Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.
Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65
Оглавление.
Введение………………………………………………...…
Глава I. Общие положения о порядке
перемещения культурных ценностей физическими
лицами через таможенную границу……………….……..............
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение………………………………………………….
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….
«Приложение 4»…………………………………………………………………65
Введение.
Выбранная мною тема
в настоящее время очень
Культурные достижения государства во многом влияют на его престиж на мировом уровне, поэтому неспособность государства защитить свои ценности, свою культуру говорит, в том числе и о неспособности государства поддержать свой престиж. Поэтому, если говорить применительно к России, для государства, претендующего на одно из лидирующих мест в мире, защита собственного культурного наследия представляется одной из важнейших.
Нельзя забывать и о том, что культурные ценности представляют, как правило, большую ценность и в стоимостном выражении, поэтому незаконный вывоз культурных ценностей – это фактически вывоз национального богатства за пределы государства.
Следует упомянуть,
что получил широкий размах
и приобрел устойчивые формы
нелегальный бизнес, связанный с
перепродажей культурных
Регулирование перемещения культурных ценностей в области таможенного дела сопряжено с рядом проблем как нормотворческого, так и правоприменительного характера. В первую очередь несовершенство действующего законодательства выражается в отсутствии единообразного понимания термина «культурные ценности».
Отсутствие единого подхода
к определению понятия
Недостаточная развитость нормативной базы, отсутствие единой системы учета культурных ценностей, недостаточная координация деятельности, - это все является причиной нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу, которое имеет устойчивую тенденцию к росту. Так же нередки ситуации, когда физическое лицо фактически лишено возможности на законных основаниях вывозить за границу культурные ценности, являющихся его собственностью.
Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.
Наряду с понятием “ cultural property( дословно: культурная собственность) – das Kulturgut – biens culturels ”, переводимый на русский язык, в зависимости от контекста, как культурные ценности или культурное достояние, в большинстве международно-правовых актов универсального и регионального характера применяется и термин “ cultural heritage - das Kulturerbe – patrimoine culturel – культурное наследие ”.
Словарь русского
языка Ожегова не содержит
понятия «культурная ценность»,
Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 2. Она установила, что культурными ценностями признаются предметы, независимо от их происхождения и владельца:
Так же в Рекомендации
ЮНЕСКО 1964 г. «О мерах, направленных
на запрещение и
«Нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты»5 - это понятие «культурные ценности» впервые в Российском законодательстве было закреплено в Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО 1970, которую Союз Советских Социалистических Республик (далее – СССР) ратифицировал в 1988 году, был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". В нем более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В данном законе под культурными ценностями понимаются «движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» 7 понятие культурные ценности трактуется как предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
При определении понятия культурных ценностей, по моему мнению, следует упомянуть дефиницию, приведенную в Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»8. Этим законодательным актом памятники культуры определяются как: «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развития общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие художественную или иную культурную ценность».
Оценивая приведенное
определение, на наш взгляд, имеются
основания разделить точку
По моему мнению, данное определение, из всех имеющихся в наибольшей степени отражающее сущность предмета исследования, тем не менее также не в полной мере отражает его основные признаки. Отсутствие адекватного определения в значительной степени затрудняет не только проведение научных исследований, но и решение чисто практических задач.
Ранее подробный перечень культурных ценностей был приведен в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"10. Но с недавнего времени Решением Комиссии Таможенного союза введен единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, в котором включены товары, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза. В разделе 2.20 содержится перечень культурных ценностей: 11