Повышение качества оказания специализированной медицинской помощи детям с урогенитальными инфекциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:20, диссертация

Описание

Изучить распространенность и факторы риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, у детей различных возрастных и социальных групп; разработать модель оказания специализированной дерматовенерологической помощи детскому населению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7-19
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, У ДЕТЕЙ (обзор литературы)
Эпидемиологические аспекты инфекций, передаваемых половым путем у детей и подростков.. 20 - 23
Факторы риска, способствующие распространению инфекций, передаваемых половым путем, среди
детей и подростков 24-29
Связь сексуального поведения подростков с социально-экономическим положением,
структурой семьи и уровнем образования 30-33
Клинические особенности урогенитальных инфекционных заболеваний у детей 33-39
Современные принципы терапии гонококковой инфекции. Анализ показателей резистентности гонококка к антимикробным препаратам 39-48
Современные методы и программы профилактики распространения инфекций, передаваемых половым путем, у детей и подростков 48.- 56
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Клиническая характеристика больных 59 - 62
Лабораторные методы исследования 62-67
Методы психологического консультирования 67-73 2.4. Методы статистической обработки 73-75
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ,
ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ 76 - 85
ГЛАВА 4. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАВАЕМЫМИ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ ИНФИЦИРОВАНИЯ 4.1. Половозрастные, социальные и клинические аспекты
урогенитальных инфекций у детей 86-99
Социально-демографическая характеристика детей с гонококковой инфекцией 99 - 106
Распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и особенности микроценоза урогенитального тракта
у обследованных детей 107 - 123
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИБИОТИКОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ N. GONORRHOEAE У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.1. Результаты определения чувствительности
N. gonorrhoeae к антимикробным препаратам 124 - 133
5.2. Результаты изучения N. gonorrhoeae молекулярно-
биологическими методами 133 - 139
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Психологический статус подростков различных
социальных групп 140- 147
Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных
групп 147-160
Анализ уровня информированности подростков различных социальных групп по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым
путем 161 - 168
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИППП В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 169 - 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195 -232
ВЫВОДЫ 233 -235
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 236 -257
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

рахматулина.doc

— 6.33 Мб (Скачать документ)

С целью разработки программы профилактики ШИШ и повышения эффективности оказания специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с урогенитальными инфекционными заболеваниями была изучена информированность несовершеннолетних различных социальных групп об ИППП, путях их передачи и профилактике. Согласно данным проведенного анкетирования, большинство школьников, студентов (83,3%) и учащихся средне-специальных образовательных учреждений (75,5%) получают информацию по указанным вопросам из компьютерной сети Интернет. Обращает на себя внимание, что лишь каждый пятый подросток получает информацию по вопросам предохранения от ИППП от родителей и членов семьи.

В том, что обладают достаточной информацией по этим вопросам, уверено более 70% социально адаптированных подростков, при этом неправильные представления о сути «безопасности» сексуальных отношений имеют около 50% из них, а чуть меньше трети (27,9% и 32,9% респондентов I и II подгрупп) опрошенных не знают об осложнениях ИП1Ш или считают их незначительными.

Среди несовершеннолетних - воспитанников детских домов и приютов, и беспризорных и безнадзорных совершеннолетних доля, получающих информацию преимущественно от подруг и друзей, составила свыше 70%. И если в группе беспризорных подростков около 20% респондентов получали информацию от медицинских, социальных работников либо участников специализированных программ и конференций по профилактике ИППП и СПИД, то в III группе доля этих источников была ниже более чем вдвое. Среди несовершеннолетних этой социальной группы выявлено больше всего неправильных представлений о безодасности сексуальных отношений (60,8%), наиболее высокая доля никогда не предохранявшихся от ИППП (47,3%), самая низкая осведомленность об осложнениях, симптомах, путях передачи ИППП (р<0,05).

Самолечение и несвоевременная обращаемость в медицинские учреждения являются результатом низкой санитарно-гигиенической культуры подростков и психологически неверной модели профилактики ИППП, построенной на запугивании, в том числе уголовной ответственностью. По данным нашего исследования, в случае заражения ИППП самолечение предпочли бы около четверти подростков .из I и II групп, 37,05% несовершеннолетних из IV группы и 40,8% воспитанников детских домов.

Таким образом, в целом наблюдается низкий уровень грамотности подростков в отношении ИППП и мер их профилактики, что указывает на недостаточную эффективность проводимых в настоящее время образовательных программ. Наиболее уязвимыми в вопросах информированности и профилактики ИППП, согласно нашим данным, оказались несовершеннолетние — воспитанники детских домов и приютов. Вероятно, это связано с большей изолированностью этой группы подростков, ограниченностью их источников информации, невозможностью участия в специализированных программах. Большинство воспитателей недостаточно информированы в вопросах ИППП, более того, не считают нужным обсуждать эту тему с детьми (часто по причине недостаточно доверительных отношений с подростком и из-за ложной стыдливости) в надежде на школу и СМИ.

Широкое распространение современных технологий общения, таких как компьютерная сеть Интернет и сервисы знакомств посредством использования мобильных телефонов, существенно расширяют возможности анонимного поиска подростком половых партнеров, и способствуют росту случайных связей, в том числе и сопряженных с риском насилия и заражения ИППП.

Одним из самых важных факторов риска заражения ИППП является употребление подростками психоактивных веществ, приводящее к необдуманным, случайным сексуальным связям. Особенно распространено подобное поведение среди учащихся средне-специальных образовательных учреждений и беспризорных несовершеннолетних.

Большинство опрошенных подростков курит и периодически либо регулярно употребляет алкоголь. Около трети опрошенных из группы III (33,8%) и 41%> респондентов из группы IV имели опыт употребления наркотиков, 10,4% и 16,4% подростков из этих групп регулярно употребляют наркотики.

От 13 до 23% подростков начинают половую жизнь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что, во-первых, негативно сказывается на восприятии дальнейших сексуальных отношений, как с первым партнером, так и вообще (как отметили респонденты, более 45%' из них после первого сексуального контакта были разочарованы и отказались вскоре от дальнейших отношений), а во-вторых, повышает риск заражения ИППП: при первом половом сношении использовали средства профилактики ИППП только половина молодых людей из групп I и II (51,5% и 49,7% соответственно), и лишь каждый четвертый подросток из групп III и IV (26% и 23,4% соответственно). Половая жизнь подростков, злоупотребляющих ПАВ, практически не связана с любовью и является своеобразной попыткой разрешить свои жизненные проблемы, которые возникли часто еще до приобщения к ПАВ.

В группах III и IV среди причин, вступления в половые контакты также доминируют стремление к подражанию сверстникам (так делают все, не хочу отличаться от других - отметили 44,4% и 35,7% соответственно), стремление чувствовать себя увереннее (55,6% и 57,1% соответственно). :

Хотелось бы подчеркнуть выраженный мотив одиночества, отмеченный у трети воспитанников детских домов (33,3%): отсутствие семьи и близких подростки стараются скомпенсировать за счет беспорядочных половых связей. Среди учащихся ВУЗов, средних школ и средне-специальных учреждений около 30% опрошенных встречались с несколькими ' партнерами ■ из любопытства, около 25% - чтобы почувствовать себя увереннее, около 15% респондентов искали наиболее подходящего партнера либо просто не хотели отличаться от своих сверстников.

Традиционным местом поиска половых партнеров для большинства опрошенных являются учебные заведения, их отмечают свыше 70% респондентов из групп I и II и 56,9% воспитанников детских домов. Подростки из группы IV преимущественно встречают своих будущих половых партнеров на улице или в компании друзей (87,4%).

Существенную роль для получения информации, а также знакомств большинство подростков отводят компьютерной сети Интернет и сервисам знакомств с помощью мобильных телефонов: в группе школьников и студентов ВУЗов ими активно пользуются для поиска половых партнеров 88,2% и 80% опрошенных соответственно, в группе учащихся средне- специальных образовательных учреждений — 88,0% и 76,5% соответственно (более низкий процент в группах III и IV связан с ограниченной доступностью вышеописанных технологий для этих участников этих групп). Использование подобных сервисов дает подростку возможность налаживать отношения одновременно с большим количеством потенциальных половых партнеров, существенно расширяет его круг общения. Возможность указывать в анкетах и профилях ложную информацию о себе является для подростка весьма привлекательной и провоцирует возникновение случайных половых связей без дальнейшего продолжения. Подавляющее большинство сервисов знакомств содержат в себе дополнительный эротический, а зачастую и порнографический контент и ориентированы именно на инициацию сексуальных отношений.

Таким образом, одним из самых важных факторов риска заражения ШИШ является употребление подростками психоактивных веществ, приводящее к необдуманным, случайным сексуальным связям. Особенно распространено подобное поведение среди учащихся средне-специальных образовательных учреждений и беспризорных несовершеннолетних. Воспитанники детских домов более других нуждаются в социальном одобрении, поддержке, формировании уверенности в себе и зачастую пытаются добиться этого за счет демонстрации частых половых связей, наличия нескольких половых партнеров одновременно, что в сочетании с недостаточным уровнем информированности, несмотря на ограниченность в поиске половых партнеров, делает риск заражения ИППП в этой группе весьма высоким. Поскольку эти подростки фактически не имеют семьи, то в данном случае необычайно важен вопрос о наличии взрослого человека, с которым воспитанник детского дома с полным доверием мог бы обсуждать все наболевшие вопросы, советоваться в сложных для него ситуацц-ях. Выявлено, что большинство подростков не имеют такого взрослого друга. При этом с увеличением возраста проблемы подростков и волнующие их вопросы становятся более интимными, личностными, а благодаря негативному жизненному опыту степень Доверия к старшим снижается.

В процессе исследования нами также был выявлен ряд психологических особенностей несовершеннолетних различных социальных групп, которые необходимо учитывать при работе с подростками, как психологам, так и специалистам других направлений. Отмечено нарастание психопатологической симптоматики при переходе от нормативной группы подростков к группам риска с нарушениями социальной (и в первую очередь семейной) экологии.

Несмотря на то, что среди воспитанников детских домов и приютов уровень психопатологической симптоматики наиболее выражен, эти подростки склонны преуменьшать свои симптомы, они враждебны, подозрительны и с трудом идут на контакт. Необходимо обращать особое внимание на соматические жалобы, которые могут быть проявлениями скрытой депрессии. Беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние находятся в группе риска по нарушению психического здоровья, для них также характерна агрессивность, раздражительность, враждебность, высок риск развития депрессии. В группе школьников и студентов наиболее высокие показатели отмечены по шкалам обсессивности-компульсивности, тревожности и межличностной сензитивности. В группе учащихся среднеспециальных образовательных учреждений выявлен наименьший уровень симптоматического дистресса и диапазон психопатологической симптоматики.

Таким образом, среди учащихся старших классов средних образовательных школ и студентов ВУЗов значительная доля приходится на защитные механизмы, предполагающие перенос на окружающих негативных эмоций, с чем может быть связан отмеченный выше высокий уровень межличностной чувствительности. В этой группе достоверно чаще отмечалась вырабатывание и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях». Учащимися средних специальных образовательных учреждений наряду с вышеописанными механизмов широко -.использовался наиболее- ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование, что может указывать на риск несоответствия психического развития подростка его возрасту. В группе воспитанников детских домов и приютов имело место использование менее развитых механизмов защиты, что свидетельствует о несформированности системы оценок и представлений о своей социальной роли, а также о подчиняемости, податливости окружению, которое проявляется в чувстве неуверенности. Рациональные защитные механизмы применялись редко. Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних наиболее характерно было возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения, свидетельствующее о выраженном несоответствии психического развития возрасту, также отмечалось недостаточное усвоение индивидом социальных норм и неправильное формирование представлений о себе.

Одним из элементов формирования здорового образа жизни является гигиеническое воспитание вообще и сексуальное воспитание в частности. Отмечена крайне незначительная роль семьи и школы в процессе полового воспитания подростков. Выявлена потребность в усилении следующих разделов полового просвещения и воспитания: методы контрацепции, профилактика ИППП, сохранение репродуктивного здоровья; акцент в информировании подростков должен быть перенесен на более ранний возраст: 12-13 лет.

Отсутствие системы полового воспитания является одной из причин высокого уровня заболеваемости ИППП и распространенности добрачных сексуальных отношений в молодежной среде. Вследствие недостаточных знаний молодежи о сексуальности человека и проявлениях чувств, молодые люди, особенно подростки, считают, что любовь можно выразить только в сексуальных отношениях, либо представляют сексуальные отношения лишь как удовлетворение сексуальной потребности. Отмечено, что школьные программы незначительно компенсируют недостаток знаний по вопросам полового воспитания, в то время как, по мнению большинства молодых людей, половое воспитание способствует более ответственному отношению людей противоположного пола друг к другу, в том числе к охране сексуального здоровья.

Очевидно, что вопрос подготовки подростков к взрослой жизни

вообще и к семейной жизни в частности в настоящий момент стоит

особенно остро. Полученные нами результаты позволили сделать вывод, что

ключевым направлением оптимизации репродуктивного поведения

современных подростков является повышение сексуальной * и

репродуктивной культуры всего населения с одновременной . целевой

работой в группах организованных и неорганизованных подростков.

Необходимо приблизить квалифицированную медицинскую помощь

непосредственно к подросткам, в виде доступного консультирования, а

также повышения информированности несовершеннолетних о современных

методах профилактики ИППП. Наиболее перспективными направлениями

t

деятельности являются выпуск специальной литературы, адаптированной для подросткового возраста, внедрение новых технологий, способствующих оптимизации контрацептивной помощи несовершеннолетним, работа с семьями, воспитывающими подростков, и повышение квалификации медицинских работников по вопросам подростковой контрацепции. Основную ответственность за формирование поведения подростков - воспитанников детских домов, по нашему мнению, должны взять на себя педагоги и медицинский персонал школы и детского дома, в подготовку которых в рамках предметов «Школьная гигиена» или «ВалЬология» необходимо включить специальные разделы по сексуальному воспитанию, психологическим аспектам и роли человека в обществе. Актуальны разработка и внедрение в практику комплексных профилактических программ с привлечением педагогов, врачей, психологов, работников социальных служб, СМИ; правоохранительных органов и, конечно, саких подростков.

Высокая сексуальная активность подростков связана с увеличением числа заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем. Это вызывает необходимость грамотного информирования их' в вопросах полового просвещения и воспитания. Отмечена мизерная роль семьи и школы, являющихся по сути, мощными факторами в формировании' мировоззрения подростков в процессе их полового воспитания. Выявлена потребность в усилении следующих разделов полового просвещения и воспитания: методы контрацепции, профилактика ИППП, сохранение репродуктивного здоровья. Причем акцент в информировании подростков должен быть перенесен на более ранний возраст: 12-13 лет.

Информация о работе Повышение качества оказания специализированной медицинской помощи детям с урогенитальными инфекциями