Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

Пожалуй, неудивительно, что ст.198 и 199 Уголовного кодекса  РФ135 (далее УК РФ), предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты налогов, относятся к числу самых востребованных в главе 22 (Преступления в сфере экономической деятельности) УК РФ. Часть 1 ст.198 УК РФ за уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

В примечании 2 к статье 198 УК РФ указано, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы  недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Пленум Верховного Суда в Постановлении от 28.12.2006 № 64136 указал, что «общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации».

Установленная неуголовным законодательством  обязанность (исполнение которой подкрепляется  действием уголовно-правовых норм) вовсе не прекращается в момент наступления установленного для ее исполнения срока. Так, согласно ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается лишь с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком – физического лица. Другими обстоятельствами могут быть смерть физического лица - налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора). Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя. Таким образом, невыполнение в установленный срок обязанности уплатить налог не означает исчезновения соответствующей обязанности137.

Конституционная обязанность человека и гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурному и историческому наследию все более угрожает разрушение, вызываемое в том числе эволюцией социальной и экономической жизни. При этом повреждение или исчезновение любых памятников культурной и исторической ценности представляют собой пагубное обеднение достояния всех народов мира.

Существующие  международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и исторических ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляют для всех народов мира сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат. Некоторые из этих ценностей культурного наследия представляют исключительный интерес и требует их сохранения как части всемирного наследия всего человечества.

В ст. 1 Конвенции  об охране всемирного культурного и  природного наследия138 под «культурным наследием» понимаются памятники, ансамбли и достопримечательные места.

В настоящее время все международное сообщество участвует в охране природного и культурного наследия, предоставляя коллективное содействие, которое, не заменяя деятельность заинтересованного государства, на территории которого находится ценность, ее эффективно дополняет. При ООН по вопросам образования, науки и культуры учреждается Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения, называемый «Комитетом всемирного наследия». Он состоит из пятнадцати государств - сторон Конвенции139, избираемых государствами - сторонами Конвенции, собирающимися на генеральную ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Объекты культурного  наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Согласно Конституции РФ, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44). На реализацию этой конституционной обязанности направлен Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»140, который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно статье 46 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

За нарушение  Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ физические граждане Российской Федерации несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий (ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации141, которое устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Конституционная обязанность человека и гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с Конституцией РФ «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58), которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Действующее е  законодательство в области охраны окружающей среды, состоящее из Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»142, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, конкретизирует эту обязанность применительно ко всем видам ресурса, будь то земля, вода, воздух, лес, животный мир. К сожалению, на практике многие граждане не выполняют и малой доли своих обязанностей по сохранению и поддержанию природных ресурсов страны.

Федеральный закон  от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Согласно ч. 3 ст. 11 этого Закона, граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства.

За нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается  имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность  в соответствии с законодательством. Так, например, статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Конституционная обязанность родителей воспитывать и заботиться о детях. В соответствии со ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. «родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей и условий жизни, необходимых для развития ребенка»143. Это положение международного права подтверждено и российским законодательством. Забота о детях, их воспитание являются, согласно Конституции РФ, равным правом и обязанностью родителей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Данная обязанность  закреплена в семейном законодательстве, которое состоит из Семейного  кодекса Российской Федерации144 (далее – СК РФ) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. В статье 7 СК РФ указано, что «осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан». На основании положений статьи 63 СК РФ, родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Обязанности родителей  по воспитанию и образованию детей  закреплены также в  Федеральном законе от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»145. Согласно ч. 1 ст. 18 этого Закона, «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования (п. 2 ст. 52 СК РФ). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения (п. 3 ст. 52 СК РФ). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования (п. 5 ст. 52 СК РФ). Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (п. 1 ст. 64 СК РФ).

Родители обязаны  содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям  определяются родителями самостоятельно (п. 1 ст. 80 СК РФ). В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Обязанность родителей по содержанию детей следует из принципов приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; из права ребенка на защиту; из равенства прав и обязанностей родителей; из обязанности родителей по воспитанию детей (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 63 СК РФ), а также из международно-правового принципа обеспечения интересов ребенка (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.146). Алиментная обязанность родителей - это обратная сторона права ребенка на защиту и наиболее типичный пример смешения личных и имущественных прав147.

Родители содержат своих несовершеннолетних детей  без расчета на то, что в последующем  дети будут содержать их самих. Тем  не менее, закон закрепляет обязанность  детей оказывать материальную помощь родителям; эта обязанность (ст. 87 СК РФ) имеет нравственное начало, является конкретным выражением принципа приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п. 3 ст. 38 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 СК РФ) и свидетельствует о реализации алиментных прав и обязанностей родителей и детей на началах взаимности.

Правила алиментирования  родителей состоят в следующем. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них (п. 1 ст. 87 СК РФ). Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей (п. 5 ст. 87 СК РФ). Дети также освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами (п. 1 ст. 88 СК РФ).

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений