Медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в деятельности социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:49, дипломная работа

Описание

В настоящее время наркомания как социальная проблема приобретает все больший размах во всем мире. В России распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 91.54 Кб (Скачать документ)

На основании правовой базы на уровне министерств и ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволяют внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.  

2.2 Медико-социальная  работа в клиническом  лечебно-профилактическом  учреждении

Практика медико-социальной работы в клинических лечебно-профилактических учреждениях основана на главных  направлениях, истории, ценностных приоритетах, которые являются общими для всей практики социальной работы. Они отражают профессиональную ориентацию и фокусируются на социальных взаимодействиях и  отношениях, а также на адаптационных  процессах в системе «личность - ее социальное окружение».

Однако поскольку  контекст профессиональной деятельности составляет система не социальной, а медицинской службы, постольку  в клинических лечебно-профилактических учреждениях имеются специфические  аспекты работы. Медико-социальная помощь в клинических лечебно-профилактических учреждениях оказывается гражданам, имеющим выраженные медицинские  и социальные проблемы, которые взаимно  потенцируют друг друга и решение  которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Клиническое лечебно-профилактическое учреждение – это учреждение, куда люди, страдающие различными заболеваниями или угрожающими жизни расстройствами, направляются для ухода и лечения с целью сохранения или продления жизни. Деятельность клинических лечебно-профилактических учреждений сосредоточена на болезни, на повреждении органа в результате внедрения в него разрушающего агента, например бактерии или вируса. Для социального работника, практикующего в клинических лечебно-профилактических учреждениях, главным выступает целостность существования пациента как человека и как личности, провозглашение взгляда на пациента в равной мере как на психическое, социальное и биологическое существо [18].

Понимание практики социальной работы как процесса решения  проблем клиентов сосредотачивает  внимание на личности, на содержании этого  понятия, а также на месте и  форме отношений «клиент - социальный работник», путях взаимного согласования способов решения проблем.

И в клинических  лечебно-профилактических учреждениях, и в других местах проведения социальной работы этот процесс остается одним  и тем же, основываясь на одних  и тех же ценностях. Он включает в  себя: принятие согласованной формулировки проблемы; выяснение причин; разработку плана действий (включающего выявление  потребностей, установление целей и  выбор способа и задач вмешательства); обеспечение всем необходимым для  завершения, оценки и обратной связи.

Рассматриваемый процесс (социальная работа) сосредоточен на клиенте, хотя допустимая в клинических лечебно-профилактических учреждениях степень его самостоятельной  активности ограничивается самим «статусом  пациента». Задача социального работника  – вовлечь клиента в процесс  решения его проблемы настолько, чтобы дать ему как можно больше возможностей управлять этим процессом  и самому принимать решения [30].

Госпитализация в  результате несчастного случая, неожиданного острого заболевания или внезапного осложнения хронического недуга является для пациента и его семьи дополнительным серьезным переживанием. Кризисные  состояния могут возникать также  в случае неожиданного сообщения  о необходимости операции, о терминальной стадии болезни неизбежности смерти. Реакция многих людей в подобных случаях определяется их убежденностью  в том, что болезнь крайне опасна (или смертельна), а у них абсолютно  нет никакой возможности эффективно повлиять на ситуацию, справиться с  ней. Вмешательство в подобные кризисные  ситуации представляет еще одну важную задачу практики социальной работы в  клинических лечебно-профилактических учреждениях.

Для достижения основной задачи социальной работы в клинических  лечебно-профилактических учреждениях  немаловажными являются взаимоотношения  социального работника, пациента и  врача. Они обусловливают стремление так повлиять на процесс оказания помощи пациенту, чтобы сделать эту помощь соответствующей его нуждам, чтобы он сам мог с пользой для себя включиться в терапевтический процесс.

Можно выделить четыре наиболее однородные группы клиентов клинических лечебно-профилактических учреждений: инвалиды, длительно болеющие, больные с выраженными социальными  проблемами и члены их семьи.

Непременным условием для эффективного взаимодействия с  пациентом (клиентом) является сотрудничество с членами семьи и ближайшим  окружением, которые могут выполнять  исключительную роль в разрешении сложившейся  трудной жизненной ситуации. Семейный подход является основным и принципиальным в эффективной организации охраны здоровья и заботы о больных.

Госпитализация и  хроническое заболевание человека серьезно влияют на функционирование его семьи, причиняют беспокойство представителям всех ее поколений. Как  только индивид оказывается в  роли «пациента», его семья начинает исполнять роль «семьи пациента». Членам семьи и родственникам не отводится  какой-то строго определенной роли в  лечебном процессе. Однако выделяются три типа «работы родственников» в клинических лечебно-профилактических учреждениях [11].

1. «Психологическая»  работа с пациентом, как правило,  включающая следующие задачи:

а) ободрение, вселение надежды;

б) физическое присутствие, благодаря которому пациенту создается  физический комфорт (например, взбить ему подушку);

в) социальное присутствие, обеспечивающее социальную поддержку, например, сохранение связи с «домом»;

г) поддержка, совместные размышления и сопереживания, связанные  с темами жизни и смерти, вопросами  «Почему это случилось со мной?»;

д) совместные воспоминания о «прошлой жизни»;

е) помощь в четкой формулировке характера болей и  неприятных ощущений;

ж) по возможности  обсудить незаконченные дела, например, переживаемые им или причиненные  им кому-то другому неприятности; а  также помочь пациенту простить тех, кто провинился перед ним.

2. Семьи часто  занимаются юридической и административной  деятельностью от имени пациента. Если пациент не способен дать  разрешение или поставить свою  подпись в документах, то возможны  бюрократические проблемы. Для того  чтобы свести их к минимуму, в некоторых ситуациях родственники  могут выступать как его агенты. От них ожидается выполнение  следующих задач: выбор страховых  агентств, подготовка документов  и необходимых соглашений для  раздела собственности; сбор сведений  для регистрации смерти; организация  похорон. Чем больше растет  степень бюрократизации больничной  системы и технического уровня  медицинского обслуживания, тем  важнее значение такого рода  помощи. Члены семьи могут также  выступать в роли защитников  пациентов, рассказывая об их  потребностях и желаниях персоналу.

3. Нередко семьи  привлекают пациента к участию  в принятии принципиальных решений.  Поддержка родственников и их  участие в делах, которые необходимо  выполнить в период госпитализации, помогают пациенту преодолеть  страх, тревогу и одиночество.  Участие родственников в процессе  принятия решения облегчает положение  пациента, позволяет обсуждать варианты  решения, советуясь с членами  семьи, которые лучше других  знают его психологические особенности,  жизненный опыт и социальные  условия.

Значительное внимание медицинского персонала направляется на биологические аспекты благополучия пациента. Исходя из этого, особое место в деятельности социальных работников в клинических лечебно-профилактических учреждениях должна занимать оценка влияния психосоциальных факторов на состояние пациента, а именно: как эти факторы отражаются на развитии заболевания или действуют на пребывание его в больнице, какова их роль в процессах выздоровления и последующей реабилитации. Способность оценивать социальный смысл конкретной ситуации пациента важна столь же, как и способность специалистов другого профиля диагностировать особенности ее биологического или психологического аспекта. Социальный компонент может явно или опосредованно угрожать жизни так же, как физическое недомогание или его психологические последствия [13].

Психосоциальный аспект подразумевает взаимодействие внутренних психологических процессов индивида и тогда, когда они влияют на окружающий внешний мир, и тогда, когда испытывают на себе его влияние. Оценка психосоциального аспекта представляет собой попытку уточнения взаимосвязей внутренних психологических процессов и требований внешней (социальной) окружающей среды, иными словами, попытку прояснить взаимодействие требований «стресса» (психологического) и «пресса» (социального). Психосоциальная оценка сосредоточивается на трех моментах: на личности, точнее личностной системе, уделяя особое внимание влиянию на ее восприятие и ожидания, а также реакциям на ситуации; на окружении, включая конкретные реалии внешней среды, их социальные и психологические аспекты; на взаимодействии «личность - ее окружение». Результатом оценки является разработка плана действий, поддерживающих усилия пациента по овладению ситуацией и регулированию жизни [12].

Некоторые специалисты  настойчиво утверждают, что наиболее важным моментом, требующим вмешательства  клинических социальных работников, является планирование выписки и постстационарного периода как единого созидательного процесса. Сотрудник, составляющий выписку, должен дать ее конкретный план, охватывающий также последующий период пребывания пациента там, куда он направится сразу после лечения.

Подключение социального  работника к планированию выписки  уже на ранних стадиях пребывания пациента в клинических лечебно-профилактических учреждениях позволяет: уменьшить  сроки госпитализации, сделать более  эффективным последующее «ведение»  пациента дома или в интернате, способствует формированию установки на осознанное и в эмоциональном плане положительно окрашенное выполнение режима рекомендованного на период после выписки.

Таким образом, деятельность специалиста по медико-социальной работе в клинических лечебно-профилактических учреждениях характеризуется биологическими, психологическими и собственно социальными  аспектами.  

2.3 Содержание медико-социальной  работы в наркологии  

Медико-социальная работа в наркологии – это вид профессиональной деятельности междисциплинарного характера, направленной на оказание комплексной медико-социальной помощи, включающей социально-психологические, медико-психологические, педагогические и правовые мероприятия, лицам, страдающим наркотической зависимостью и членам их семей.

Цель  медико-социальной работы в наркологии – это комплексная медико-социальная помощь входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний и лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические и правовые ее аспекты [13].

Задачами  медико-социальной работы в наркологии являются:

1.  участие в программах первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в организованных и неорганизованных контингентах;

2.  выявление лиц, входящих в группы риска и работа с ними;

3.  установление контакта с семьями больных, организация консультирования, необходимой помощи и поддержки;

4.  решение организационных и терапевтически вопросов в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;

5.  участие в специальной тренинговой работе, способствующей ранней реадаптации и реабилитации пациентов;

6.  организация семейной психотерапии.

Выделяют следующие  формы медико-социальной работы в наркологии:

1)  Профилактическую медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения наркологических проблем;

2)  Медико-социальную работу с проблемными лицами, у которых имеются те или иные очерченные наркологические проблемы, но не выявляются клинические формы наркологических заболеваний, а также с их микросоциальным окружением;

3)  Медико-социальную работу с больными, страдающими наркологическими заболеваниями и их микросредой [30].

В отношении последнего контингента следует подчеркнуть, что в настоящее время при  оказании им наркологической помощи в организационно-методическом плане  происходит переход от использовавшейся длительное время медицинской (медико- и нозоцентристской) – медико-психолого-социальной модели. Это означает отказ от доминирования  методов биологического, химико (фармако) терапевтического воздействия в  пользу комплексной лечебно-реабилитационной работы с опорой на психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на решение личностных, средовых, трудовых проблем, на повышение уровня социальной компетенции, компенсации, адаптации, интеграции.

Изучение литературных данных о международном опыте  организации медико-социальной работы в сфере наркологии и анализ практической деятельности различных организационных  форм такой работы позволяют определить принципы построения ее базовой системной  организационно-функциональной концепции (модели).

Концепция (модель) может  быть представлена в реально-прагматическом ее варианте, учитывающем конкретные современные социально-экономические  условия, а также особенностям организационной  и финансовой ситуации в сферах здравоохранения  и социальной защиты населения, их государственных, общественных и частных структур. Не менее важна адекватность этой среды в регионе и комплексу  специфических особенностей национального  менталитета в его отношении  к проблемам потребления алкоголя и наркотиков, бытового пьянства и  алкоголизма как болезни; выявления, лечения и социального статуса  больных, обращения за социальной и  медицинской помощью.

Информация о работе Медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в деятельности социальной службы