Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

Классификация прав, свобод, законных интересов и  обязанностей как научное средство углубления познания природы, сущности и содержания, их назначения имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования юридической техники при законодательном регулировании, в их толковании реализации и защите. Деление прав, свобод, законных интересов и обязанностей на виды (группы) зависит от принятых критериев. По источнику закрепления они могут делиться: международные, конституционные, отраслевые (в актах текущего законодательства) и членские (в уставах общественных объединений).

По  кругу лиц, на которых они распространяются: на общие (признаются за всеми без исключения), специальные (распространяются на отдельные группы лиц) и индивидуальные.

По  гражданской принадлежности субъекта (в зависимости от взаимоотношений личности и государства) на: права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина (в зависимости от наличия либо отсутствия у индивида гражданства). Права человека (равно как и обязанности) имеют естественное происхождение, вытекают из факта сочленства индивида в обществе, а права гражданина вытекают из сочленства индивида в государства. Права человека с закреплением в конституции, законе трансформируются в права гражданина. Исходя из субъекта реализации прав, свобод и обязанностей личности выделяют индивидуальные, коллективные права, свободы и обязанности, а также права народов (наций)46.

По  адресату соответствующих правовых предписаний – негативные (создают для индивида некоторые ограничения) и позитивные (предоставляют индивиду определенные правовые возможности) права, свободы и обязанности. Негативные права и свободы обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства. Позитивные права и свободы обязывают государство содействовать осуществлению прав и свобод личности. К первой группе относятся гражданские и политические права и свободы, ко второй - социальные, экономические и культурные47.

Конституция РФ дает основание для различия прав и свобод в качестве абсолютных, не подлежащих ограничению или отмене даже в условиях чрезвычайного положения, и относительных, в отношении которых могут устанавливаться ограничения при соблюдении условий, предусмотренных ст. 55 и 56 Конституции РФ. 

Наиболее распространенной классификацией прав, свобод и обязанностей личности является классификация по сферам их действия:

  1. Личные права, свободы и обязанности (ст. 20-29 Конституции РФ).
  2. Публично-политические права, свободы и обязанности личности (ст. 30-33 Конституции РФ). В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. «Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам»48.
  3. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
  4. Экономические права, свободы и обязанности (ст. 34-36 Конституции РФ). Эта группа прав касается таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование. «Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности личности»49.
  5. Социальные и культурные права, свободы и обязанности (в сфере социальной и культурной жизни – ст. 37-44 Конституции РФ);
  6. Правоохранительные права, свободы и обязанности (в сфере защиты прав, свобод человека и гражданина, его законных интересов – ст. 45-53 Конституции РФ).

Зачастую структурные элементы правового статуса личности классифицируются самостоятельно, а не в их системе50. Так, даются самостоятельные классификации законных интересов. Юридические обязанности обычно классифицируются совместно с правами либо подвергаются самостоятельной типологии51.

Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов  представляет собой их структурную  совокупность, т.е. деление внутренне  единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями их материального содержания и правовой формы. Основные группы прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены52.

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина

 

В настоящее  время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека53.

Современные эксперты, дают такое определение: «Права и свободы человека – это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса»54.

Права человека, являясь, по сути, живой конструкцией постоянно изменяющегося мира, во все времена и в любом обществе вызывали живой интерес.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном  виде, была Вирджинская декларация (1776 г.)55, положенная в основу Билля о Правах Конституции США (1791 г.)56. Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.)57. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.)58. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах59 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)60.

Сегодня Всеобщая Декларация прав человека – это  основной международный правовой акт  в области прав и свобод человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее, она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все новые международные договоры. Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека является фундаментом «идеологемы универсальности прав человека»61. Именно универсальность концепции прав и свобод человека стала краеугольным камнем Декларации. Многие положения Декларации еще не стали реальностью. Во многом это объясняется тем, что страны с разными общественными системами, признав, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя, исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека62. Тем самым изначально произошло преломление заложенного в преамбуле Декларации положения «о всеобщем понимании характера этих прав и свобод как необходимого для полного выполнения этого обязательства», означающего, что права человека понимались бы и трактовались бы одинаково в государствах с различными политическими системами, экономическим развитием и культурно-нравственными основами.

Критика универсальности  концепции прав человека основана на неприятии западного понимания идеи прав человека. Невозможность создания универсальных стандартов аргументируется тем, что западные представления и идеи (индивидуализм, либерализм, свободный рынок и т.д.) фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям63. Как отмечает Е.А. Лукашева, тиражирование универсальности прав и свобод человека как панацеи, слепое «навязывание чужеродных эталонов и стандартов социокультурным общностям, не подготовленным к подобным инновациям, приводят к хаосу в устоявшемся развитии, разрушению привычных общечеловеческих связей, дезориентации людей. «Рассогласование культур», приводящее к деформации личности, в конечном итоге «подрывает ценность цивилизационного комплекса»64. Подобная «универсализация» приводит к формализации самих прав и свобод, поскольку последние рассматриваются не как «самостоятельные правовые феномены»65, а как некая абстрактная субстанция - вне времени и пространства. Так, обращает на себя внимание суждение Д.З. Мутагирова: «Как правило, пишут и говорят о правах и свободах так, как будто они существуют сами по себе, без человека и гражданина. Это не просто небрежность или недостаточное понимание проблемы, сознательная и целенаправленная тактика политической власти, нарушающей эти права. Ведь если акцент делается на права, то проблема становится чисто юридической, решаемой с оглядкой на законы, кодексы, судебные институты и карательные учреждения... Когда же акцент делается на слове «человек», проблема приобретает, во-первых, социальный и гуманистический, а во-вторых, универсальный характер»66.

На международно-правовом уровне Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал  в своих решениях, что права  человека должны восприниматься и обеспечиваться не как теоретические и иллюзорные, а как конкретные и действительные67.

Согласимся  с утверждением Н.И. Матузова, что  «наполнить реальным содержанием права, создать надежные механизмы их реализации»68 невозможно без их закрепления в законодательстве соответствующей страны, и прежде всего в национальной конституции.

В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.)69 и Конституции РФ (1993 г.)70.

Права человека – неотъемлемые свойства каждого  человека и существенные признаки его  бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека – это естественные возможности  индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и  неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны  и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества71.

Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод. Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин страны, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство  и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права  и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек – он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

Только конституционные  права и свободы обладают неперсонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом  не конкретного человека, а распространяются на всех. Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения.

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений