Семейное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:56, реферат

Описание

Семейное право — отрасль относительно новая. Становление этой отрасли произошло недавно, и еще ведутся дискуссии о ее месте в системе отраслей российского права.
Многие авторы считают, что складывающиеся между членами семьи имущественные отношения в силу их сугубо личного характера утрачивают стоимостный характер (который больше свойствен гражданско-правовым отношениям) и поэтому должны регулироваться не гражданским правом, а особой самостоятельной отраслью — семейным правом.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА.
1.1. Понятие семейного права. Семья - особая социально-правовая катего-рия
1.2. Предмет и метод семейного права.
1.3. Основные начала и функции семейного права.
1.4. Источники семейного права.
2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
2.1. Понятие, характерные черты и элементы семейных правоотношений. Разновидности семейных правоотношений
2.2. Субъекты семейных правоотношений, их права и обязанности. Объ-екты правоотношений
2.3. Основания возникновения семейных правоотношений.
2.4. Осуществление и защита семейных прав
ПОНЯТИЕ БРАКА. УСЛОВИЯ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
3.1. Брак как основание возникновения правоотношений между супругами
3.2. Правовая природа брака
3.3. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
3.4. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
3.5. Порядок заключения брака
4. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА
4.1. Основания и порядок признания брака недействительным
4.2. Лица, обладающие правом требовать признания брака недействитель-ным
4.3. Правовые последствия признания брака недействительным
4.4. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
5. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
5.1. Понятие и основания прекращения брака
5.2. Прекращение брака путем расторжения в органах загс
5.3. Расторжение брака в судебном порядке
5.4. Определение момента прекращения брака и его правовые последствия
6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
6.1. Понятие, значение и виды личных прав и обязанностей
супругов
6.2. Равенство супругов в семье
6.3. Право выбора супругами фамилии
7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА
СУПРУГОВ
7.1. Понятие совместной собственности супругов
7.2. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
7.3. Раздел общего имущества супругов
8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ. БРАЧНЫЙ ДОГОВОР
8.1. Понятие и правовая природа брачного договора.
Форма брачного договора
8.2. Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора. Признание брачного договора недействительным
8.3. Содержание брачного договора
9. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
9.1. Порядок установления происхождения детей
9.2. Установление отцовства в органах загса
9.3. Установление отцовства в судебном порядке
9.4. Запись родителей ребенка в книге записей рождений
9.5. Оспаривание отцовства (материнства)
10. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
10.1. Личные права несовершеннолетних детей
10.2. Имущественные права несовершеннолетних детей
11. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
11.1. Общая характеристика родительских прав и обязанностей
11.2. Осуществление родительских прав. Характеристика отдельных прав и обязанностей родителей
11.3. Осуществление и защита родительских прав несовершеннолетних родителей
11.4. Осуществление родительских прав родителем, проживающим от-дельно от ребенка

Работа состоит из  1 файл

Сем-право.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

- возможность создания  ребенку условий для воспитания  и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

При разрешении спора  суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто обеспечивает (может обеспечить) наиболее благоприятные условия воспитания ребенка.

Качества матери и  отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Но главное - чтобы решение суда соответствовало интересам несовершеннолетнего. Поэтому п. 3 ст. 65 СК дает примерный перечень обстоятельств, которые следует учитывать суду.

Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания. Однако всякий раз следует выяснять причины привязанности ребенка к одному из родителей. Если она объясняется применением антипедагогических приемов воспитания, настроем против одного из родителей, искусственным подрывом его авторитета, подкупом ребенка и т. п., ее нужно оценивать критически. Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят.

Если в семье  несколько детей, делить их нежелательно, тем более что обычно они привязаны друг к другу, образуют одну семью, ломка которой должна быть для них наименее болезненной.

Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие больше нуждаются в материнском уходе; подростку, как правило, больше нужны авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей.

Пункт 3 ст. 65 СК обращает внимание и на обстоятельства, характеризующие родителей.

Поскольку во главу угла берутся качества родителя как воспитателя, подлежат оценке его сугубо нравственные свойства (доброта, честность, человеколюбие и т. п.).

Характер работы родителей (длительные командировки, сменная  работа, отсутствие свободного времени  и т. п.) может затруднить семейное воспитание.

Присутствие в семье  лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка, тоже далеко не безразличный для защиты его интересов фактор.

Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченности другого и качеством воспитания нет прямой зависимости. Поэтому уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами.

В качестве довода в пользу одного из родителей нередко приводят наличие у другого тяжелого психического заболевания. Если по заключению специалиста больной не в состоянии заниматься воспитанием, ему нельзя доверить ребенка. Когда же нет медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей, спор о месте жительства ребенка рассматривается на общих основаниях1.

Осуществление родителями своих прав может быть подвластно конкретным способам и методам, выбор которых полностью зависит от их мнения. На последнее нередко оказывают свое влияние методы их воспитания в детстве, окружающая среда, сложившиеся стереотипы.

Перечня способов реализации родительских прав законодательство не содержит. Семейный кодекс содержит лишь указание на основные права и обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним детям, выделяя следующие:

- права и обязанности  по воспитанию и образованию детей;

- права и обязанности  по защите прав и интересов  детей. Основным в приведенном  перечне прав выступает право и соответственно обязанность по воспитанию детей (ст. 63 СК РФ).

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя.

Боепитание подразумевает под собой выполнение целого комплекса действий, связанного с заботой о здоровье, физическом и умственном развитии ребенка, становлением его как личности, выработки необходимых нравственных и моральных качеств и т. п.

Родители обладают преимуществом на реализацию права на воспитание перед другими лицами. Вместе с тем это возлагает на них повышенную ответственность за действия своих детей. Согласно п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. Вместе с тем отечественное семейное законодательство не конкретизирует и не уточняет — какую именно ответственность должны нести родители детей.

При решении этого  вопроса следует руководствоваться в первую очередь нормами гражданского законодательства, предусматривающими имущественную ответственность родителей за действия своих детей.

В то же время ответственность  родителей за ненадлежащее, с точки  зрения общественного мнения, воспитание носит более нравственный, нежели имущественный, характер.

В числе общей ответственности  за воспитание детей, родители могут  нести уголовную и административную ответственность:

- ст. 156 УК РФ гласит, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- Кодекс РФ об административных  правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. от 09.05.2004 № 37-ФЗ) в ст. 5.35 предусматривает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, то подобные действия влекут за собой наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В качестве специфической меры ответственности можно назвать ограничение или лишение родительского права.

При привлечении родителей к ответственности за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка необходимо исходить из принципа равенства прав и обязанностей родителей и степени участия каждого в их реализации. При этом не следует забывать и о принципе личной ответственности каждого виновного лица.

Таким образом, решая  вопрос о привлечении родителей  к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, необходимо в каждом конкретном случае оценивать все обстоятельства возникшей ситуации с целью избежания вынесения неправомерного и несправедливого решения.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и  не столько благодаря помощи государства, а в первую очередь исполнением  родителями обязанностей по их воспитанию.

В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка.

Таковы в самом общем  виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы:

- одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр.;

- вторая касается психического, духовного, нравственного развития  несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей второй группы. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. В целом же, выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения — его моделью.

Однако такая позиция  нисколько не ограничивает и не умаляет роль государства в деле проявления заботы о своих несовершеннолетних гражданах.

Государство в соответствии с национальными условиями и  в пределах своих возможностей обязано  принимать все необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, а в случае необходимости оказывать материальную помощь и поддерживать, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Достижение и осуществление  указанных целей и задач может  не только сыграть огромное положительное влияние в воспитании подрастающего поколения, но и стать своеобразным стимулом в повышении роста рождаемости и формировании новых семей. Поэтому одним из главных направлений государственной семейной политики считается то, что государство:

- гарантирует финансовую  и материальную поддержку родителей  в воспитании детей раннего детского возраста;

- обеспечивает доступность  образовательных услуг дошкольного  образовательного учреждения для всех слоев населения;

- оказывает возможное  содействие родителям в воспитании детей.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах:

- путем государственной  финансовой поддержки издания  массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним;

- распространения специальной  литературы для семьи среди  молодежи, молодых родителей, комплектование ею массовых библиотек;

- запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

- государственной координации  и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

В числе первоочередных мероприятий по безусловной реализации и укреплению государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмотрены:

- формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения,

- совершенствование правовой  защиты детства,

- реализация права  детей на бесплатное образование  в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение.

Наряду с воспитанием, необходимым слагаемым элементом  формирования полноценной личности является образование.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования возлагается также на родителей (или лиц, их заменяющих), в соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ. Вместе с тем ее нельзя реализовать без соответствующего содействия со стороны государства.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует  финансовую и материальную поддержку  в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность  образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

Для воспитания детей  дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие  уровням образовательных программ:

- начальное общее,

- основное общее,

- среднее (полное) общее  образование.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье.

Информация о работе Семейное право