Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:07, доклад
Письменная речь – это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Понятие связной письменной речи.
Методика работы по формированию связной письменной речи в младших классах.
Работа над сочинением и изложением.
В условиях специальной (коррекционной) школы все творческие работы являются обучающими, поэтому школьникам на уроках развития письменной речи должны пользоваться орфографическим словарем, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме, а также помощью учителя. Школьникам, не подготовленным к выполнению подобных работ, предлагаются доступные для них задания, но по той же теме.
С
учащимися перед написанием изложения
или сочинения должна быть проведена
подготовительная работа.
Изложение
Изложение – вид связной письменной речи, где содержание и форма связной речи в значительной степени определяются образцом и зависят не только от общего и речевого развития ученика, но и его от памяти. При изложении текста школьнику не нужно самостоятельно отбирать необходимые компоненты (т.е. звенья описываемого события); нет необходимости устанавливать между ними связи или определять их последовательность. Все словесные и языковые средства даны в авторском образце.
Однако умственно отсталый ребенок не может в полном объеме запомнить текст. Он в состоянии лишь более или менее правильно понять содержание воспринятого рассказа, в какой-то степени сохранить в своей памяти последовательность развертывающихся действий, отдельные имена и характеристики героев. Воспроизведение авторских языковых средств может быть весьма приблизительным.
В
5–6 классах для изложения
Требования к подбору текста для изложения
Этапы работы над изложением на уроке
1.Сообщение темы урока.
2. Краткая предварительная беседа о том, чему посвящено изложение.
Если есть возможность, соотнести текст с какой-либо репродукцией или иллюстрацией (разобрать их).
3. Чтение текста изложения.
Его может прочитать учитель (медленно, выразительно, эмоционально). Если текст имеется в учебниках или предложен учащимся на карточках, то школьники могут прочитать текст «про себя», а затем один из учеников читает его вслух (для коррекционной школы 2-й вариант предпочтительнее).
4. Беседа по содержанию текста.
С помощью вопросов учитель выясняет усвоение содержания текста. В результате такой беседы ученики должны обязательно уяснить основную мысль; установить последовательность изложения; подумать о том, как начать и чем завершить изложение. Отобрать языковые средства, характерные для авторского текста, которые могут быть использованы в изложении.
5. Работа над планом.
Учащиеся должны выделить смысловые части текста, определить их границы. Прочитать каждую смысловую часть, сформулировать главную мысль и озаглавить её.
На начальных этапах работы (5–6 классы) план школьникам дается готовый.
Работа над планом органически переходит в работу над словарем, т.к. к каждому пункту плана подбирается необходимый словарь. Можно параллельно на соответствующей строчке плана фиксировать (записывать) подобранные слова. Они будут являться опорными словами.
6. Пересказ учащимися отдельных пунктов плана.
7. Орфографическая подготовка к изложению.
Учитель предварительно отбирает речевой материал, который необходимо отработать в плане правописания и уточнения семантики. Учащимся рекомендуется пользоваться опорными таблицами по орфографии, орфографическими словарями. Устно можно использовать такой вид работы, как комментированное письмо.
8.
Повторное чтение всего
9. Письменное изложение текста.
Во время написания изложения учащиеся могут пользоваться помощью учителя. И это нужно поощрять, т.к. умственно отсталые дети видят материала для сомнения, не видят орфографические правила.
10. Подведение итогов работы.
Обсуждаются
трудности, с которыми сталкивались ученики
при написании работы. Кто из учеников
считает, что у него получилось удачное
изложение, по желанию может зачитать
его вслух.
Сочинение
В специальной (коррекционной) школе оно занимает особое место. Это связано с тем, что сочинение – наиболее самостоятельный и творческий вид работы. Здесь учащиеся используют накопленные наблюдения. Сочинение способствует развитию навыков самостоятельной творческой мысли.
Учащиеся должны собрать необходимый материал, систематизировать его, расположить в логической последовательности и сделать выводы. Это является очень сложным и трудным для школьников с нарушением интеллекта. Вот почему этот вид деятельности в специальной (коррекционной) школе носит обучающий характер и не является оценочным в процессе обучения.
По
жанровым характеристикам сочинения делятся
на 3 неравные группы. Самую большую занимают
сочинения повествовательного характера,
далее сочинения описательного характера
(6-7 классы), и, наконец, сочинения с элементами
рассуждения (8-9 классы).
Сочинения по картине
Сочинения повествовательного характера включают в свое содержание последовательность или развертываемость каких-либо действий или событий. В школьной практике очень распространены сочинения по картине (т.к. наглядный, конкретный образ мышления характерен для умственно отсталых учеников). Сюжетная картина, если она понятна детям, вызывает у них живую реакцию, стремление к высказываниям. Однако ребенок должен самостоятельно уяснить себе, о чем и что именно он хочет написать, выделить звенья, нужные для повествования, определить их последовательность, вычленить необходимые смысловые связи и воспользоваться адекватными словесными средствами. И это оказывается нелегкой задачей. Но не всякая картина может быть предложена для сочинения данной категории детей.
Требования к картине
Этапы работы
Начинается без предъявления картины ученикам. Если эта картина из классического фонда, то учитель может познакомить с автором или историей создания картины. Можно ввести учащихся в «ситуацию картины», её содержание.
Цель – выявить, как учащиеся поняли содержание картины и её главную мысль, что они почувствовали.
После того, как картина углубленно рассмотрена, учитель приступает к формулированию темы, названия картины. По тем названиям, которые подбирают учащиеся, учитель может сделать вывод, правильно ли и достаточно ли полно учащиеся поняли содержание произведения. Когда учитель дает подлинное название картины, то учащиеся должны объяснить, почему художник именно так назвал свою работу.
На первых этапах учитель предлагает готовый план, его прочитывают и наполняют каждый пункт нужным содержанием. Наполнение начинается с подбора словаря, затем составляются предложения. Такая работа идет по каждому пункту плана.
В старших классах учащиеся сами составляют план под руководством учителя. При этом желательно подобрать такую картину, чтобы она была динамичной (что предшествовало данному моменту, настоящий момент, чем действие завершилось).
Как уже отмечалось выше, лучше составлять пересказ к каждому пункту плана отдельно. При полном пересказе может быть однообразие в содержании сочинения.
Учащиеся
имеют право пользоваться любыми
пособиями, справочным материалом, учебниками,
а также орфографическим
Сочинения описательного характера
Эти сочинения более сложные, так как в них нет развития событий, сюжетной линии. Внимание сконцентрировано только на определенном моменте. Эти сочинения строятся только на реальных, близких прошлому опыту, или наблюдениям учеников (наблюдения за явлениями природы, за каким-либо явлением, процессом). Особенность в том, что внимание акцентируется на описательной характеристике.
Информация о работе Формирование связной письменной речи у школьников с нарушением интеллекта