Медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в деятельности социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:49, дипломная работа

Описание

В настоящее время наркомания как социальная проблема приобретает все больший размах во всем мире. В России распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 91.54 Кб (Скачать документ)

Модель может быть представлена в идеально-прогностическом  варианте, рассчитанном на усвоение в  полном объеме зарубежного опыта  и учитывающем наиболее значительные показатели вероятностного прогноза развития как в целом общественной ситуации в стране, так и в ситуации наркологической.

В современной практике медико-социальной работы в наркологии выделяются следующие основные виды социальных программ в сфере наркологии.

Первая  категория (вид) – профилактические программы направлены на предупреждение вовлечения в пробы и потребление алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотреблении ими, - и более широко нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном контингенты детей и подростков – как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик. Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей, у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и) дефицитарные в плане своевременного личностного и социального развития, угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической структуры личности. Работа здесь ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т.д. [24].

К числу групп  повышенного риска относятся  и различные молодежные и взрослые контингенты – находящиеся в  ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или природных катастроф (бедные слои населения, безработные, инвалиды, жертвы войн, этнических и социальных конфликтов, финансовых крахов; вынужденные  и добровольные мигранты; члены криминальных групп и сообществ; пострадавшие вследствие землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.; асоциальные элементы, маргиналы  и др.).

Вторая  категория (вид) программ социальной помощи в сфере наркологической проблематики – это лечебные программы. Сюда входят программы, ставящие своей целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной профилактики – восстановление физического (сомато-неврологического), личностного (психического) и, прежде всего, социального статуса больных. Не менее важны здесь программы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая помощь членам семей и близким (детям, родителям) пациентов, корригируется их личностный, семейный, трудовой статус. К этой же категории форм социальной работы в сфере наркологической помощи относятся программы «помощи (лицам с наркологическими проблемами) на рабочих местах» - непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п. [28].

В третью категорию (вид) специализированных социальных программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими программами, входят программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум – максимально адекватно его индивидуальным особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.

Специфика медико-социального  статуса различных контингентов клиентов с проблемами наркологического профиля диктует необходимость  дифференцированного подхода при  составлении конкретных программ медико-социальной работы. Проведенное исследование позволило  выделить в структуре всего контингента  следующие качественно своеобразные группы и определить соответствующие  оптимальные и наиболее эффективные  формы медико-социальной работы с  каждой из групп [12].

В первую группу вошли инвалиды. Причем особенность инвалидизации заключается в том, что инвалидность в подавляющем большинстве случаев устанавливалась не по основному заболеванию наркологического профиля, а по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям. Это связано с тем, что до настоящего времени не разработаны критерии определения тяжести зависимости от ПАВ.

Вторую  группу составили больные с заболеваниями наркологического профиля с выраженными социальными проблемами. Выраженность социальных проблем у данного контингента объяснялась либо тяжестью и высоким темпом прогредиентности течения основного заболевания, либо неблагоприятными особенностями конституционного психического склада, либо негативной жизненной ситуацией и негативным окружением, на фоне которого протекало основное заболевание.

В третью группу включены длительно и тяжело болеющие пациенты, медико-социальная работа с которыми отличается значительным своеобразием.

В качестве отдельных  групп выделены также: больные с заболеваниями наркологического профиля без существенной отягощенности соматической патологией и социальными проблемами (четвертая группа); члены семей больных наркологического профиля (пятая группа); лица, принадлежащие группам повышенного риска развития наркологических заболеваний (шестая группа); население в целом (седьмая группа) [13].

Таким образом, медико-социальная работа в наркологии ориентирована  на организационную базу и сложившуюся  структуру наркологической службы, поэтому она развивается с  учетом реальной ситуации в здравоохранении. 

2.4 Кадровое обеспечение  медико-социальной  работы в наркологии

Обеспечить эффективный  подход в решении медицинских  и социальных проблем на междисциплинарном  уровне можно специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее  требованиям и характеру выполняемой  работы, склонные по своим личным качествам  к оказанию социальных услуг. В медицинских  вузах Российских Федераций открываются  факультеты и отделения социальной работы, формируется медико-социальное направление образовательной деятельности, что позволит обеспечить подготовку кадров с высшим профессиональным образованием.

В настоящее время  в рамках специальности «Социальная  работа» определены специализации, которые позволят обеспечить профессиональное ведение медико-социальной работы. К ним, в частности, относятся  «медико-социальная работа с населением»  и «социальная работа в здравоохранении». В рамках перечисленных специализаций  может вестись профессиональная подготовка дипломированных специалистов и для медико-социальной работы в  наркологии.

В соответствии с  программой их подготовки значительный объем времени отведен на изучение дисциплин и курсов специализации. Среди них: основы патологии органов  и систем человека, социально-гигиенические  системы здоровья, медико-генетическое консультирование, организация лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению, правовые основы медико-социальной помощи, основы психического здоровья и психопатологии, основы реабилитации инвалидов, социальная работа в психиатрии, наркологии, онкологии, биомедицинская этика и другое.

Поскольку, в конечном счете, обучение врача и медико-социального  работника имеет общее целеполагание, вполне обоснованно решение организации  факультетов медико-социальных работников в медицинских академиях и  университетах. В подтверждение  последнего тезиса имеются и другие весомые аргументы. В частности, серьезными доводами могут являться общность морально-этических основ  медицины и медико-социальной работы и их воспитание в процессе образования, необходимость получения будущими специалистами по медико-социальной работе необходимого объема медицинских  знаний.

В концепции подготовки медико-социального работника заложена идея о том, что медико-социальная работа – деятельность по изменению  условий жизни человека, который  является не только объектом, но и субъектом  этого процесса, посильно участвуя в рациональном изменении своих  жизненных условий. Это положение  актуально в контексте изменения  социальной политики в сторону преобладания тенденций на снижение патерналистской  направленности государства в вопросе  поддержания общественного здоровья граждан [11].

Нам представляется, что в вопросе формирования концепции  обучения медико-социальных работников чрезвычайно важную роль играет региональная специфика, которая оказывает определяющее влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и общеметодические и философские  его аспекты. Социально-экономические, демографические, этнические, культурные, экологические особенности северо-европейского региона, во многом несущие элемент экстремальности, существенно меняют социальную ситуацию и предполагают использовать особых подходов и принятие нестандартных решений в деле поддержания общественного здоровья населения.

Специалисты по медико-социальной работе в наркологии имеют широкое  поле деятельности, их деятельность осуществляется поэтапно [13].

На  условном домедицинском  этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку.

На  условном медицинском  этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем.

На  условном послемедицинском этапе социальные работники участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидности. Дифференцированная направленность – одно из важнейших положений медико-социальной работы в наркологии. Так, качественно отличаются: формы и методы профилактической медико-социальной работы, направленной на предупреждение возникновения наркологических проблем; формы и методы медико-социальной работы с лицами, имеющими проблемы наркологического профиля (но не больными) и с их окружением; формы и методы медико-социальной работы с больными алкоголизмом и наркоманиями и их микросредой. В отношении последнего контингента можно констатировать намечающийся переход от медицинской (медико- и нозоцентрической) модели помощи к полипрофессиональной (полицентрической) модели. Все большее развитие получают комплексные модели работы с опорой на психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на компенсацию, адаптацию и интеграцию клиентов в нормальный социум, повышение уровня их социальной компетенции.

Таким образом, на основании  вышесказанного можно обозначить перспективы  медико-социальной работы в наркологии [12].

1) Для социальных  работников в области наркологии  необходимо определить максимально  полный набор требуемых знаний, умений и навыков с учетом  специфического профиля конкретной  практической работы с особыми  критериями больных, а также  лиц, взаимодействующих с ними (семейная созависимость; алкоголизирующиеся  группы на производстве и т.д.).

2) Целесообразно  также наметить наиболее значимые  направления социальной работы  в наркологической сфере с  учетом реалий современной социально-экономической  ситуации в России. Необходимо  при этом исходить из места  в системе социальной и наркологической  помощи государственных и общественных  структур, из актуальной наркологической  ситуации, учитывать особенности общественного мнения по отношению к больным алкоголизмом и наркоманиями (национальный менталитет).

3) Важно также  определить уровни обучения социальной  работе в зависимости от формируемой  должностной квалификации, сформированы  правила аттестации специалистов, ее нормативы (стандарты), определена  система постоянного повышения  квалификации. 

3. Исследование медико-социальной  работы с лицами, страдающими наркозависимостью  в социальной службе  ОГУЗ «Амурский  областной наркологический  диспансер»

3.1 Деятельность социальной  службы ОГУЗ «Амурский  областной наркологический  диспансер» в рамках  медико-социальной  работы с лицами, страдающими наркозависимостью  

Социальная  служба областного государственного учреждения здравоохранения «Амурский областной наркологический диспансер» была образована в 2001 году на основании приказа Министерства здравоохранения РФ № 287 «О мерах по усовершенствованию наркологической помощи населению РФ».

Цель  социальной службы – комплексная социальная помощь наркозависимым лицам и членам их семей.

Задачи  социальной службы:

1.  Проводить первичную профилактику среди детско-подросткового и взрослого населения по вопросам наркотической зависимости.

2.  Сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.

3.  Координировать помощь пациентам, прошедшим лечение, в области решения социальных проблем путем сотрудничества с государственными, общественными и частными организациями.

Информация о работе Медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в деятельности социальной службы