Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.
Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65
Экспертизу культурных ценностей осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры РФ и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры РФ или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей.
Собственник культурных ценностей (уполномоченное им лицо) для проведения экспертизы предоставляет в Министерство культуры или ее территориальные органы заявление, в котором указывается информация, в соответствии с установленным Правительством порядком65, о собственнике культурных ценностей, основание возникновения у него права собственности на культурные ценности, а также их описание. К заявлению прилагаются:
Физическое лицо, перемещающее культурные ценности, должно зарегистрировать в специальном журнале заявление и прилагаемые к нему документы, при этом выдается уведомление о получении заявителем заявления с указанием его регистрационного номера.
Министерство культуры или его территориальные органы в ходе рассмотрения документов имеют право отказать в выдаче Свидетельства в случае обнаружения что заявитель не имеет прав на ввоз культурных ценностей. Так же Министерство культуры обязано представить необходимые документы и информации в правоохранительные органы в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения культурной ценностью.
По общему правилу срок проведения экспертизы культурных ценностей не должен превышать 30 дней, но он зависит от сложности экспертных работ. С согласия заявителя культурные ценности могут подвергаться дополнительному технологическому исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры Российской Федерации или Федеральной архивной службы России. В данном случае срок экспертизы может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней.
По окончанию экспертизы выдается экспертное заключение в письменной
форме. В нем содержатся обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза представленных предметов и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости. Основанием заключения является всесторонний анализ культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров, веса, отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов. В ситуации когда заявитель не согласен с экспертным заключением, на повторное рассмотрение культурные ценности представляются Государственной экспертной комиссии Министерства культуры или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы. На основании всестороннего анализа представленных на рассмотрение культурных ценностей и материалов данные комиссии выносят решение о согласии либо несогласии с экспертным заключением.
Далее, должностное лицо Министерства культуры, ответственное за выдачу Свидетельства, проверяет наличие заявленной к вывозу культурной ценности в «Электронной регистрационно - поисковой автоматизированной системе по регистрации культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, похищенных, незаконно вывезенных из Российской Федерации, а так же не подлежащих к вывозу из Российской Федерации (далее – ЭРПАС)»66. Если результат проверки дают основание для внесения их в ЭРПАС, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, желающего вывезти эти предметы.
Решение о возможности перемещения культурной ценности оформляется распоряжением. Указывается должностное лицо, ответственное за выдачу Свидетельства, и выдается оно в трех экземплярах: экземпляр для заявителя, для таможни и экземпляр, который хранится в архиве Министерства культуры. К Свидетельству прилагаются скомпанованные и скрепленные печатью список и фотографии разрешенных к вывозу культурных ценностей, заверенные подписью уполномоченного должностного лица.
Экспертизой так же может быть установлено, что заявленные к перемещению с предметы являются не культурными ценностями, а предметами культурного назначения серийного и массового производства либо современной сувенирной продукцией. В соответствии с законодательством, на современные сувенирные изделия, предметы культурного не распространяются ограничения, установленные Законом67. В этом случае, Министерством культуры выдается справка, подтверждающая, что названные предметы являются предметами культурного назначения, на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется Свидетельство.
Произведение станковой
Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления принадлежности исследуемых объектов к предметам, представляющим художественную или историческую ценность, определения их подлинности, а так же принадлежности тому или иному автору и времени создания. В уголовных делах, связанных с хищениями произведений искусства и антиквариата, проведение искусствоведческой экспертизы значительно способствует успешному их раскрытию. Объектами исследования при проведении искусствоведческой экспертизы являются старинные книги, иконы, живопись, старинное оружие, скульптура, художественные изделия из драгоценных металлов и камня, предметы религиозного характера и народных промыслов, изделия прикладного творчества, антиквариат и одежда прошлых веков, старинные фотографии, рукописи, музыкальные инструменты и различные артефакты и т. д.
Перечень вопросов, решаемых при производстве искусствоведческой экспертизы:
- представляет ли объект исследования значительную художественную ценность?
- является ли данное произведение искусства оригиналом или копией?
- не является ли автором данного произведения кто-либо из известных мастеров?
- к какому периоду времени относится данное произведение?
- подвергалось ли данное произведение реставрации?
- какова стоимость данного произведения искусства?
Так как ни одно техническое средство не сможет определить особенности стиля того или иного автора, то применение искусствоведческой экспертизы при определении подлинности полотна, а так же его истории, крайне необходимо. Но данная экспертиза не всегда может точно определить место создания предмета, временной промежуток. Специалисты давно пришли к выводу, что интуитивный метод не самый надежный. Субъективные оценки, выдаваемые знатоками, вызывали все больший протест и недоверие директоров крупнейших европейских музеев.
Со временем все больше стало укрепляться мнение, что, как любое научное исследование, художественная экспертиза не должна опускаться ниже существующего уровня науки и опираться лишь на интуитивное мнение искусствоведа и его знания. И выходом из данной ситуации посчитали применение естественнонаучных методов исследования произведений живописи, то есть так называемой технологической экспертизы.
В использовании материалов и технологических приемов построения картины существуют определенные закономерности, специфические признаки, характерные для произведений определенных эпох, национальных и местных школ, отдельных мастеров. Каждому структурному элементу картины - основе, грунту, рисунку, красочному слою - присущи типичные признаки , и о существовании канонических форм ведения самого живописного процесса, характерных для определенных художественных школ и эпох, то есть признаки, определяющие в возможно более узких временных и региональных рамках технологическую специфику произведения в целом.
Практика показывает, что знание
этих объективных особенностей во многом
облегчает атрибуцию и
Результат экспертизы полностью зависит
только от компетентности эксперта: от
его способности правильно
Лабораторный анализ каждого структурного элемента картины благодаря собранной в настоящее время технической информации позволяет довольно точно определить происхождение исследуемого произведения.
Основа картины — ее материал, структура (вид древесины, волокно ткани, состав металла), конструктивные особенности, возможная разновременность ее частей, изменение первоначального формата и проч. — позволяет предположительно отнести произведение к тому или иному времени или месту создания. Если материалом для основы картины послужило дерево, исследование предусматривает определение вида древесины, ее сохранности, характера обработки досок, конструктивных особенностей, а в ряде случаев — возраста.
Грунт картины — его структура,
состав и цвет позволяют отнести
исследуемое произведение к тому
или иному времени, региону, художественной
школе или, напротив, говорят о
его несовместимости с
Исследование грунта, помимо выяснения его сохранности и прочих характерных признаков, предполагает, прежде всего, определение входящих в его состав компонентов — наполнителя, связующего и, в случае цветного грунта, пигментов, а также выяснение специфики его структуры — последовательности нанесения и особенности каждого слоя.
Авторский рисунок, в случае его выявления, показывает ход работы над картиной, дает возможность судить об авторском исполнении или копийном происхождении произведения. Сопоставление выявленного рисунка с рисунком подлинных произведений мастера, с его графическими работами расширяет возможности установления автора картины.
Красочный слой — его состав и структура — наиболее полно отражают специфику выбора материалов и технических приемов, присущих определенным эпохам, школам и отдельным мастерам68. После того, как были установлены определенные закономерности в использовании пигментов, связующих и готовых красок, обладающих, как и грунт, датирующими признаками, появилась возможность на основе их идентификации, в совокупности с выявленными особенностями остальных структурных элементов картины, говорить не только когда и где было создано исследуемое произведение, но и высказать предположение о его авторе или отрицать принадлежность ему изучаемого произведения.
На сегодняшний день достаточно хорошо известна динамика и временные рамки использования целого ряда пигментов классической живописи, известны точные даты открытия и промышленного производства пигментов нового времени, известна группа пигментов, открытых и получивших распространение в начале и середине XX века. Наконец, собрана обширная информация о характерном наборе пигментов, использовавшихся в разное время в различных национальных школах и наиболее выдающимися мастерами живописи.
Связующее вещество красок и грунта, как и пигменты, также не оставалось неизменным. Начиная с шестидесятых годов XX века, в масляную краску начинают добавлять не используемые ранее смолы и парафин, а известные ранее смолы используют в новом качестве или в новых пропорциях. Но и в том случае, когда красочный слой не содержит смол, а состоит только из масла, изучение его физико-химических параметров (состояние масляной матрицы, направление полимеризации и прочее) позволяет судить о действительном возрасте произведения, о том, как проходил процесс его старения — был он естественным или искусственным. Важной вехой в эволюции техники живописи стало использование синтетических связующих материалов. В тридцатых годах ХХ века были изобретены алкидные, акриловые и виниловые полимерные материалы Известны также точные данные производства на их основе художественных красок за рубежом. В середине ХХ века в живописную практику прочно вошли синтетические материалы. Определенные временные рамки использования имеют и различные виды клеевой живописи, гуаши и акварели и темперного связующего (в том числе и так называемой «синтетической темперы», часто используемой для фальсификации графических работ русского авангарда).