Профилактика основных стоматологических заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, доклад

Описание

История развития профилактического направления в стоматологии имеет свои особенности в России. Длительное время в отечественной стоматологической науке и практике существовало мнение о полиэтиологичности кариеса зубов и заболеваний пародонта. Большое внимание уделялось изучению роли макроорганизма в возникновении, развитии и профилактике основных стоматологических заболеваний.

Работа состоит из  1 файл

профилактика основных стоматологических заболеваний.doc

— 480.50 Кб (Скачать документ)

Эпидемиологические исследования рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет. Их значение трудно переоценить. На основании полученных данных можно оценить стоматологическую заболеваемость, адекват­ность стоматологической помощи потребностям в ней, разработать регионально ориентированную программу профилактики основных стоматологических заболеваний, осуществлять мониторинг стомато­логической заболеваемости, а также определить эффективность про­филактических мероприятий и на основании этих данных решать во­просы о необходимости коррекции программы в целом или отдельных ее компонентов.

При центре государственного санитарно-эпидемиологического контроля по Самарской области создан отдел мониторинга стоматоло­гической заболеваемости.

 

2.  Формирование измеримых целей и задач

Цели программы должны быть реальными и учитывать степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурса­ми, кадрами, сочетаться с целями и задачами других отраслей меди­цины. Анализ ситуации является отправным пунктом для формирова­ния целей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

      какие стоматологические заболевания можно предупредить;

      какие группы населения стратегически важны для внедрения
профилактических программ;

      как быстрее достичь поставленных целей;

      какие ресурсы (стоматологический, медицинский, немедицинский и вспомогательный персоналы, оборудование, финансы) необхо­димы для внедрения программы профилактики.

Задачи программы должны быть реальными, измеримыми, чтобы можно было оценить медицинскую, экономическую эффективность. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ. Могут быть поставле­ны специфические задачи в зависимости от стоматологических про­блем среди населения различных возрастных групп.

В настоящее время в странах с высокоразвитой рыночной экономи­кой достигнуты результаты, превосходящие глобальные цели, постав­ленные ВОЗ по стоматологии: к 2000 году индекс КПУ зубов у 12-лет­них детей находится в пределах 1,0-1,5, поэтому измеримые задачи

национальных программ профилактики основных стоматологических заболеваний ориентированы на еще больший процент снижения ка­риеса не только среди детей, но и среди взрослого населения, поддер­жание полученного хорошего уровня стоматологического здоровья.

 

3.  Выбор методов и средств профилактики

Выбор специфических методов профилактики зависит от стомато­логических проблем. Например, если измеримая задача нацелена на 50% редукцию кариеса у 12-летних детей в течение 10-летнего перио­да, то без коммунальных методов профилактики (фторирование пить­евой воды или пищевой соли) решить ее нельзя. Поэтому выбор мето­дов и средств профилактики должен быть реальным с учетом распро­страненности и интенсивности основных стоматологических заболе ваний, состояния медицинской и стоматологической служб, обеспе­ченности персоналом, финансирования, состояния общего здоровья населения, привычек питания, приема Сахаров, содержания фтора в питьевой воде, социальных условий.

Имеет значение выбор методов и средств профилактики, их эффек­тивность и стоимость, а также возможность замены одного метода на другой, более дешевый и эффективный и т.д.


4.   Обучение персонала

Программа профилактики осуществляется стоматологическим пер­соналом. Необходимо иметь единую концепцию в вопросах профилак­тики основных стоматологических заболеваний на всех этапах подготовки специалистов от базового (вузовского) до последипломного.

Необходима подготовка специальных работников профилактики стоматологических гигиенистов. Это позволит не только рационально использовать имеющиеся стоматологические кадры, но и более эф­фективно заниматься профилактической работой, санитарным про­свещением нестоматологического медицинского и немедицинского персонала и населения. К выполнению профилактических программ должен привлекаться и нестоматологический персонал: школьные и дошкольные педагоги, медицинские сестры, педиатры, акушеры-гинекологи, родители.

Оценка потребности в различных видах персонала зависит от пла­нируемой программы профилактики. Для обучения правилам чистки

зубов для группы дошкольников из 20-25 детей в возрасте 4-6 лет тре­буется в среднем 5-6 минут в день или 25-30 минут в неделю. Для по­лосканий полости рта фторидами в подготовительных группах детско­го сада и среди младших школьников необходимо 10 минут в две не­дели (0,2% раствора фторида натрия) или 20 минут в месяц. Вопросы профилактики основных стоматологических заболеваний входят в программу уроков здоровья в начальной школе.

 

5.  Внедрение программы профилактики

Внедрение программы профилактики складывается из следующих этапов.

5.1. Предварительное планирование программ

Общий план составляется организаторами здравоохранения по ре­зультатам ситуационного анализа и основывается на подсчетах реаль­ных возможностей. Подробно расписываются материальные ресурсы по различным регионам, включая и сельскую местность.

5.2. Организационные мероприятия по внедрению

За планирование и внедрение программ профилактики ответствен­ны главные стоматологи различных уровней.

Организаторы стоматологической службы должны заниматься не­посредственно организацией внедрения программ профилактики в своем подразделении, обучением персонала, обеспечением финанси­рования из средств ОМС, внебюджетного, благотворительного и др., контролем за внедрением программы, мониторингом стоматологиче­ской заболеваемости, оценкой эффективности внедрения программы, а также организацией гигиенического обучения и воспитания медицин­ского и немедицинского персонала, участвующего в реализации про­граммы. В комплексной программе профилактики кариеса зубов и бо­лезней пародонта для населения Самарской области предусмотрено создание областного центра профилактики, который должен стать также организационно-методическим и обучающим центром.

5.3. Выбор групп населения

Особое внимание должно быть уделено стратегически перспектив­ным для профилактики основных стоматологических заболеваний группам населения: это дети дошкольного и младшего школьного воз­раста, беременные женщины (с целью выработки здорового образа жизни по профилактике основных стоматологических заболеваний у будущего ребенка и в семье). Наименее перспективна в отношении первичной профилактики пожилая группа населения.

В зависимости от целей и задач программы, материальных ресур­сов, кроме обязательного контингента населения (дети), могут быть включены группы с высоким риском возникновения и риска заболева­ний (работники вредных производств, инвалиды, люди с ограничен­ными физическими возможностями и др.).

Если невозможно поэтапное внедрение программы, то необходимо сконцентрировать внимание на детях 5-6 лет, а затем последовательно и преемственно вовлекать все детское население в программу в тече­ние десяти лет. С нарастанием эффекта проводимых профилактиче­ских мероприятий у стоматологов появится резерв времени за счет снижения потребностей среди детей в стоматологической помощи. Тогда можно будет вовлекать в программу профилактики и другие группы населения. Необходимым условием является пропаганда ис­пользования фторсодержащих зубных паст для гигиены полости рта среди всех групп населения, особенно среди детей (до 6 лет родители должны сами чистить зубы своему ребенку фторсодержащей пастой).

 

6.  Оценка эффективности программ

Оценка эффективности внедрения программы по профилактике ос­новных стоматологических заболеваний должна планироваться на этапах ее разработки.

6.1. Оценка стоматологической заболеваемости

Оценку можно проводить на любой стадии выполнения програм­мы, но не ранее, чем через один год (в случае работы программы рас­пространенность и интенсивность заболеваний пародонта снижается), через пять лет (интенсивность кариеса должна стабилизироваться у 12-летних детей или появиться тенденция к снижению, а у 6-летних детей распространенность кариеса в постоянном прикусе должна уменьшиться). Оценка эффективности внедрения программы профи­лактики должна осуществляться калиброванной группой специали­стов, по единой методике с помощью случайной выборки через 5, 10, 15, 20 лет. При этом сравнивают величину индекса КПУ в каждой ключевой группе с данными исходного осмотра, проведенного в тех же возрастных группах.

Если программа внедряется среди отдельных коллективов, то оцен­ка проводится чаще. При этом сравнивают динамику индексов КПУ, КПУ в профилактических и контрольных группах. Об эффективности внедрения программы свидетельствует увеличение числа лиц без ка­риеса зубов.

Профилактика болезней пародонта считается эффективной, если возрастает количество здоровых секстантов. Различают предваритель­ную, промежуточную и окончательную оценку эффективности про­грамм профилактики.

В предварительную оценку эффективности входит определение ди­намики заболеваний пародонта и кариеса зубов, а также анализ вос­приятия программ населением, нестоматологическим персоналом, по­литическими и общественными деятелями, которые могут влиять ор­ганизационно на программу.

Промежуточная оценка позволяет при необходимости модифици­ровать и проводить коррекцию программы в целом или отдельных ее компонентов для достижения максимального профилактического эф­фекта.

Окончательная оценка возможна в периоды через 5, 10 лет и более после начала внедрения. В это время необходимо оценить не только медицинскую, но и определить экономическую эффективность про­граммы. Важно данные этого анализа доводить до сведения общест­венных, политических и административных работников с целью по­ложительной мотивации для принятия управленческих решений по внедрению программы профилактики основных стоматологических заболеваний.

6.2. Оценка эффективности гигиенического обучения и воспитания населения

Конечной целью стоматологического просвещения является улуч­шение стоматологического статуса у населения. Объективными крите­риями эффективности санитарного просвещения являются следую­щие:

      увеличение количества посещений с профилактической целью;

      увеличение спроса на средства профилактики основных стома­тологических заболеваний;

      улучшение знаний по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта среди населения.

Так, в Самарской области в 1986 году в пересчете на душу населе­ния приходилось 0,5 зубной щетки и 0,9 тюбика зубной пасты, а в на­стоящее время одна зубная щетка служит в среднем 13 мес. у жителей г.Самары, и 19 мес. - у сельских. Одного тюбика пасты хватает соот­ветственно на 3 или 4 месяца.

Улучшению знаний и информированности населения по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний можно оце­нить с помощью выборочного анкетирования и интервьюирования населения, а также с помощью телефонного опроса.

6.3.  Оценка степени изменения питания в отношении профилактики основных стоматологических заболеваний

Основным показателем, характеризующим степень изменения пи­тания в популяции после внедрения программы, является количество сахара, потребляемого на душу населения. Например, в Самарской области в 1986 году этот показатель составлял 42 кг. В настоящее вре­мя подсчет этого значения из-за отсутствия централизованной торгов­ли продуктами, как это было в советское время, затруднителен.

Косвенно и приблизительно количество, частоту потребления Саха­ров можно подсчитать методом анкетирования. Но при анализе анкет мы столкнулись с тем, что они лучше отражают фактические знания населения, а не гигиенические привычки и образ жизни. Заполняя ан­кету, даже анонимную, человек старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Можно для расчета среднего потребления сладо­стей использовать пищевые дневники, предусмотрев в них графы для учета приема пищи не только в их основные приемы, но и в проме­жутках между ними и особенно время, предшествующее ночному сну. Так, оказалось, что среди детей в возрасте 7-17 лет частота приема сладостей в течение одних суток - 5,9. Эти данные необходимо учи­тывать при планировании программы профилактики.

6.4.  Оценка эффективности обучения гигиене

Конечной целью гигиенического обучения является улучшение со­стояния тканей пародонта, редукция кровоточивости, зубного камня. Первая оценка программы гигиенического обучения может проводиться уже через 5-6 месяцев при сравнении величины индексов зубного налета с исходными значениями. В дальнейшем оценку производят с теми же интервалами, что и для программы профилактики кариеса зубов.

 

7. Финансирование

Без достойного финансирования программа выполняется лишь врачами-энтузиастами, как это случилось в Самарской области. В ее реализации в основном участвуют только детские стоматологи, поэтом низкая редукция кариеса (всего 3,6%) получена в сельских регионах, среди детей дошкольного возраста за 10 лет стоматологическая заболеваемость не снизилась.

Без финансирования программы она будет носить декларативны характер.

Финансирование складывается из следующих составляющих:

1.   Расходы, связанные с зарплатой персонала (стоматологические
гигиенисты,  вспомогательный  персонал,  стоматологические  эпидемиологи), включая поощрение учителей, воспитателей, мстодистое
педиатров, которые достигают наибольших успехов в реализации про
граммы.

2.   Оплата за обучение персонала, участвующего в разработке про
граммы.

3.   Оплата разработок и тиражирования санитарно-просветительских средств по внедрению программы для персонала, участвующего
ее реализации.

4.   Затраты, связанные с эпидемиологическим исследованием, в том числе на командировочные и транспортные расходы для исследователей, а также на статистическую обработку и логический анализ полученных данных.

5.   Затраты,  связанные  с  оплатой  оборудования,  инструментов средств профилактики кариеса зубов для профессиональной гигиены полости рта, а также затраты, необходимые для приобретения рекомендуемых средств индивидуальной гигиены и профилактики, вклю­чая модели для обучения населения гигиене полости рта.

Информация о работе Профилактика основных стоматологических заболеваний