Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

 

В первой статье Декларации прав и свобод человека установлено, что «каждый человек несет конституционные обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества»105.

Обязанности граждан служат объектом обязывающих и запрещающих правовых норм. Граждане должны точно и полностью выполнять предписания императивных норм как в части совершения предписанных действий (обязывающие нормы), так и в части воздержания от запрещенных действий (запрещающие нормы).

С точки зрения П.Е. Недбайло106, на долю личности как субъекта права выпадает только необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Однако многие исследователи придерживаются сейчас следующего мнения: исполнение обязанностей и соблюдение запретов служат одной из основных форм реализации правовых норм наряду с использованием прав и свобод107.

Для того чтобы  определить, каким образом происходит исполнение обязанности, достижение цели, заложенной в содержании обязанности, необходимо вывести и охарактеризовать механизм исполнения обязанности.

В настоящее  время установление и закрепление  в праве соответствующих механизмов - это одна из самых насущных проблем  законодательства. От успешного решения  данного вопроса зависит эффективность действующего законодательства.

Слово «механизм» обозначает систему, внутреннее устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса108. Это совокупность состояний и процессов, из которых складывается то или иное явление109.

Под механизмом исполнения обязанностей понимают последовательную, комплексную организацию правовых средств и обеспечение условий, направленных на достижение конечной цели, заложенной в содержании обязанности, по юридическому и фактическому исполнению обязанности. Его действие можно представить структурированно: как движение от одного этапа к другому, от достижения конкретного промежуточного правового результата к реализации следующего. Каждое звено механизма должно быть сформировано таким образом, чтобы оно не только реализовало свою внутреннюю цель, оправдывало свою сущность, но и создавало все условия (предпосылки) для наступления и осуществления следующего этапа.

На этапе  применения права конституционные  нормы крайне редко используются, как судами различных типов юстиции (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), так и различного уровня (Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, областных и районных судов)110.

Представляется, что уже в самом нормативном  акте должны быть определены приоритеты законодателя, заложен механизм исполнения обязанностей. Вместе с тем существующая практика поспешного принятия немалого количества законов без наличия в них механизма реализации требует в дальнейшем внесения в них изменений и дополнений, либо детального толкования, либо принятия постановлений Правительства России, большого количества других подзаконных нормативно-правовых актов «с изложением порядка применения законов, разъяснением их содержания, в которых оно нередко искажается и изменяется, и применение которых без учета подзаконных актов становится невозможным»111.

Реализация  обязанностей личности - самостоятельная проблема, которая не может быть сведена к характеристике ее как составного элемента, средства правового регулирования либо как формы реализации правовых норм. Дело в том, что реализация конкретных обязанностей личности связана с осуществлением требований не только той правовой нормы, которая их предусматривает, но и многих других правовых норм, в которых конкретизируются пределы содержания этих обязанностей, порядок их осуществления и другие условия. Иными словами, реализация обязанностей личности означает на деле осуществление требований целой системы правовых норм, разных по своей природе. К примеру, реализация большинства конституционных обязанностей граждан связана с осуществлением не только тех конституционных норм, которые их предусматривают, но и тех отраслевых норм, которые их конкретизируют, детализируют, дополняют.

Так, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ обязанность  каждого платить законно установленные налоги и сборы реализуется в зависимости от специфики форм налогообложения и иных обстоятельств. К использованию конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы подключается действие норм отраслевого федерального законодательства о налогах (Налоговый кодекс РФ), законов субъектов Российской Федерации о местных налогах и сборах.

Как верно отмечает Е. А. Лукашева, реализация обязанностей личности связана с их внутренним усвоением, с социализацией личности, осуществлением ею общественных функций в виде социальных ролей. Социально-психологический механизм перевода правового статуса личности в реальное поведение связан с действием таких его регуляторов, как интересы, цели, мотивы, воля, социальная установка. Между обязанностями личности, с одной стороны, и социально-психологическим механизмом регуляции поведения человека, с другой, нет и не может быть однозначного взаимодействия, поскольку это взаимодействие неизбежно испытывает влияние ряда множественных (объективных и субъективных) факторов правового и неправового характера. Нельзя не учитывать всю систему общественных отношений, в которую включен индивид, социальное окружение личности, конкретные условия жизни человека, определяющие своеобразие его личностных качеств, его политические, этические, духовные, правовые и иные ценностные ориентиры112.

Все они воздействуют на сознание и волю человека, определяют борьбу мотивов в принятом решении о переводе правовых возможностей или правовой необходимости в реальное поведение - правомерное либо неправомерное.

В связи с  рассмотрением реализации обязанностей возникает вопрос о социальной активности самой личности, ее сознательно-волевого начала, без которого невозможна деятельность всего сложного механизма реализации правового статуса личности.

Сознательно-волевая  сторона реализации индивидом своих  обязанностей охватывает процесс взаимодействия обшей, государственной воли, выраженной в нормах права, и индивидуальной воли исполнителя правовых норм, прежде всего волевые устремления личности и тех должностных лиц, которые осуществляют применение права и другие правомерные действия, направленные на реализацию той или иной обязанности.

Таким образом, объективация воли личности как носителя права может быть рассмотрена  в плане ее соотношения:

  • с общей государственной волей, выраженной в праве;
  • с волей тех лиц, которые осуществляют применение права и другие правомерные действия в целях обеспечения реализации обязанности личностью.

Главный принцип  соотношения воли личности и общей, государственной воли состоит в обязательном соответствии воли личности общей воле, выраженной в нормах права. Но это не означает, что при реализации обязанностей человек ограничен в проявлении своей собственной воли. Личность может проявить свободу воли по-разному в границах, очерченных нормой права, т. е. государственной волей.

Личность превращает социальную возможность, закрепленную в обязанности, в действительность, т. е. определяет в рамках соответствующих правовых норм свои действия (поведение), преследуя достижение правомерных целей реализации обязанности. Индивид, следовательно, сознательно и добровольно, свободно проявляет свою волю в определенных нормами права границах и тем самым воплощает в жизнь общую волю, которая выражена в нормах права, закрепляющих обязанности личности113.

В связи с  проблемой реализации обязанностей граждан встает вопрос о соотношении обязанностей личности и правоотношений. Возможны различные варианты такого соотношения. Во-первых, обязанность, как и норма права, отнюдь не всегда реализуется через правоотношение. Во-вторых, одна и та же обязанность в одних случаях может реализоваться через правоотношения, в других - вне правоотношений. В-третьих, возможна реализация некоторых обязанностей посредством вступления их носителей в правоотношения нескольких видов (подобно тому, как при осуществлении одного и того же права может происходить реализация не одной, а нескольких правовых норм).

Особую сложность  при реализации обязанностей, как правило, составляют случаи, когда необходимо при этом издание правоприменительных актов, а также совершение действий, предшествующих изданию акта либо связанных с его исполнением. При этом в процессе осуществления различных обязанностей число указанных действий, их характер и конкретное содержание бывают различными, что затрудняет установление определенной типологии. Достаточно, например, сравнить правоприменительные процессы, возникающие при реализации обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы, обязанности родителей заботиться о детях, обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, чтобы убедиться в существенном различии между указанными процессами. Именно это обстоятельство служит причиной того, что в юридической науке еще полностью не разработаны вопросы теории реализации обязанностей личности114.

Сказанное ни в  коей мере не означает, что проблемы реализации обязанностей личности вообще не поддаются научному обобщению. Напротив, решение проблем повышения эффективности исполнения обязанностей в значительной мере зависит от степени разработанности форм и процедур реализации различных видов обязанностей, их конкретизации в действующей системе правовых норм. Такая конкретизация должна осуществляться с учетом особенностей содержания обязанностей личности в различных правовых связях (например, в рамках общей обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество есть правомочие гражданина на несение военной службы в соответствии с федеральным законом РФ 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»115, а также на замену ее альтернативной гражданской службой116).

Особое значение имеет выявление наиболее благоприятных  условий реализации конкретных видов  обязанностей личности. Исследование таких условий не должно сводиться только к анализу функций государства. Важно изучать также конкретные функции государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Для обеспечения эффективности реализации обязанностей необходимы разработка для каждого их вида наиболее типичных стадий практического осуществления, определение оптимальных способов правового и организационного обеспечения их осуществления.

Установление порядка реализации той или иной обязанности зависит от многих факторов объективного и субъективного свойства и может изменяться с развитием системы общественных отношений и совершенствованием законодательства. При этом порядок реализации обязанностей индивидуален, как индивидуально их содержание.

Порядок реализации обязанностей как элемента правового статуса личности, закрепленный нормами права, включает, во-первых, установление юридических фактов, во-вторых, фиксацию основных форм и способов организации осуществления обязанностей личности.

Опорными пунктами в определении порядка реализации обязанностей, их стадий выступают юридические факты. Люди в своей деятельности учитывают, какими юридическими фактами (составами) обусловлены желательные или нежелательные для них правовые последствия. Соответственно, они стремятся к возникновению юридических фактов или, наоборот, избегают этого.

От юридических  фактов следует отличать юридические условия, т. е. факты, которые обусловливают характеристику личности как субъекта права. Личность как носитель обязанностей должна обладать правосубъектностью, наличие которой определяется ее возрастными и волевыми факторами. По отношению к конкретному государству физическое лицо выступает в качестве отечественного гражданина либо иностранного гражданина или лица без гражданства. Указанные юридические условия как бы примыкают к юридическим фактам (юридическому составу). В зависимости от правосубъектности и отношения личности к гражданству конкретного государства зависит не только объем их правового статуса, но и порядок реализации его структурных элементов.

Наиболее распространенным порядком реализации элементов правового  статуса граждан является процедурно-правовой порядок, при котором закон с той или иной степенью определенности предусматривает юридические факты и способ реализации личностью своих прав, свобод и обязанностей.

Указание в  праве на процедурно-правовой порядок  реализации элементов правового статуса крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других органов и лиц, когда необходимо их сотрудничество в рамках конкретных правоотношений. Следует отметить, что отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации обязанностей подчас затрудняет гражданам их осуществление либо делает невозможным их использование на практике.

Эффективность, быстрота и максимальная полнота положительной реализации обязанностей, во многом определяются тем, насколько совершенны процедурно-правовой порядок осуществления прав, свобод и обязанностей и его регламентация. Процедурная упорядоченность в реализации обязанностей личности способствует более полному и быстрому удовлетворению общественных интересов и достижение необходимых целей.

Процедурно-правовой порядок реализации, в свою очередь, можно подразделить на два вида. Данная классификация зависит от наличия или отсутствия правоприменительной деятельности компетентных органов публичной власти или должностных лиц. Там, где нет такой правоприменительной деятельности, речь идет о простом процедурно-правовом порядке реализации прав, свобод и обязанностей личности. Другой, более сложный вид процедурно-правового порядка реализации прав включает правоприменительную деятельность соответствующих органов или должностных лиц. При этом сама правоприменительная деятельность (применение диспозиций или санкций правовых норм) имеет всегда определенные процессуально-процедурные формы117.

Сложный вид  процедурно-правового порядка реализации права можно классифицировать, в  свою очередь, на отдельные подвиды  исходя из характера правоприменения  и соответствующих актов применения правовой нормы. В силу этого следует выделить:

  1. процедурно-правовой порядок применения диспозиций правовых норм, т. е. процедурно-правовой порядок исполнения обязанностей, при отсутствии каких-либо нарушений прав, свобод и обязанностей личности со стороны третьих лиц;
  2. процедурно-правовой порядок применения санкций правовых норм при наличии споров, конфликтных ситуаций, правонарушений, не дающих возможность нормального исполнения личностью своих обязанностей.

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений