Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, доклад
История развития профилактического направления в стоматологии имеет свои особенности в России. Длительное время в отечественной стоматологической науке и практике существовало мнение о полиэтиологичности кариеса зубов и заболеваний пародонта. Большое внимание уделялось изучению роли макроорганизма в возникновении, развитии и профилактике основных стоматологических заболеваний.
Эпидемиологические исследования рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет. Их значение трудно переоценить. На основании полученных данных можно оценить стоматологическую заболеваемость, адекватность стоматологической помощи потребностям в ней, разработать регионально ориентированную программу профилактики основных стоматологических заболеваний, осуществлять мониторинг стоматологической заболеваемости, а также определить эффективность профилактических мероприятий и на основании этих данных решать вопросы о необходимости коррекции программы в целом или отдельных ее компонентов.
При центре государственного санитарно-эпидемиологического контроля по Самарской области создан отдел мониторинга стоматологической заболеваемости.
2. Формирование измеримых целей и задач
Цели программы должны быть реальными и учитывать степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурсами, кадрами, сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины. Анализ ситуации является отправным пунктом для формирования целей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
какие стоматологические заболевания можно предупредить;
какие группы населения стратегически важны для внедрения
профилактических программ;
как быстрее достичь поставленных целей;
какие ресурсы (стоматологический, медицинский, немедицинский и вспомогательный персоналы, оборудование, финансы) необходимы для внедрения программы профилактики.
Задачи программы должны быть реальными, измеримыми, чтобы можно было оценить медицинскую, экономическую эффективность. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ. Могут быть поставлены специфические задачи в зависимости от стоматологических проблем среди населения различных возрастных групп.
В настоящее время в странах с высокоразвитой рыночной экономикой достигнуты результаты, превосходящие глобальные цели, поставленные ВОЗ по стоматологии: к 2000 году индекс КПУ зубов у 12-летних детей находится в пределах 1,0-1,5, поэтому измеримые задачи
национальных программ профилактики основных стоматологических заболеваний ориентированы на еще больший процент снижения кариеса не только среди детей, но и среди взрослого населения, поддержание полученного хорошего уровня стоматологического здоровья.
3. Выбор методов и средств профилактики
Выбор специфических методов профилактики зависит от стоматологических проблем. Например, если измеримая задача нацелена на 50% редукцию кариеса у 12-летних детей в течение 10-летнего периода, то без коммунальных методов профилактики (фторирование питьевой воды или пищевой соли) решить ее нельзя. Поэтому выбор методов и средств профилактики должен быть реальным с учетом распространенности и интенсивности основных стоматологических заболе ваний, состояния медицинской и стоматологической служб, обеспеченности персоналом, финансирования, состояния общего здоровья населения, привычек питания, приема Сахаров, содержания фтора в питьевой воде, социальных условий.
Имеет значение выбор методов и средств профилактики, их эффективность и стоимость, а также возможность замены одного метода на другой, более дешевый и эффективный и т.д.
4. Обучение персонала
Программа профилактики осуществляется стоматологическим персоналом. Необходимо иметь единую концепцию в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний на всех этапах подготовки специалистов от базового (вузовского) до последипломного.
Необходима подготовка специальных работников профилактики стоматологических гигиенистов. Это позволит не только рационально использовать имеющиеся стоматологические кадры, но и более эффективно заниматься профилактической работой, санитарным просвещением нестоматологического медицинского и немедицинского персонала и населения. К выполнению профилактических программ должен привлекаться и нестоматологический персонал: школьные и дошкольные педагоги, медицинские сестры, педиатры, акушеры-гинекологи, родители.
Оценка потребности в различных видах персонала зависит от планируемой программы профилактики. Для обучения правилам чистки
зубов для группы дошкольников из 20-25 детей в возрасте 4-6 лет требуется в среднем 5-6 минут в день или 25-30 минут в неделю. Для полосканий полости рта фторидами в подготовительных группах детского сада и среди младших школьников необходимо 10 минут в две недели (0,2% раствора фторида натрия) или 20 минут в месяц. Вопросы профилактики основных стоматологических заболеваний входят в программу уроков здоровья в начальной школе.
5. Внедрение программы профилактики
Внедрение программы профилактики складывается из следующих этапов.
5.1. Предварительное планирование программ
Общий план составляется организаторами здравоохранения по результатам ситуационного анализа и основывается на подсчетах реальных возможностей. Подробно расписываются материальные ресурсы по различным регионам, включая и сельскую местность.
5.2. Организационные мероприятия по внедрению
За планирование и внедрение программ профилактики ответственны главные стоматологи различных уровней.
Организаторы стоматологической службы должны заниматься непосредственно организацией внедрения программ профилактики в своем подразделении, обучением персонала, обеспечением финансирования из средств ОМС, внебюджетного, благотворительного и др., контролем за внедрением программы, мониторингом стоматологической заболеваемости, оценкой эффективности внедрения программы, а также организацией гигиенического обучения и воспитания медицинского и немедицинского персонала, участвующего в реализации программы. В комплексной программе профилактики кариеса зубов и болезней пародонта для населения Самарской области предусмотрено создание областного центра профилактики, который должен стать также организационно-методическим и обучающим центром.
5.3. Выбор групп населения
Особое внимание должно быть уделено стратегически перспективным для профилактики основных стоматологических заболеваний группам населения: это дети дошкольного и младшего школьного возраста, беременные женщины (с целью выработки здорового образа жизни по профилактике основных стоматологических заболеваний у будущего ребенка и в семье). Наименее перспективна в отношении первичной профилактики пожилая группа населения.
В зависимости от целей и задач программы, материальных ресурсов, кроме обязательного контингента населения (дети), могут быть включены группы с высоким риском возникновения и риска заболеваний (работники вредных производств, инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями и др.).
Если невозможно поэтапное внедрение программы, то необходимо сконцентрировать внимание на детях 5-6 лет, а затем последовательно и преемственно вовлекать все детское население в программу в течение десяти лет. С нарастанием эффекта проводимых профилактических мероприятий у стоматологов появится резерв времени за счет снижения потребностей среди детей в стоматологической помощи. Тогда можно будет вовлекать в программу профилактики и другие группы населения. Необходимым условием является пропаганда использования фторсодержащих зубных паст для гигиены полости рта среди всех групп населения, особенно среди детей (до 6 лет родители должны сами чистить зубы своему ребенку фторсодержащей пастой).
6. Оценка эффективности программ
Оценка эффективности внедрения программы по профилактике основных стоматологических заболеваний должна планироваться на этапах ее разработки.
6.1. Оценка стоматологической заболеваемости
Оценку можно проводить на любой стадии выполнения программы, но не ранее, чем через один год (в случае работы программы распространенность и интенсивность заболеваний пародонта снижается), через пять лет (интенсивность кариеса должна стабилизироваться у 12-летних детей или появиться тенденция к снижению, а у 6-летних детей распространенность кариеса в постоянном прикусе должна уменьшиться). Оценка эффективности внедрения программы профилактики должна осуществляться калиброванной группой специалистов, по единой методике с помощью случайной выборки через 5, 10, 15, 20 лет. При этом сравнивают величину индекса КПУ в каждой ключевой группе с данными исходного осмотра, проведенного в тех же возрастных группах.
Если программа внедряется среди отдельных коллективов, то оценка проводится чаще. При этом сравнивают динамику индексов КПУ, КПУ в профилактических и контрольных группах. Об эффективности внедрения программы свидетельствует увеличение числа лиц без кариеса зубов.
Профилактика болезней пародонта считается эффективной, если возрастает количество здоровых секстантов. Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности программ профилактики.
В предварительную оценку эффективности входит определение динамики заболеваний пародонта и кариеса зубов, а также анализ восприятия программ населением, нестоматологическим персоналом, политическими и общественными деятелями, которые могут влиять организационно на программу.
Промежуточная оценка позволяет при необходимости модифицировать и проводить коррекцию программы в целом или отдельных ее компонентов для достижения максимального профилактического эффекта.
Окончательная оценка возможна в периоды через 5, 10 лет и более после начала внедрения. В это время необходимо оценить не только медицинскую, но и определить экономическую эффективность программы. Важно данные этого анализа доводить до сведения общественных, политических и административных работников с целью положительной мотивации для принятия управленческих решений по внедрению программы профилактики основных стоматологических заболеваний.
6.2. Оценка эффективности гигиенического обучения и воспитания населения
Конечной целью стоматологического просвещения является улучшение стоматологического статуса у населения. Объективными критериями эффективности санитарного просвещения являются следующие:
увеличение количества посещений с профилактической целью;
увеличение спроса на средства профилактики основных стоматологических заболеваний;
улучшение знаний по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта среди населения.
Так, в Самарской области в 1986 году в пересчете на душу населения приходилось 0,5 зубной щетки и 0,9 тюбика зубной пасты, а в настоящее время одна зубная щетка служит в среднем 13 мес. у жителей г.Самары, и 19 мес. - у сельских. Одного тюбика пасты хватает соответственно на 3 или 4 месяца.
Улучшению знаний и информированности населения по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний можно оценить с помощью выборочного анкетирования и интервьюирования населения, а также с помощью телефонного опроса.
6.3. Оценка степени изменения питания в отношении профилактики основных стоматологических заболеваний
Основным показателем, характеризующим степень изменения питания в популяции после внедрения программы, является количество сахара, потребляемого на душу населения. Например, в Самарской области в 1986 году этот показатель составлял 42 кг. В настоящее время подсчет этого значения из-за отсутствия централизованной торговли продуктами, как это было в советское время, затруднителен.
Косвенно и приблизительно количество, частоту потребления Сахаров можно подсчитать методом анкетирования. Но при анализе анкет мы столкнулись с тем, что они лучше отражают фактические знания населения, а не гигиенические привычки и образ жизни. Заполняя анкету, даже анонимную, человек старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Можно для расчета среднего потребления сладостей использовать пищевые дневники, предусмотрев в них графы для учета приема пищи не только в их основные приемы, но и в промежутках между ними и особенно время, предшествующее ночному сну. Так, оказалось, что среди детей в возрасте 7-17 лет частота приема сладостей в течение одних суток - 5,9. Эти данные необходимо учитывать при планировании программы профилактики.
6.4. Оценка эффективности обучения гигиене
Конечной целью гигиенического обучения является улучшение состояния тканей пародонта, редукция кровоточивости, зубного камня. Первая оценка программы гигиенического обучения может проводиться уже через 5-6 месяцев при сравнении величины индексов зубного налета с исходными значениями. В дальнейшем оценку производят с теми же интервалами, что и для программы профилактики кариеса зубов.
7. Финансирование
Без достойного финансирования программа выполняется лишь врачами-энтузиастами, как это случилось в Самарской области. В ее реализации в основном участвуют только детские стоматологи, поэтом низкая редукция кариеса (всего 3,6%) получена в сельских регионах, среди детей дошкольного возраста за 10 лет стоматологическая заболеваемость не снизилась.
Без финансирования программы она будет носить декларативны характер.
Финансирование складывается из следующих составляющих:
1. Расходы, связанные с зарплатой персонала (стоматологические
гигиенисты, вспомогательный персонал, стоматологические эпидемиологи), включая поощрение учителей, воспитателей, мстодистое
педиатров, которые достигают наибольших успехов в реализации про
граммы.
2. Оплата за обучение персонала, участвующего в разработке про
граммы.
3. Оплата разработок и тиражирования санитарно-просветительских средств по внедрению программы для персонала, участвующего
ее реализации.
4. Затраты, связанные с эпидемиологическим исследованием, в том числе на командировочные и транспортные расходы для исследователей, а также на статистическую обработку и логический анализ полученных данных.
5. Затраты, связанные с оплатой оборудования, инструментов средств профилактики кариеса зубов для профессиональной гигиены полости рта, а также затраты, необходимые для приобретения рекомендуемых средств индивидуальной гигиены и профилактики, включая модели для обучения населения гигиене полости рта.
Информация о работе Профилактика основных стоматологических заболеваний