Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, доклад
История развития профилактического направления в стоматологии имеет свои особенности в России. Длительное время в отечественной стоматологической науке и практике существовало мнение о полиэтиологичности кариеса зубов и заболеваний пародонта. Большое внимание уделялось изучению роли макроорганизма в возникновении, развитии и профилактике основных стоматологических заболеваний.
Высокий уровень заболеваемости кариесом связан также с низким содержанием фтора в питьевой воде и с избыточным употреблением сладкого (в г. Самара на 1 человека приходится 34,6 кг сладкого в год) (A.M. Хамадеева, 2001).
На любом этапе развития кариеса до образования кариозного дефекта эмали этот процесс может приостановиться и приобрести хроническое течение. Клинически это проявляется образованием пигментного пятна. Из этого следует, что кариес до образования полости – процесс длительнотекущий. Знание причины его возникновения позволяет успешно его предупреждать, что подтверждено практикой.
ПОНЯТИЕ О ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Профилактика – это система государственных, социальных, гигиенических медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ профилактические мероприятия делятся на первичные, вторичные и третичные.
Первичная профилактика – это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических мер, направленных на предупреждение заболеваний путем устранения причин возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма, к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Первичная профилактика должна начинаться с антенатального периода жизни человека и продолжаться среди детей, подростков и молодых людей.
Ее задача – выявление факторов риска у клинически здоровых людей, повышение уровня здоровья населения. При этом используются всевозможные пути, методы и средства для того, чтобы ребенок как можно дольше оставался в группе здоровых.
Таким образом, первичная профилактика – это охрана здоровья здорового человека.
Задачи первичной профилактики кариеса зубов:
1. Создание оптимальных условий для первичной минерализации твердых тканей зубов, которая происходит во время внутриутробного развития.
2. Обеспечение оптимальных условий для вторичной минерализации зубов под воздействием ротовой жидкости.
3. Устранение кариесогенной ситуации в полости рта в результате воздействия на факторы риска, которые вызывают деминерализацию эмали или патологические изменения в тканях пародонта.
4. Поддержание оптимальной физиологической концентрации фтора в организме для обеспечения минерализации твердых тканей зуба.
Различают три уровня первичной профилактики: популяционный, групповой и индивидуальный.
Популяционный уровень профилактики предусматривает проведение профилактических мероприятий среди всего населения, независимо от желания, социального положения человека. Примером может служить фторирование питьевой воды, пищевой соли и др.
Групповой уровень профилактики предусматривает проведение профилактических мероприятий среди групп населения, имеющих одинаковые факторы риска развития заболеваний или начальные признаки заболевания. Например, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в профилактических мероприятиях в более раннем возрасте.
Индивидуальная профилактика – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых каждым человеком (гигиена полости рта).
Вторичная профилактика направлена на выявление конкретного заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования патологических процессов и возможных его осложнений.
Большой вклад в разработку мероприятий по вторичной профилактике стоматологических заболеваний среди детей внесли профессор Т.В.Виноградова и последователи ее научной школы. Система диспансеризации детей у стоматолога по Т.В.Виноградовой широко применяется в нашей стране. Работа стоматолога по этой методике позволяет лечить у детей неосложненные формы кариеса. По этой системе стоматологического обслуживания дети с компенсированной формой кариеса осматриваются 1 раз в год, с субкомпенсированной – 2 раза, с декомпенсированной – 3 раза. За эти промежутки времени кариес не успевает перейти в осложненные формы – пульпит и периодонтит.
Диспансеризация – это составная часть вторичной профилактики. Это система работы лечебно-профилактических учреждений, которая заключается в активном наблюдении за здоровьем определенных контингентов населения, в изучении условий их труда и быта и позволяет лечить ранние стадии болезни, предупреждая переход болезни в хроническую форму.
Третичная профилактика – это предупреждение инвалидности и социальная реабилитация. В стоматологии третичная профилактика – это восстановление жевательной эффективности зубочелюстной системы с помощью ортопедических конструкций.
МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
К методам профилактики основных стоматологических заболеваний относятся:
1. Стоматологическое просвещение.
2. Обучение правилам рационального питания в отношении легкоферментируемых углеводов – сахаров.
3. Обучение правилам гигиены полости рта.
4. Использование препаратов фтора.
5. Санация полости рта.
Стоматологическое просвещение населения – это обязательный компонент любой профилактической программы. Стоматологическое просвещение- это информирование населения о причинах возникновения кариеса и о способах его профилактики. Цель стоматологического просвещения – повысить заинтересованность населения по поддержанию здоровья органов полости рта.
Профилактика основных стоматологических заболеваний должна начинаться уже в период беременности (в женских консультациях, школах молодой матери). В это время большое значение имеют предупреждение и своевременное лечение заболеваний беременной, полноценное питание – все это играет роль в правильной закладке зубных зачатков, последующем формировании зубов.
Успех санитарного просвещения зависит от интереса, мотивации, энтузиазма, как самого пациента, так и врача. Пациент сможет воспринимать информацию от доктора настолько, насколько он ему доверяет. Поэтому для успеха работы врача, как в плане стоматологического просвещения, так и в целом, необходимо заслужить доверие пациента.
Наибольший эффект от санитарного просвещения достигается в период детства, когда организм находится в состоянии роста и формирования привычек. При работе с детьми необходимо учитывать психологию развития ребенка. Поэтому санитарное просвещение нужно проводить через авторитетных для детей людей: родителей, воспитателей детских садов. Необходимо также учитывать, что в возрасте еще незрелы психологические и моторные навыки у ребенка.
Родителей необходимо обучать:
гигиеническим принципам ухода за полостью рта у ребенка;
способам побуждения ребенка к выполнению гигиенических правил.
Только обучение в детском возрасте дает ощутимые результаты при формировании правильных гигиенических навыков и привычек.
Для оценки уровня знаний, получаемых в процессе стоматологического просвещения можно использовать метод опроса или анкетирования выборочных групп населения до введения программы и на ее этапах.
Критериями оценки уровня стоматологического просвещения являются:
улучшение стоматологического статуса;
повышение спроса на средства гигиены полости рта;
увеличение числа посещений стоматолога для профилактических осмотров.
Оценка заключается в сравнении полученных результатов с исходным уровнем.
Стоматологическое просвещение можно считать эффективным, если 75% населения более повысило активность по сохранению здоровья зубов (П.А.Леус, 1988).
В профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта велика роль питания. Полноценное в качественном отношении питание беременной женщины и ребенка является важным условием для формирования зубов, резистентных к кариесу.
Для профилактики кариеса зубов большое значение имеет естественное вскармливание, т.к. грудное молоко содержит небольшое количество сахара и углеводы в нем представлены, в основном, р-лактозой, содержащей бифидогенный фактор, а в адаптированных смесях содержится, в основном, сахароза.
В настоящее время продолжительность грудного вскармливания резко сокращается. Искусственное вскармливание ребенка является фактором риска развития кариеса на первом году жизни. Нарушение режима питания грудных детей (ночное кормление, кормление между основными приемами пищи) приводит к торможению рефлекса глотания, нарушению процесса самоочищения полости рта. В последующем кариес у таких детей развивается значительно чаще.
При изучении гигиенического состояния полости рта выяснилось, что оно хуже у детей, находившихся на естественном вскармливании менее 4-х месяцев (табл. 1).
Таблица 1
Гигиенический индекс по Федорову-Володкиной
у детей второго и третьего года в зависимости от длительности
естественного вскармливания (A.M. Хамадеева. 2001 г.)
Продолжительность грудного вскармливания | Гигиенический индекс у детей в возрасте | |||
13-24 месяца | 25-36 месяца | |||
кол-во | индекс | кол-во | индекс | |
0-4 мес. | 70 | 2,57 ± 0,06 | 59 | 3,07 ±0,12 |
более 4 мес. | 67 | 2,07 ± 0,06 | 48 | 2,58 ± 0,08 |
| р < 0,05 | р < 0,05 |
Это связано с тем, что у детей, находящихся на искусственном вскармливании раньше и быстрее возникает вкус к сладкой пище (печенью, сладкой каше), компоненты которой прилипают к зубам. Это приводит к нарушению процессов самоочищения и обильному отложению зубного налета. Зубной налет из-за присутствия в нем сахарозы и Str. mutans обладает не только кариесогенным свойством, но и изолирует еще не созревшую гипомине-рализованную эмаль от минерализующего действия слюны. При этом процессы вторичной минерализации идут под слоем зубного налета при активном кислотообразовании. (Хамадеева A.M. 1998). Таким образом, грудное вскармливание ребенка является фактором, повышающим резистентность твердых тканей зуба к кариесу.
По мере роста и развития ребенка пищевой рацион меняется сообразно потребностям организма. Необходимым компонентом рациона являются овощи, фрукты, зелень в не измельченном состоянии. При этом активно стимулируется процесс жевания, что благоприятно сказывается на мышечно-связочном аппарате зубочелюстной системы. Жесткие куски пищи способствуют самоочищению зубов и тренировке жевательной мышцы. К пище, очищающей зубы, относят: яблоки, репа, редька, морковь, огурцы. Хорошая тренировка зубочелюстной системы происходит при употреблении твердой пищи, измельчение которой требует длительного интенсивного жевания и обильного слюноотделения. Это позволяет зубам очищаться со всех поверхностей.
Молоко и молочные продукты являются лучшими источниками кальция, который способствует минерализации эмали зубов. Кроме того, молоко повышает рН зубного налета. Кариеспрофилактическое действие молока обусловлено наличием протеинов, лактозы, витаминов (0,5 л молока обеспечивает суточную потребность ребенка в кальции). Источником кальция также являются бобы, орехи, овощи, яйца, мясо, овсяная крупа. На усвоении кальция в организме влияет его соотношение с фосфором. Оптимальным соотношением Са и Р для школьника является соотношение 1:1. Поэтому в пищевом рационе, помимо молочных продуктов, должны присутствовать овощи и фрукты, чтобы сбалансировать высокое содержание фосфора в мясных и зерновых продуктах.
Правильный выбор диеты и у взрослых остается важным фактором, определяющим здоровье зубочелюстной системы. Легкоферментируемые углеводы составляют значительную часть рациона современного человека.
Кариесогенные углеводы | |
Простые сахара | Полисахариды |
- глюкоза - сахароза | - крахмалы, прошедшие кулинарную обработку |
Информация о работе Профилактика основных стоматологических заболеваний