Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.

Содержание

Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 3.46 Мб (Скачать документ)

Экспертизу культурных ценностей  осуществляют уполномоченные на это  Министерством культуры РФ и Федеральной  архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры РФ или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей.

Собственник культурных ценностей (уполномоченное им лицо) для проведения экспертизы предоставляет в Министерство культуры или ее территориальные органы заявление, в котором указывается информация, в соответствии с установленным Правительством порядком65, о собственнике культурных ценностей, основание возникновения у него права собственности на культурные ценности, а также их описание. К заявлению прилагаются:

  • список с описанием культурных ценностей, если количество предметов более двух (в трех экземплярах);
  • 3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 сантиметров;
  • документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;
  • копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории Российской Федерации.

Физическое лицо, перемещающее культурные ценности, должно зарегистрировать в специальном журнале заявление и прилагаемые к нему документы, при этом выдается уведомление о получении заявителем заявления с указанием его регистрационного номера.

Министерство культуры или его  территориальные органы в ходе рассмотрения документов имеют право отказать в выдаче Свидетельства в случае обнаружения что заявитель не имеет прав на ввоз культурных ценностей.  Так же Министерство культуры обязано представить необходимые документы и информации в правоохранительные органы в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения культурной ценностью.

По общему правилу срок проведения экспертизы культурных ценностей не должен превышать 30 дней, но он зависит от сложности экспертных работ. С согласия заявителя культурные ценности могут подвергаться дополнительному технологическому исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры Российской Федерации или Федеральной архивной службы России. В данном случае срок экспертизы может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней.

 По окончанию экспертизы выдается экспертное заключение в письменной

форме. В нем содержатся обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза представленных предметов и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости. Основанием заключения является всесторонний анализ культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров, веса, отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов. В ситуации когда заявитель не согласен с экспертным заключением, на повторное рассмотрение культурные ценности представляются Государственной экспертной комиссии Министерства культуры или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы. На основании всестороннего анализа представленных на рассмотрение культурных ценностей и материалов данные комиссии выносят решение о согласии либо несогласии с экспертным заключением.

Далее, должностное лицо Министерства культуры, ответственное за выдачу Свидетельства, проверяет наличие заявленной к вывозу культурной ценности в «Электронной регистрационно - поисковой автоматизированной системе по регистрации культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, похищенных, незаконно вывезенных из Российской Федерации, а так же не подлежащих к вывозу из Российской Федерации (далее – ЭРПАС)»66. Если результат проверки дают основание для внесения их в ЭРПАС, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, желающего вывезти эти предметы.

Решение о возможности перемещения культурной ценности оформляется распоряжением. Указывается должностное лицо, ответственное за выдачу Свидетельства, и  выдается оно в трех экземплярах: экземпляр для заявителя, для таможни и экземпляр, который хранится в архиве Министерства культуры. К Свидетельству прилагаются скомпанованные и скрепленные печатью список и фотографии разрешенных к вывозу культурных ценностей, заверенные подписью уполномоченного должностного лица.

Экспертизой так же может быть установлено, что заявленные к перемещению с предметы являются не культурными ценностями, а предметами культурного назначения серийного и массового производства либо современной сувенирной продукцией.  В соответствии с законодательством, на современные сувенирные изделия, предметы культурного не распространяются ограничения, установленные Законом67. В этом случае, Министерством культуры выдается справка, подтверждающая, что названные предметы являются предметами культурного назначения, на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется Свидетельство.

Произведение станковой живописи — картина, в широком смысле этого  понятия, — это комплекс материалов, технологических операций и творческой инициативы живописца, выступающего в роли носителя определенной идеи, которую он материализует. Следовательно, для установления ценности и подлинности предмета, необходимо два вида  исследований: технологическую и искусствоведческую экспертизы.

Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления принадлежности исследуемых объектов к предметам, представляющим художественную или историческую ценность, определения их подлинности, а так же принадлежности тому или иному автору и времени создания. В уголовных делах, связанных с хищениями произведений искусства и антиквариата, проведение искусствоведческой экспертизы значительно способствует успешному их раскрытию. Объектами исследования при проведении искусствоведческой экспертизы являются старинные книги, иконы, живопись, старинное оружие, скульптура, художественные изделия из драгоценных металлов и камня, предметы религиозного характера и народных промыслов, изделия прикладного творчества, антиквариат и одежда прошлых веков, старинные фотографии, рукописи, музыкальные инструменты и различные артефакты и т. д.

Перечень вопросов, решаемых при  производстве искусствоведческой экспертизы:

- представляет ли объект исследования значительную художественную ценность?

- является ли данное произведение искусства оригиналом или копией?

- не является ли автором данного произведения кто-либо из известных мастеров?

- к какому периоду времени относится данное произведение?

- подвергалось ли данное произведение реставрации?

- какова стоимость данного произведения искусства?

Так как ни одно техническое средство не сможет определить особенности стиля того или иного автора, то применение искусствоведческой экспертизы при определении подлинности полотна, а так же его истории, крайне необходимо. Но данная экспертиза не всегда может точно определить место создания предмета, временной промежуток. Специалисты давно пришли к выводу, что интуитивный метод не самый надежный. Субъективные оценки, выдаваемые знатоками, вызывали все больший протест и недоверие директоров крупнейших европейских музеев.

Со временем все больше стало  укрепляться мнение, что, как любое научное исследование, художественная экспертиза не должна опускаться ниже существующего уровня науки и опираться лишь на интуитивное мнение искусствоведа и его знания. И выходом из данной ситуации посчитали применение естественнонаучных методов исследования произведений живописи, то есть так называемой технологической экспертизы.

В использовании материалов и технологических приемов построения картины существуют определенные закономерности, специфические признаки, характерные для произведений определенных эпох, национальных и местных школ, отдельных мастеров. Каждому структурному элементу картины - основе, грунту, рисунку, красочному слою - присущи типичные признаки , и о существовании канонических форм ведения самого живописного процесса, характерных для определенных художественных школ и эпох, то есть признаки, определяющие в возможно более узких временных и региональных рамках технологическую специфику произведения в целом.

Практика показывает, что знание этих объективных особенностей во многом облегчает атрибуцию и экспертизу. В последнее время область  интуитивного в вопросах определения  различных явлений интеллектуальной деятельности человека все более  отступает перед требованием обоснованных доказательств и оценок. И совершенно очевидно, что отсутствие необходимых технологических признаков в картине, приписываемой тому или иному времени, школе или мастеру, позволяет говорить о несовместимости произведения с его существующей атрибуцией.

Результат экспертизы полностью зависит  только от компетентности эксперта: от его способности правильно интерпретировать полученные данные. Следовательно, как и в любой экспертизе, в итоге все решает профессионализм эксперта. Но профессионализм в данном случае основывается не на субъективных ощущениях и интуиции, как в искусствоведческой экспертизе, а базируется на логическом осмыслении соответствия получаемых в ходе исследования изучаемого произведения точных лабораторных данных с объективными данными, полученными в тождественных условиях при исследовании подлинных картин того же мастера, времени или школы.

Лабораторный анализ каждого структурного элемента картины благодаря собранной  в настоящее время технической  информации позволяет довольно точно определить происхождение исследуемого произведения.

Основа картины — ее материал, структура (вид древесины, волокно  ткани, состав металла), конструктивные особенности, возможная разновременность ее частей, изменение первоначального  формата и проч. — позволяет предположительно отнести произведение к тому или иному времени или месту создания. Если материалом для основы картины послужило дерево, исследование предусматривает определение вида древесины, ее сохранности, характера обработки досок, конструктивных особенностей, а в ряде случаев — возраста.

Грунт картины — его структура, состав и цвет позволяют отнести  исследуемое произведение к тому или иному времени, региону, художественной школе или, напротив, говорят о  его несовместимости с произведением того или иного мастера или школы. Исследование грунта, благодаря входящим в него компонентам, позволяющим датировать исследуемый объект, — один из основных и непременных моментов технологической экспертизы, во многих случаях оказывающихся решающим в ее выводах.

Исследование грунта, помимо выяснения его сохранности и прочих характерных признаков, предполагает, прежде всего, определение входящих в его состав компонентов — наполнителя, связующего и, в случае цветного грунта, пигментов, а также выяснение специфики его структуры — последовательности нанесения и особенности каждого слоя.

Авторский рисунок, в случае его  выявления, показывает ход работы над  картиной, дает возможность судить об авторском исполнении или копийном происхождении произведения. Сопоставление выявленного рисунка с рисунком подлинных произведений мастера, с его графическими работами расширяет возможности установления автора картины.

Красочный слой — его состав и  структура — наиболее полно отражают специфику выбора материалов и технических приемов, присущих определенным эпохам, школам и отдельным мастерам68. После того, как были установлены определенные закономерности в использовании пигментов, связующих и готовых красок, обладающих, как и грунт, датирующими признаками, появилась возможность на основе их идентификации, в совокупности с выявленными особенностями остальных структурных элементов картины, говорить не только когда и где было создано исследуемое произведение, но и высказать предположение о его авторе или отрицать принадлежность ему изучаемого произведения.

На сегодняшний день достаточно хорошо известна динамика и временные  рамки использования целого ряда пигментов классической живописи, известны точные даты открытия и промышленного  производства пигментов нового времени, известна группа пигментов, открытых и получивших распространение в начале и середине XX века. Наконец, собрана обширная информация о характерном наборе пигментов, использовавшихся в разное время в различных национальных школах и наиболее выдающимися мастерами живописи.

 Связующее вещество красок  и грунта, как и пигменты, также  не оставалось неизменным. Начиная  с шестидесятых годов XX века, в масляную краску начинают добавлять не используемые ранее смолы и парафин, а известные ранее смолы используют в новом качестве или в новых пропорциях. Но и в том случае, когда красочный слой не содержит смол, а состоит только из масла, изучение его физико-химических параметров (состояние масляной матрицы, направление полимеризации и прочее) позволяет судить о действительном возрасте произведения, о том, как проходил процесс его старения — был он естественным или искусственным. Важной вехой в эволюции техники живописи стало использование синтетических связующих материалов. В тридцатых годах ХХ века были изобретены алкидные, акриловые и виниловые полимерные материалы Известны  также точные данные производства на их основе художественных красок за рубежом. В середине ХХ века в живописную практику прочно вошли синтетические материалы. Определенные временные рамки использования имеют и различные виды клеевой живописи, гуаши и акварели и темперного связующего (в том числе и так называемой «синтетической темперы», часто используемой для фальсификации графических работ русского авангарда).

Информация о работе Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу