Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:27, реферат
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава I. Бюджетная система и фискальная политика. 2
1.1. Сущность, структура и функций государственного бюджета. 6
1.2 Налоги как экономическая база и инструменты финансовой политики 8
Оглавление
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта
проблема меня наиболее затронула, глядя
на экономическое положение
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно
выразить экономическую роль государства
нелегко. Весьма грубым показателем
удельного веса рынка и государства
в экономике служит тот факт, что в настоящее
время около 4/5 национального продукта
обеспечивается рыночной системой, а остальная
его часть производится под эгидой государства.
Но помимо финансирования производства
государство осуществляет ряд программ
социального страхования и социального
обеспечения, ставя своей целью перераспределение
дохода в частном секторе экономики. Статистика
показывает, что налоги и общий объём государственных
расходов – на покупку товаров и услуг
и на социальные программы – составляют
приблизительно 1/3 национального продукта.
Наконец, множество трудно поддающихся
количественному изменению регулирующих
мер, предназначенных, для защиты окружающей
среды, охраны здоровья и труда рабочих,
защиты потребителей от опасных продуктов,
обеспечения равного доступа к вакантным
рабочим местам и контроля за практикой
ценообразования в определённых отраслях,
вовлекает государство практически во
все сферы экономической деятельности.
Роль государства, в управлении несомненно,
велика и всеобъемлюща. В отличие от модели
чистого капитализма нашу экономику лучше
характеризовать как смешанный капитализм.
Функционирование частного сектора на
основе рыночной системы модифицируется
самыми разными способами государственным
сектором.
Глава
I. Бюджетная система
и фискальная политика.
Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.
Существование бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.
Существование
специфической бюджетной среды
стоимостного распределения обусловлено
также природой и функциями государства.
Именно оно нуждается в
В
государственном бюджете
Как особая область стоимостного распределения государственных бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.
Итак, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;
предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
выражает
такую стадию стоимостного распределения,
которая непосредственно не связана
с движением общественного
пропорции
и формы бюджетного распределения
стоимости общественного
область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.1
Таким образом, государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения в денежной форме и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.
Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Итак,
как экономическая категория
государственный бюджет
выражает производственные
отношения в денежной
форме, возникающие
между государством
и другими участниками
производства в процессе
распределения и перераспределения
стоимости валового
общественного продукта
путем образования централизованного
фонда денежных средств
государства и его использования
на цели расширенного
воспроизводства, повышение
уровня жизни народа
и удовлетворение общественных
потребностей.
Фискальная политика
Фискальная,
бюджетно-налоговая, политика — это
совокупность средств и мероприятий
государства, направленных на изменение
порядка государственных
Основными
инструментами налогово-
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная
фискальная политика основывается на
решениях правительства, которое, манипулируя
налоговыми ставками или структурой налогообложения,
уровнем государственных расходов, воздействует
на формирование совокупного спроса и
совокупного предложения, реальный объем
национального продукта, уровни занятости,
инфляции и цен.
Автоматическая
бюджетно-налоговая политика, обусловленная
возможностью автоматических изменений
уровня государственных расходов и
налоговых поступлений при
Функционирование
бюджета связано с