники страсбургской сессии ПАСЕ в очередной раз подвергли резкой критике правительства России и Украины за несоблюдение основополагающих прав человека.
Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации