Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Таб. 7. Динамика румынско-российской торговли за 1995-1998 гг. (млн. долларов)

 

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Объем товарооборота

1332,2

1388,2

1606,0

1106,0

Импорт из России

1189, 0

1242,7

1356,2

1015,5

Экспорт в Россию

144,2

145,5

249,8

90,5


Источник: Россия и Центрально-Восточная  Европа: взаимоотношения в конце  ХХ века. - М., 1999. С. 90.

Более успешными являются связи Румынии с Молдовой, которую  румыны по-прежнему называют Бесарабией. В июне 2000 г. в Кишиневе министры иностранных дел Румынии и  Молдовы подписали Договор о  привилегированном партнерстве  и добрососедстве, что подвело  черту под многолетними спорами  относительно судьбы этой бывшей советской  республики.

Однако заметно окрепшие в последние годы румынские националисты все еще не теряют надежды на воссоединение  так называемых «румынских территорий»  и образование Великой Румынии, в состав которой, по их мнению, должны войти Румыния, Молдова и Северная Буковина.

Оценивая в целом внешнеполитические перспективы Бухареста, румынские  аналитики полагают, что судьба этой небольшой страны, подверженной влиянию  бурных событий на Балканах, неизбежно  заставляет избрать стратегию всемерного укрепления связей с Западом при  одновременном сохранении дружественных  связей с Москвой. К сожалению, современной  политической элите Румынии не удается  удержать равновесие между двумя  этими факторами.

 

Югославия

Первые признаки будущего распада Югославии на отдельные  республики появились в этом федеративном государстве сразу же после смерти в 1980 г. общепризнанного лидера страны и героя освободительной борьбы против фашистских захватчиков Иосипа Броз Тито. Своим авторитетом и  тонкой политикой ему удавалось  сглаживать противоречия между хорватами, сербами, боснийцами, македонцами, словенцами, косовскими албанцами и другими  этническими группами этой многонациональной  страны.

Однако к концу 80-х гг. ситуация в корне изменилась, что  и привело к распаду Югославии. В январе 1990 г. компартия Югославии  отказалась от монополии на политическую власть в стране и провозгласила  переход к рыночной экономике. Одновременно радикально настроенные сербские националисты провозгласили план создания Великой  Сербии, то есть объединения всех сербов, проживающих за пределами одноименной  республики. При этом они признавали право на отделение только за хорватами  и словенцами, не распространяя его  на другие народы многонациональной  Югославии. Это и положило начало межэтническим конфликтам в этой стране.

В январе 1990 г. правительство  Югославии направляет в автономный округ Косово войска с целью положить конец противостоянию между этническими  албанцами и сербским властями. В  сентябре этого же года сербская Скупщина лишает Косово статуса автономного  округа, что привело к началу массового  выступления косовских албанцев за отделение от Югославии. Ситуация резко ухудшилась в марте 1991 г., когда  сербское правительство приостановило  действие конституции в области  Косово и запретило использование  албанского языка в официальных  документах.

К тому времени на первых свободных выборах в Югославии  в 1990 г. президентом был избран лидер  Сербской социалистической партии С. Милошевич, выступивший за сохранение доминирующего  положения сербов на территории Югославии. Это событие вызвало болезненную  реакцию в других республиках  и вскоре там стало нарастать  недовольство позицией Сербии и участились требования провозглашения независимости. Так, например, Словения заявила об этом еще 23 декабря 1990 г. после проведения плебисцита.

В мае 1991 г. Президиум Скупщины Югославии предоставляет особые полномочия Югославской национальной армии для проведения военных  действий в Хорватии. Тем самым  был фактически отменен государственный  контроль над действиями армейского командования, что привело к усилению военного конфликта и нарушения  законности. В сентябре 1991 г. независимой  республикой провозглашает себя Македония. В октябре за ней последовала  союзная республика Босния и Герцеговина. Страны ЕЭС, учитывая обострение обстановки и всплеск насилия, принимают  решение о введении немедленных  торгово-экономических санкций против Югославии и о прекращении  работы мирной конференции.

В ноябре 1995 г. на американской военной базе в Дейтоне начались мирные переговоры между представителями  воюющих сторон в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения заложили основы мирного урегулирования на Балканах. Вскоре миротворческие силы ООН были заменены регулярными войсками НАТО.

Весной и летом 1999 г. войска НАТО без санкции ООН начинают массированные бомбардировки территории Югославии под предлогом «принуждения к миру» и прекращения кровопролития. Военная операция продолжалась несколько  месяцев и привела к огромным разрушениям и гибели тысяч людей  с обеих сторон. В результате этой акции автономный край Косово фактически отделился от Сербии и превратился  в полукриминальное государство, полностью  находящееся в руках формально  распущенной Армии освобождения Косово (см. хронику событий).

Тем временем белградская  оппозиция режиму С. Милошевича стала  проводить бессрочные акции протеста и требовать демократических  преобразований, а Черногория - последняя  союзница Сербии – фактически стала  независимым от Белграда государством. В октябре 2000 г. в Сербии прошли президентские  выборы, победу на которых одержал  представитель оппозиционных сил  Воислав Коштуница. Выборы сопровождались массовыми выступлениями противников  С. Милошевича, протестующих против фальсификации  итогов выборов со стороны правящего  режима.

Новое правительство Сербии проводит осторожную политику сближения  с Западом и проведения в стране давно назревших социально-экономических  и политических реформ. Первым делом  требуется хоть как-то компенсировать потери от введенных ООН экономических  санкций и массированных бомбардировок  республики войсками НАТО, общий ущерб  от которых составляет около 150 млрд. долларов. Разумеется, Сербия надеется на действенную помощь Евросоюза  и США в деле восстановления национальной экономики и даже заявила о  своем желании вступить в Евросоюз, однако ожидать быстрых успехов  в этом деле не приходится. Тем более  что позиции бывшего президента С. Милошевича все еще остаются сильными, а руководимая им Социалистическая партия предпринимает все меры, чтобы  восстановить доверие избирателей  и взять реванш за недавнее поражение  на выборах.

Наиболее развитой из всех бывших республик Югославии оставалась в 90-е гг. Словения (см. таб.10). Страна полностью переориентировалась  на торгово-экономические отношения  с Западом (около 70% товарооборота), уровень ВВП на душу населения  приблизился к 11 тысяч долларов, а жизненный уровень населения  составил в конце 90-х гг. 70% от среднего по ЕС, что намного выше, чем в  других югославских республиках. При  этом сохраняется сравнительно низкий уровень безработицы (7,3%) и столь  же низкий уровень инфляции (7,6% в  год).

Претензии ЕС к Словении касаются прежде всего политической неразберихи и ведущегося уже  не один год спора с Австрией из-за компенсации изгнанным в годы Второй мировой войны из ее территории австрийцам.

Таб. 10. Основные показатели экономического развития бывших республик  Югославии 

 

 

Сербия

Словения

Хорватия

Македония

Б и Г

ВНП (млн. долл.)

1500

9900

4500

1800

750

Рост ВНП-1997 г.

7,4%

3,8%

6,5%

1,5%

34%

Рост ВНП -1998 г.

2,6%

3,9%

2,7%

4%

25%

Уровень безраб.

27%

14,5%

18,6%

32%

50%


Источник: Независимая  газета, 7-1У- 1999.С. 6. 

 

В середине октября 2000 г. на парламентских выборах в Словении победу одержала партия Либеральной  демократии Словении (ПЛДС) во главе  с ее лидером Янезом Дрновшеком, который правил страной с небольшими перерывами с 1992 г. Правые силы были оттеснены  на второй план, а новое левоцентристское правительство поставило перед  собой задачу за предстоящие 4 годы завершить интеграцию своей страны в НАТО и Евросоюз.

Более сложной остается внутриполитическая ситуация в Хорватии. После смерти в декабре 1999 г. «отца нации» и  бессменного президента страны в 90-е  гг. Франьо Туджмана, Хорватия судорожно  пытается перейти от национализма и  автаркии к демократическим формам правления, повернуться лицом к  процветающему Западу и присоединиться к его экономическим и военно-политическим структурам.

В 1990 г. Ф. Туджман сделал ставку на национализм и вскоре вывел  республику из состава Югославии. В  начале 1992 г. в Хорватии и других республиках бывшей Югославии начинается размещение миротворческих сил ООН. Мировое сообщество квалифицирует  проводимые сербами этнические чистки (насильственное выселение из мест проживания косовских албанцев, хорватов, боснийцев и др.) как военные  преступления, а Совет Безопасности ООН создает Трибунал для расследования  преступлений на территории бывшей Югославии, - первый международный трибунал после  Нюрнбергского. В сентябре 1995 г. в  Женеве члены «Контактной группы»  подписывают соглашение об основных принципах заключения мирного договора между воюющими сторонами в Боснии и Герцеговине, однако в последующие  дни наступление мусульман против сербов продолжилось, что привело  к уменьшению контролируемой ими  территории.

Парламентские выборы 1996 г. прошли под знаком ожесточенной борьбы хорватских националистов против сербов, в результате чего количество последних  в Хорватии уменьшилось более  чем в 3 раза. Международный трибунал в Гааге тут же выдвинул обвинения  против многих граждан Хорватии в  участии в военных преступлениях  и потребовал прекратить насилие. Так, например, летом 2000 г. было заведено уголовное  дело против Мирослава Туджмана, сына покойного президента, который обвиняется в пособничестве военным преступникам и их укрывательстве от правосудия.

Созданное Ф. Туджманом и  правившее долгие годы Хорватское демократическое  содружество (ХДС) распалось после  смерти лидера, а на первое место  вышли оппозиционные партии социал-демократов и социал-либералов, которые вместе с другими мелкими группами могут  составить очередную правящую коалицию в Хорватии. После многолетних  столкновений страна в оказалась  в конце 90-х гг. в состоянии  политической изоляции, а совершенно бесконтрольная приватизация отбросила  экономику страны на уровень начала 80-х гг. Пятая часть дееспособного  населения вообще не имеет работы, а остальные перебиваются случайными заработками и предпочитают уезжать  за границу (см. таб. 10).

Еще более сложное положение  сложилось в конце 90-х гг. в  соседней Боснии и Герцеговине (БиГ). В конце 1990 г. первым президентом  Боснии и Герцеговины стал лидер  Мусульманской партии демократической  акции (МПДА) Алия Изетбегович, который  с самого начала взял курс на создание унитарного исламского государства, что  вызвало возмущение проживавших  в республике хорватов и сербов. В результате острых и во многом непримиримых противоречий на территории Боснии разгорелась гражданская война, конец которой был положен только в середине 90-х гг.

После подписания в декабре 1995 г. Дейтонских соглашений, Босния и  Герцеговина была разделена на два  национальные образования – мусульманско-хорватскую федерацию и Республику Сербскую. Фактически же продолжает существовать и третья часть – хорватское государственное  образование Герцог-Босна, у которого до сих пор сохраняются серьезные  противоречия с лидерами мусульманской  общины Боснии.

С середины 90-х гг. Запад  отчаянно пытается наладить нормальные отношения между сербами, хорватами  и мусульманами в рамках единого  государства, и пока ему удается  поддерживать мир в этой стране, чего нельзя сказать о наведении  порядка в социально-экономической  жизни. Более 400 тысяч беженцев так  и не смогли вернуться к родным очагам, почти полностью ликвидированы  все социальные гарантии населения, экономика находится на грани  банкротства, а коррупция поразила все органы государственной власти (см.таб. 10).

Вся полнота власти в республике по-прежнему находится в руках  миротворческих сил ООН, которые  опираются на НАТО и по своему произволу  назначают и снимают избранных  народом политических деятелей. А  о передаче власти законно избранному правительству Боснии и Гегрцеговины пока и речи быть не может. Многие наблюдатели  отмечают, что подобный режим «многонационального  государства» больше напоминает коллективный неоколониализм западных держав по отношению  к формально суверенному государству.

Пложение осложняется  еще и тем, что духовным лидером  боснийских сербов по-прежнему остается Радован Караджич, которого Международный  трибунал в Гааге обвиняет в совершении тяжких преступлений против мусульман  в период острой вооруженной борьбы в 1992-1996 гг.

В ноябре 2000 г. в Боснии и  Герцеговине состоялись очередные  президентские и парламентские  выборы, победу на которых одержали националистически ориентированные  партии. В Сербской республике в  число лидеров вышла основанная Радованом Караджичем Сербская демократическая  партия (СДП), получившая около 37% голосов, а в мусульманской части страны победила Партия демократического действия (ПДД) Алии Изитбеговича, покинувшего  незадолго до этого пост президента страны. В четырех хорватских кантонах победа досталась Хорватскому демократическому содружеству (ХДС) и только в одном  победили социал-демократы. Победа националистов  в трех общинах Боснии и Герцеговины  делает практически невозможной  любую коалицию правящих сил и  не оставляет надежд на стабильное политическое существование этой республики в будущем.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации