Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.
Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65
Любая культурная ценность, не попадающая в категории вышеназванных предметов, может быть свободно вывезена с территории Российской Федерации, при условии предоставления разрешительных документов.
Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается, за исключением случаев предусмотренных в законе. Так, например, согласно ст. 24 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей», запрещен ввоз в Российскую Федерацию культурных ценностей, находящихся в розыске. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам. 37
Перед сотрудниками таможенных органов и других правоохранительных органов нередко встает задача оценить тот или иной предмет с точки зрения его принадлежности к категории культурных ценностей. Как показывает практика, задача эта зачастую оказывается сложной, поскольку не обеспечена соответствующей профессиональной подготовкой работников. В практической деятельности ошибка в определении значимости предмета, представляющего культурную ценность, приводит к негативным последствиям (затруднения в реституции предмета при его хищении, неправильное определение направлений раскрытия и расследования преступлений и т.п.). Поэтому во избежание ошибок важно дистанцировать культурные ценности от всего многообразия объектов культурного назначения, не являющихся культурными ценностями38.
Приведем несколько примеров
незаконного вывоза культурных ценностей,
связанных с неоформлением необходимых
разрешительных документов или не декларированием
культурных ценностей при их перемещении.
При проведении таможенного досмотра
поезда «Москва-Кременчуг» у гражданина
России обнаружены 25 старинных икон и
2 старинных оклада для икон. Инспектор
таможни обратил внимание на коробку,
которая находилась среди личных вещей
пассажира. В них оказались старинные
иконы, которые не были внесены в таможенную
декларацию. Со слов владельца багажа,
он переезжает на постоянное место жительства
из России в сопредельное государство
и вывозит свою личную коллекцию. О том,
что на вывоз подобного товара необходимо
иметь особые разрешительные документы
наш соотечественник знал. Однако, понимая,
что часть икон представляет собой культурную
ценность и официальное разрешение Министерство
культуры на их вывоз не даст, решил перемещать
их через таможенную границу незаконным
способом с сокрытием от таможенного досмотра.
Задержанные иконы направлены на искусствоведческую
экспертизу. Две из них уже признаны культурной
ценностью. Остальные находятся в процессе
исследования. Не исключено, что большинство
из них так же представляют собой культурную
ценность. В этот же день в поезде «Москва-Жмеринка»
досмотровая группа Брянской таможни
задержала четыре старинные книги и икону.
Эти предметы незаконно вывозила из России
гражданка Украины, монахиня одного из
женских монастырей Житомерской области.
Книги «Триодь цветная Пентикостарион»,
«Старстные седницы», «Библия Святого
писания» и икона Божьей Матери «Ахтынская»
женщина спрятала в постельных принадлежностях.
И никак не ожидала, что таможенники уделят
осмотру ее вещей повышенное внимание.
Досмотровая группа уже знала о том, что
данная пассажирка пытается незаконно
вывезти из России культурные ценности.
По заключению искусствоведческой экспертизы
все задержанные предметы представляют
собой культурную ценность.
Днем позже в зоне деятельности Брянской
таможни была задержана старинная скрипка
и 2 смычка. Старинный музыкальный инструмент,
датированный 1930 годом, был задержан у
пассажира поезда «Москва-Кишинев». Нарушителем
таможенного законодательства оказался
гражданин Молдовы, постоянно проживающий
в Румынии. В качестве священнослужителя
он путешествовал по России, в частности,
провел некоторое время в Воркуте. Скрипку,
якобы, привез из Румынии. Однако при въезде
в Россию не задекларировал ее, так как
знакомый россиянин сказал, что в нашей
стране это делать не обязательно. Со слов
священнослужителя, он часто бывает с
миссионерскими целями в странах Европы
и всегда, как законопослушный гражданин,
декларирует свою скрипку. В заблуждение
его, якобы, ввел друг из России. В настоящее
время старинная скрипка направлена на
искусствоведческую экспертизу39.
Еще одним примером незаконного перемещения культурных ценностей может послужить сообщение Башкортостанской таможни. При прохождении таможенного досмотра на таможенном посту «Аэропорт Уфа» таможенники выявили факт незаконного перемещения через таможенную границу России старинных денежных банкнот. При таможенном оформлении авиарейса, вылетающего в Турцию, в международном аэропорту города Уфы в багаже гражданки РФ были обнаружены старинные денежные банкноты в количестве 23 штук, которые не были ею задекларированы в установленном порядке ни в устном, ни в письменном виде. Согласно экспертному заключению изъятые бумажные денежные знаки разных лет изготовления XIX и XX века являются культурной ценностью, так как со времени их выпуска прошло более 50 лет и подпадают под действие Закона РФ от 15.04.1993г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 40.
Временный вывоз культурных ценностей.
Физические лица при следовании через таможенную границу могут так же временно вывозить культурные ценности. Временный вывоз культурных ценностей - это перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их
обратного ввоза в оговоренный срок 41.
В соответствии со ст. 286 Таможенного кодекса таможенного союза, помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза. Другим условием этой таможенной процедуры является то, что временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.
Временный вывоз культурных ценностей физическими лицами может осуществляться в следующих целях:
Разрешение на временный вывоз культурных ценностей подтверждается Свидетельством, выданным Министерством культуры на основании проведенной экспертизы43. Для получения разрешения, собственник (либо уполномоченное им лицо) должен обратиться в Министерство культуры и подать заявление на временный вывоз культурных ценностей, к которому необходимо приложить:
культурных ценностей;
Так же временный вывоз культурных ценностей возможет только при условии, что между заявителем и Министерством культуры будет заключен договор о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Требования данного договора обеспечиваются залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя45.
Во временном вывозе культурных ценностей может быть отказано. Причинно отказа может послужить:
- отсутствие гарантий обратного ввоза культурных ценностей со стороны физического лица, осуществляющего временный вывоз;
- невозможность обеспечения сохранности культурных ценностей. Иными словами, в временном вывозе физическому лицу будет отказано, если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;
- если собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не определен;
- если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;
- стихийное бедствие, вооруженные конфликты в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, а так же другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.
В случае отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, так же возможен отказ в ходатайстве о временном
вывозе культурных ценностей.
Министерство культуры (его территориальные органы), при условии соблюдения всех условий, установленных законодательством, принимает решение о возможности временного вывоза культурных ценностей и оформляет распоряжение, в котором указывает должностное лицо, ответственное за оформление и выдачу Свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Таможенного союза. Приняв данное решение, уполномоченное должностное лицо Министерства культуры выдает заявителю три экземпляра Свидетельства установленного образца46(«Приложение 2») на право временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации: для таможни, заявителя и для архива Министерства культуры. Каждое Свидетельство должно быть заверено печатью Министерства культуры.
К свидетельству прилагаются скомпонованный и заверенные указанной печатью список и 2 фотографии размером не менее 8х12 см. разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии являются неотъемлемой частью Свидетельства, и также заверяются подписью уполномоченного должностного лица. Временный вывоз культурных ценностей запрещается без предъявления таможенным органам Свидетельства на право временного вывоза47.
Срок временного вывоза в Таможенном кодексе Таможенного союза не оговорен, однако определено, что он устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза48, но не может превышать указанного в свидетельстве срока на право вывоза культурных ценностей. Во время нахождения культурных ценностей за пределами территории Таможенного союза срок и цели вывоза должны соблюдаться. В исключительном случае временный вывоз культурных ценностей может быть продлен на основании письма Министерства культуры. В случае принятия решения о продлении срока временного вывоза, Министерство культуры или ее территориальные органы извещают об этом орган таможенного контроля, производивший таможенное оформление временно вывозимых культурных ценностей, их собственника и лицо, ходатайствующее о продлении срока временного вывоза.
Временно вывозимые культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию. При заполнении пассажирской таможенной декларации («Приложение 4»), проставляется отметка в п. 3.4 «Товары, в отношении которых применяются ограничения и запреты», которая свидетельствует о наличии у декларанта культурных ценностей. На оборотной стороне, в п. 4.1, указываются наименование, описание отличительных особенностей культурных ценностей, номер и дата выдачи свидетельства на право их вывоза с указанием органа, выдавшего документ, количество цифрами и прописью, а так же стоимость в национальной валюте, евро или долларах США.
С учетом следующих дополнении, порядок таможенного оформления и таможенного контроля временно вывозимых культурных ценностей аналогичен порядку вывоза культурных ценностей, прописанному выше:
номерной печати.
По возвращению в Российскую Федерацию культурные ценности подлежат обязательной экспертизе и идентификации, так как по возвращению подлинные культурные ценности могут быть подменены подделками и копиями.
В настоящее
время, для проведения таможенного
оформления и таможенного контроля
обратно ввезенных после
По возвращении культурных ценностей музейных фондов после их временного вывоза, в государственный орган, выдавший свидетельство на право их вывоза, в течение 10 дней направляется извещение об их возврате с подписью руководителя хранилища и приложением заключения о состоянии сохранности культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза51. В случае несоблюдения целей и срока временного вывоза, выявленых в процессе осуществления контроля за временным вывозом культурных ценностей, Министерство культуры и его территориальные органы принимают меры, направленные на возвращение таких культурных ценностей и привлечение лиц, к ответственности согласно законодательству Российской Федерации.
В заключение хотелось бы еще привести пример незаконного перемещения культурных ценностей. Работники Самарской таможни отмечают, что участились попытки использования международных почтовых отправлений для незаконного перемещения через таможенную границу культурных ценностей. При проведении таможенного контроля международных почтовых отправлений, следующих из Украины в Россию, должностными лицами таможенного поста Самарский Прижелезнодорожный почтамт Самарской таможни в марте этого года были обнаружены монеты, марки, средник складня «Святитель Николай Чудотворец», изготовленный из медного сплава в России в 19 веке. Согласно заключению специалиста все указанные предметы являются культурными ценностями, созданными более 100 лет назад52
Ввоз культурных ценностей - это перемещение любыми лицами в любых целях через государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза. Основой для ввоза культурных ценностей является ст. 23 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»53: «Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном Министерством культуры совместно с Федеральной таможенной службой». Выходит, что при ввозе культурных ценностей на гражданина возлагается ответственность по регистрирации ввезенных предметов в Министерстве культуры.