Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция
Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.
Таб. 7. Динамика румынско-российской торговли за 1995-1998 гг. (млн. долларов)
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. | |
Объем товарооборота |
1332,2 |
1388,2 |
1606,0 |
1106,0 |
Импорт из России |
1189, 0 |
1242,7 |
1356,2 |
1015,5 |
Экспорт в Россию |
144,2 |
145,5 |
249,8 |
90,5 |
Источник: Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в конце ХХ века. - М., 1999. С. 90.
Более успешными являются связи Румынии с Молдовой, которую румыны по-прежнему называют Бесарабией. В июне 2000 г. в Кишиневе министры иностранных дел Румынии и Молдовы подписали Договор о привилегированном партнерстве и добрососедстве, что подвело черту под многолетними спорами относительно судьбы этой бывшей советской республики.
Однако заметно окрепшие в последние годы румынские националисты все еще не теряют надежды на воссоединение так называемых «румынских территорий» и образование Великой Румынии, в состав которой, по их мнению, должны войти Румыния, Молдова и Северная Буковина.
Оценивая в целом
Югославия
Первые признаки будущего распада Югославии на отдельные республики появились в этом федеративном государстве сразу же после смерти в 1980 г. общепризнанного лидера страны и героя освободительной борьбы против фашистских захватчиков Иосипа Броз Тито. Своим авторитетом и тонкой политикой ему удавалось сглаживать противоречия между хорватами, сербами, боснийцами, македонцами, словенцами, косовскими албанцами и другими этническими группами этой многонациональной страны.
Однако к концу 80-х гг. ситуация в корне изменилась, что и привело к распаду Югославии. В январе 1990 г. компартия Югославии отказалась от монополии на политическую власть в стране и провозгласила переход к рыночной экономике. Одновременно радикально настроенные сербские националисты провозгласили план создания Великой Сербии, то есть объединения всех сербов, проживающих за пределами одноименной республики. При этом они признавали право на отделение только за хорватами и словенцами, не распространяя его на другие народы многонациональной Югославии. Это и положило начало межэтническим конфликтам в этой стране.
В январе 1990 г. правительство Югославии направляет в автономный округ Косово войска с целью положить конец противостоянию между этническими албанцами и сербским властями. В сентябре этого же года сербская Скупщина лишает Косово статуса автономного округа, что привело к началу массового выступления косовских албанцев за отделение от Югославии. Ситуация резко ухудшилась в марте 1991 г., когда сербское правительство приостановило действие конституции в области Косово и запретило использование албанского языка в официальных документах.
К тому времени на первых
свободных выборах в Югославии
в 1990 г. президентом был избран лидер
Сербской социалистической партии С. Милошевич,
выступивший за сохранение доминирующего
положения сербов на территории Югославии.
Это событие вызвало
В мае 1991 г. Президиум Скупщины
Югославии предоставляет особые
полномочия Югославской национальной
армии для проведения военных
действий в Хорватии. Тем самым
был фактически отменен государственный
контроль над действиями армейского
командования, что привело к усилению
военного конфликта и нарушения
законности. В сентябре 1991 г. независимой
республикой провозглашает себя
Македония. В октябре за ней последовала
союзная республика Босния и Герцеговина.
Страны ЕЭС, учитывая обострение обстановки
и всплеск насилия, принимают
решение о введении немедленных
торгово-экономических санкций
В ноябре 1995 г. на американской военной базе в Дейтоне начались мирные переговоры между представителями воюющих сторон в Боснии и Герцеговине. Дейтонские соглашения заложили основы мирного урегулирования на Балканах. Вскоре миротворческие силы ООН были заменены регулярными войсками НАТО.
Весной и летом 1999 г. войска
НАТО без санкции ООН начинают
массированные бомбардировки
Тем временем белградская
оппозиция режиму С. Милошевича стала
проводить бессрочные акции протеста
и требовать демократических
преобразований, а Черногория - последняя
союзница Сербии – фактически стала
независимым от Белграда государством.
В октябре 2000 г. в Сербии прошли президентские
выборы, победу на которых одержал
представитель оппозиционных
Новое правительство Сербии
проводит осторожную политику сближения
с Западом и проведения в стране
давно назревших социально-
Наиболее развитой из всех
бывших республик Югославии оставалась
в 90-е гг. Словения (см. таб.10). Страна
полностью переориентировалась
на торгово-экономические
Претензии ЕС к Словении касаются прежде всего политической неразберихи и ведущегося уже не один год спора с Австрией из-за компенсации изгнанным в годы Второй мировой войны из ее территории австрийцам.
Таб. 10. Основные показатели экономического развития бывших республик Югославии
Сербия |
Словения |
Хорватия |
Македония |
Б и Г | |
ВНП (млн. долл.) |
1500 |
9900 |
4500 |
1800 |
750 |
Рост ВНП-1997 г. |
7,4% |
3,8% |
6,5% |
1,5% |
34% |
Рост ВНП -1998 г. |
2,6% |
3,9% |
2,7% |
4% |
25% |
Уровень безраб. |
27% |
14,5% |
18,6% |
32% |
50% |
Источник: Независимая газета, 7-1У- 1999.С. 6.
В середине октября 2000 г. на
парламентских выборах в
Более сложной остается внутриполитическая
ситуация в Хорватии. После смерти
в декабре 1999 г. «отца нации» и
бессменного президента страны в 90-е
гг. Франьо Туджмана, Хорватия судорожно
пытается перейти от национализма и
автаркии к демократическим формам
правления, повернуться лицом к
процветающему Западу и присоединиться
к его экономическим и военно-
В 1990 г. Ф. Туджман сделал
ставку на национализм и вскоре вывел
республику из состава Югославии. В
начале 1992 г. в Хорватии и других
республиках бывшей Югославии начинается
размещение миротворческих сил ООН.
Мировое сообщество квалифицирует
проводимые сербами этнические чистки
(насильственное выселение из мест
проживания косовских албанцев, хорватов,
боснийцев и др.) как военные
преступления, а Совет Безопасности
ООН создает Трибунал для расследования
преступлений на территории бывшей Югославии,
- первый международный трибунал после
Нюрнбергского. В сентябре 1995 г. в
Женеве члены «Контактной группы»
подписывают соглашение об основных
принципах заключения мирного договора
между воюющими сторонами в Боснии
и Герцеговине, однако в последующие
дни наступление мусульман
Парламентские выборы 1996 г.
прошли под знаком ожесточенной борьбы
хорватских националистов против сербов,
в результате чего количество последних
в Хорватии уменьшилось более
чем в 3 раза. Международный трибунал
в Гааге тут же выдвинул обвинения
против многих граждан Хорватии в
участии в военных
Созданное Ф. Туджманом и правившее долгие годы Хорватское демократическое содружество (ХДС) распалось после смерти лидера, а на первое место вышли оппозиционные партии социал-демократов и социал-либералов, которые вместе с другими мелкими группами могут составить очередную правящую коалицию в Хорватии. После многолетних столкновений страна в оказалась в конце 90-х гг. в состоянии политической изоляции, а совершенно бесконтрольная приватизация отбросила экономику страны на уровень начала 80-х гг. Пятая часть дееспособного населения вообще не имеет работы, а остальные перебиваются случайными заработками и предпочитают уезжать за границу (см. таб. 10).
Еще более сложное положение сложилось в конце 90-х гг. в соседней Боснии и Герцеговине (БиГ). В конце 1990 г. первым президентом Боснии и Герцеговины стал лидер Мусульманской партии демократической акции (МПДА) Алия Изетбегович, который с самого начала взял курс на создание унитарного исламского государства, что вызвало возмущение проживавших в республике хорватов и сербов. В результате острых и во многом непримиримых противоречий на территории Боснии разгорелась гражданская война, конец которой был положен только в середине 90-х гг.
После подписания в декабре
1995 г. Дейтонских соглашений, Босния и
Герцеговина была разделена на два
национальные образования – мусульманско-
С середины 90-х гг. Запад
отчаянно пытается наладить нормальные
отношения между сербами, хорватами
и мусульманами в рамках единого
государства, и пока ему удается
поддерживать мир в этой стране,
чего нельзя сказать о наведении
порядка в социально-
Вся полнота власти в республике
по-прежнему находится в руках
миротворческих сил ООН, которые
опираются на НАТО и по своему произволу
назначают и снимают избранных
народом политических деятелей. А
о передаче власти законно избранному
правительству Боснии и Гегрцеговины
пока и речи быть не может. Многие наблюдатели
отмечают, что подобный режим «многонационального
государства» больше напоминает коллективный
неоколониализм западных держав по отношению
к формально суверенному
Пложение осложняется еще и тем, что духовным лидером боснийских сербов по-прежнему остается Радован Караджич, которого Международный трибунал в Гааге обвиняет в совершении тяжких преступлений против мусульман в период острой вооруженной борьбы в 1992-1996 гг.
В ноябре 2000 г. в Боснии и
Герцеговине состоялись очередные
президентские и парламентские
выборы, победу на которых одержали
националистически
Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации