Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.
Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65
В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, если стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования, не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг включительно, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем физические лица могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей54.
Декларирование культурных ценностей, ввозимых физическими лицами в сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через таможенную границу Таможенного союза на бланках пассажирской таможенной декларации. Так, например, сотрудники Тульской таможни возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ по факту недекларирования ввозимых культурных ценностей. В железнодорожном контейнере с домашними вещами жительницы Тульской области Н., прибывшей на постоянное место жительства в Россию из Республики Узбекистан, сотрудники Новомосковского таможенного поста обнаружили две иконы: «Господь Вседержитель», датируемая началом ХХ века, и «Святой Николай Чудотворец» конца ХIХ – начала ХХ века. Согласно заключению эксперта, они являются культурными ценностями. Владелица багажа не указала их в пассажирской таможенной декларации. Гражданка Н. пояснила, что перед переездом она вместе со свекровью упаковала домашние вещи в контейнер. При прохождении оформления на таможне Узбекистана она информацией о необходимости письменного декларирования культурных ценностей не владела. По словам Н., когда в Новомосковске она лично заполняла пассажирскую таможенную декларацию, то просто забыла о находившихся в багаже иконах, хотя незадолго перед этим сотрудник таможенного поста предупредил ее об ответственности за незаконное перемещение предметов старины старше 50 лет. Согласно законодательству Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме55.
Декларирование культурных ценностей, ввозимых физическими лицами в несопровождаемом багаже, а также не следующего через таможенную границу Таможенного Союза, производится ими путем подачи в таможенный орган, в регионе деятельности которого постоянно проживают или временно пребывают эти лица, заявления, либо таможенной декларации в случае декларирования товаров иным лицом.
Таким образом, гражданин, следующий через границу РФ и имеющий при себе (в сопровождаемом багаже) культурные ценности, обязан письменно задекларировать ввозимые им товары: заполнить пассажирскую таможенную декларацию («Приложение 4») и поставить в п. 3.4 «Товары, в отношении которых применяются ограничения и запреты» отметку об их наличии. В случае если культурные ценности следуют отдельно (в несопровождаемом багаже), либо пересылаются в адрес физического лица, то декларирование производится путем заполнения заявления установленного образца56.
Согласно ст. 137 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», культурные ценности могут быть выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов до предоставления в таможенные органы документа, подтверждающего, что данные товары относятся к культурным ценностям и прошли процедуру специальной регистрации на территории Российской Федерации.
Достаточно часто возникает вопрос о взимании таможенных платежей и налогов при ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию.
При условии письменного декларирования и специальной регистрации культурных ценностей при ввозе, физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Следовательно, если ввозимая культурная ценность не прошла в Министерстве культуры (ее территориальных органах) процедуру специальной регистрации, то стоимость и вес предмета включаются в общие стоимостные и весовые показатели перемещаемых товаров физическим лицом. В этом случае наряду с остальными товарами, культурная ценность является основой для начисления таможенных платежей по общему правилу: «Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает эквивалентную 1500 евро (в авиаперевозках до 10 тыс. евро) и общий вес которых не превышает 50 кг включительно»57. В случае превышения данного ограничения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Таким образом, таможенным органам для выпуска культурных ценностей необходимо представить документы, которые свидетельствуют о факте регистрации этих предметов на территории Российской Федерации, либо, учитывая стоимость культурных ценностей, которая подчас достигает миллионов рублей, уплатить таможенные пошлины.
Лицо, ввозимое культурную ценность, может руководствоваться статьей 208 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в которой говорится, что «если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары». В данном случае культурные ценности помещаются на склад временного хранения, а декларант, в свою очередь, представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок и обращается в Министерство культуры для проведения регистрации культурных ценностей. При обращении физического лица Министерство культуры производит регистрацию ввезенных культурных ценностей в установленном порядке, проводит экспертизу, проверяет наличие сведений о ввозимых предметах на связь с преступлениями для выявления предметов, находящихся в розыске по международным запросам. После Министерство культуры, подтверждая регистрацию культурных ценностей, выдает Свидетельство. Далее физическим лицом в таможенный орган предоставляет все необходимые документы, производится оформление вышеназванных культурных ценностей, они выпускаются в свободное обращение.
Приведем несколько примеров незаконного ввоза культурных ценностей. Так, начальник Самарской таможни сообщает, что в одной из посылок сотрудниками были обнаружены 47 предметов, обладающих признаками культурных ценностей. Среди раритетных вещей присутствовали паспорт генеалогического древа, личные предметы немецких офицеров времен Второй мировой, знаки «За атаку», «Легкое ранение», «За ближний бой», нагрудный знак трудовых отрядов, два креста военных заслуг II класса с мечами на ленте, две медали «За зимнюю кампанию на Востоке» и одна «В честь присоединения Судетских земель», темляк офицера сухопутных войск к парадному кортику, нагрудный нарукавный щит для участника Крымской кампании, две кокарды для офицеров и чиновников, офицерские погоны, наградной формуляр с наградным дубовым листом на тесьме, а также три фотоальбома с черно-белыми фотографиями Гитлера и боевых действий германской армии.
Так же была выявлена попытка ввоза редких изданий книг. Пассажир рейса «Ереван-Минводы» пытался не декларируя, как того требуют правила, пронести через таможню в пластиковом пакете завернутый в плотную бумагу, перехваченный клейкой лентой сверток. Как выяснилось, в нем находились библиографические редкости: одна книга 1883 года выпуска и три, изданные в 1911 году.58.
Временный ввоз культурных ценностей.
Так же физическое лицо может ввести указанные предметы на определенный промежуток времени, воспользовавшись процедурой временного ввоза товаров.
Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок. 59
Таможенная процедура временного ввоза допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе60. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза61. В зависимости от целей и обстоятельств временного ввоза культурных ценностей сроки устанавливаются таможенными органами. Как правило, назначается срок временного ввоза культурных ценностей равный одному году с возможностью продления без предоставления дополнительных разрешений Министерства культуры.
Отчуждение, передача в пользование, владение или распоряжение другим лицам временно ввезенных культурных ценностей запрещается. В случае возникновение сомнений у должностных лиц в том, что культурные ценности будут возвращены, разрешение на временный ввоз культурных ценностей предоставляется только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно так же вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей.
Следует упомянуть, что обязательному декларированию и специальной регистрации в органах Министерства культуры подлежат временно ввозимые культурные ценности, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории Таможенного союза. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей, должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном подразделении. К декларации на временно ввозимые культурные ценности дополнительно прилагаются:
Необходимо приложить перевод на русском языке, если списки составлены на иностранном языке, а так же, в случае отсутствия фотографий, уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. При осуществлении таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа проводит идентификацию временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. После этого таможенный инспектор на лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий проставляет дату и оттиск личной номерной печати. При необходимости может быть сделана запись: «при обратном вывозе подлежит экспертизе».
После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры или ее территориальных органах), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией для дальнейшего контроля при обратном вывозе. В свою очередь, Министерство культуры в установленном порядке производит регистрацию ввезенных культурных ценностей, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном реестре культурных ценностей. При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры или его территориальных органах.
Культурные ценности, временно ввозимые
в Российскую Федерацию в целях
культурного сотрудничества и являющиеся
собственностью иностранных государств,
иностранных юридических и
В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен. Так, например, запрещается ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск. Данные ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам62.
Перемещение культурных ценностей регулируется как на национальном уровне, так и на международном. Необходимо отметить, что принятие Решения Межгосударственного совета «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» существенным образом не изменило порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами. Данное обстоятельство, прежде всего, обусловлено тем, что за основу положений Решения было взято национальное законодательство стран – участниц таможенного союза, которое во многом совпадает. В то же время, анализ национального законодательства Российской Федерации показал, что существует ряд проблемных вопросов, возникающих при ввозе и вывозе культурных ценностей, которые необходимо рассмотреть и принять соответствующие меры для их решения.
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей.
Как было сказано выше, перемещение культурных ценностей через государственную границу Российской Федерации и (или) таможенную границу Таможенного союза осуществляется только при наличии соответствующих документов на эти культурные ценности и соответствующего разрешения Министерства культуры. Принять решение о возможности вывоза культурных ценностей и, соответственно, выдачи Свидетельства, возможно только на основании специальной экспертизы63. Проведение данной экспертизы осуществляется уполномоченными на это специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных организаций, а так же иными внештатными специалистами, аттестованными в соответствии с установленным регламентом64.