Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.

Содержание

Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 3.46 Мб (Скачать документ)

    В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ говорится, что Россия должна стать «страной, где права собственности надежно защищены...» 24. Этому призваны способствовать устранение юридических коллизий и совершенствование всех органов, защищающих эти права. Только полная сплоченность и единство органов позволит защитить культурные ценности, а, следовательно, наследие народа, культуры, предков.

    В целом для решения  вопросов, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей требуется консолидация и интенсивное международное сотрудничество, тесное взаимодействие отечественных и зарубежных правоохранительных систем. Одним из существенных недостатков работы, проводимой таможенными органами в целях предотвращения, пресечения и выявления фактов незаконного перемещения через таможенную границу культурных ценностей – является отсутствие надлежащего взаимодействия Федеральной таможенной службы с Министерством культуры. Правовых  актов, обязывающих таможенные органы и органы Министерства культуры проводить совместные мероприятия, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей в настоящее время нет. Из-за противоречий и проблем в законодательстве, невозможно обеспечить на должном уровне предотвращение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.

 

    1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей.

 

Основой законодательства о перемещении  культурных ценностей через таможенную границу является Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 25, а так же Положение «О порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов».

В соответствии со ст. 150 Таможенного кодекса таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного  союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные  лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные  таможенным законодательством26. Через границу Таможенного союза физическое лицо может вывозить культурные ценности в своих интересах без обязательства их обратного ввоза при условии соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством. Так же необходимо указать, что пересылка культурных ценностей в международных почтовых отправлениях в странах Таможенного союза запрещена27.

 Под вывозом культурных ценностей принято понимать «перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза» 28.

     В соответствии с  Таможенным кодексом таможенного союза вывозимые и временно вывозимые с таможенной территории Таможенного союза культурные ценности подлежат декларированию в письменной форме29. При следовании через границу физическое лицо заполняет пассажирскую таможенную декларацию, в которой указывается об обязательном предъявлении для досмотра провозимых произведений искусства. В качестве примера недекларирования культурных ценностей может послужить сообщение пресс-службы ФТС, которое гласит, что 17 августа 2011 года в многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Новошахтинск при проведении таможенного контроля пассажиров автобуса, следовавших из России в Германию, у гражданки Нидерландов были обнаружены предметы, являющиеся предположительно культурными ценностями. 39-летняя женщина гостила у матери, которая подарила ей на память металлическую вазу, 2 деревянные иконы и распятие в форме креста. Бывшая наша соотечественница, по ее словам, не знала о необходимости предоставления на границе разрешения соответствующего органа  на вывоз предметов старины. Не обратила внимания женщина и на информационные стенды, на которых содержится информация о необходимости декларирования культурных ценностей и о правилах вывоза культурных ценностей из России. Все предметы были изъяты и будут переданы Ростовской таможней экспертам Южного территориального управления Министерства культуры для проведения историко-культурной экспертизы30.

Вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий (свидетельств), выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.  В настоящее время функции по государственному контролю за вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию культурных ценностей осуществляются Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением  Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №59031.

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей (далее – Свидетельство), является основным документом, на основании которого осуществляется пропуск культурных ценностей через границу Российской Федерации и (или) таможенную границу Таможенного союза.

Форма бланка Свидетельства установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей», а также в соответствии с «Положением о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза и вывоза с таможенной территории  государств - участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов» (См. Приложение 2). Свидетельства являются документами строгой отчетности, имеют   восемь степеней защиты (на уровне ценной бумаги), учетную серию и номер. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет учет и хранение указанных бланков, а в соответствующие реестры вносится в обязательном порядке информация о выданных Свидетельствах.

Только на основании проведенной  экспертизы возможно принять решение  о возможности вывоза культурных ценностей и, соответственно, выдачи Свидетельства32.

Экспертизу культурных ценностей  осуществляют уполномоченные на это  Министерством культуры РФ и Федеральной  архивной службой России специалисты  музеев, архивов, библиотек, реставрационных  и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры РФ или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей.

После получения экспертного заключения, должностное лицо Министерства культуры и (или) Федеральная архивная служба России, ответственное за выдачу Свидетельства, обязано проверить наличие заявленной к вывозу культурной ценности в «Электронной регистрационно - поисковой автоматизированной системе по регистрации культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, похищенных, незаконно вывезенных из Российской Федерации, а так же не подлежащих к вывозу из Российской Федерации (далее – ЭРПАС)»33. В случае если результаты проверки дают основание для внесения их в ЭРПАС, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, желающего вывезти эти предметы.

Решение о возможности вывоза культурной ценности оформляется распоряжением, в котором указывается должностное лицо, ответственное за выдачу Свидетельства, и подписывается заместителем руководителя Министерства культуры или ее территориальных органов. Решение выдается в трех экземплярах: для заявителя, таможни и для архива Министерства культуры.

Скомпонованный список, скрепленный  печатью и с фотографиями разрешенных к вывозу культурных ценностей, заверенные подписью уполномоченного должностного лица, прилагаются  к Свидетельству на вывоз. Данная процедура обусловлена тем, что при проведении таможенного контроля и таможенного оформления в пунктах пропуска через границу, должностным лицам необходимо идентифицировать представленную к оформлению культурную ценность с разрешительным документом, который на нее выдан.

Так же экспертизой может быть установлено, что предметы, заявленные к вывозу с территории Российской Федерации, не являются культурными ценностями, а предметами современной сувенирной продукцией либо предметами культурного назначения серийного и массового производства. На предметы культурного назначения не требуется предоставления каких-либо разрешительных документов и не распространяются ограничения, установленные Законом34. Соответственно, в данном случае органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы являются предметами культурного назначения, на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется Свидетельство. Форма справки приведена в «Приложении 3». В случае если у должностного лица таможенного органа возникают сомнения в том, что заявленные к вывозу товары к культурным ценностям не относятся, лицо вывозящее данный товар обязано предъявить справку, так как предметы культурного назначения не подлежат  декларированию в письменной форме.       

При заполнении пассажирской таможенной декларация необходимо проставить отметку в п. 3.4 о наличии культурных ценностей.На оборотной стороне, в п. 4.1, указываются наименование, описание отличительных особенностей культурных ценностей, номер и дата выдачи свидетельства на право их вывоза с указанием органа, выдавшего документ, количество цифрами и прописью, а так же стоимость в национальной валюте, евро или долларах США(См. Приложение 4)35.

     Таким образом, при вывозе культурных ценностей физическому лицу необходимо иметь при себе следующие документы, необходимые для предъявления таможенному органу:

  • заграничный паспорт;
  • непосредственно культурные ценности;
  • свидетельство на право вывоза в двух экземплярах (экземпляр для таможни и для заявителя);
  • заверенный печатью и подписью уполномоченного лица Министерства культуры, список вывозимых предметов культурных ценностей;
  • комплект фотографий на каждый предмет, так же заверенный печатью и подписью уполномоченного лица Министерства культуры;
  • заполненную пассажирскую декларация;
  • документы, подтверждающие соблюдение авторских прав (при необходимости).

Должностное лицо таможенного органа, после принятия таможенной декларации, осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Согласно ст. 116 Таможенного кодекса таможенного союза таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр даже в отсутствие декларанта при реальной угрозе сохранению культурного достояния государств - членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства. Цель таможенного досмотра - идентифицировать с информацией, содержащейся в свидетельстве, вывозимые культурные ценности. В ходе досмотра должностное лицо обязано проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства в графе "Отметка таможни" произвести запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и личной номерной печати, или проставить штамп "Выпуск разрешен" и оттиск личной номерной печати.

Соответствующий экземпляр свидетельства  с прилагаемыми к нему документами  остается в таможенном органе, а  еще один экземпляр возвращается лицу, прошедшему таможенный контроль.

Если в ходе проверки подлинность оформленных документов вызывает сомнение, или когда точно идентифицировать культурную ценность не представляется возможным, в таможенный орган могут пригласить эксперта для проведения визуальной экспертизы или выполнения искусствоведческих операций.

Только при условии соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством, физические лица могут вывозить культурные ценности с территории Российской Федерации и (или) с таможенной границы Таможенного Союза без обязательства их обратного ввоза.

Важнейшим из таких ограничений  является перечень категорий культурных ценностей, вывоз которых из Российской Федерации запрещен вне зависимости от предоставления тех или иных разрешительных документов. А именно:

  • движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
  • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  • культурные ценности, созданные более 100 лет назад. 36

Информация о работе Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу