Семейное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:56, реферат

Описание

Семейное право — отрасль относительно новая. Становление этой отрасли произошло недавно, и еще ведутся дискуссии о ее месте в системе отраслей российского права.
Многие авторы считают, что складывающиеся между членами семьи имущественные отношения в силу их сугубо личного характера утрачивают стоимостный характер (который больше свойствен гражданско-правовым отношениям) и поэтому должны регулироваться не гражданским правом, а особой самостоятельной отраслью — семейным правом.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА.
1.1. Понятие семейного права. Семья - особая социально-правовая катего-рия
1.2. Предмет и метод семейного права.
1.3. Основные начала и функции семейного права.
1.4. Источники семейного права.
2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
2.1. Понятие, характерные черты и элементы семейных правоотношений. Разновидности семейных правоотношений
2.2. Субъекты семейных правоотношений, их права и обязанности. Объ-екты правоотношений
2.3. Основания возникновения семейных правоотношений.
2.4. Осуществление и защита семейных прав
ПОНЯТИЕ БРАКА. УСЛОВИЯ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
3.1. Брак как основание возникновения правоотношений между супругами
3.2. Правовая природа брака
3.3. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
3.4. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
3.5. Порядок заключения брака
4. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА
4.1. Основания и порядок признания брака недействительным
4.2. Лица, обладающие правом требовать признания брака недействитель-ным
4.3. Правовые последствия признания брака недействительным
4.4. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
5. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
5.1. Понятие и основания прекращения брака
5.2. Прекращение брака путем расторжения в органах загс
5.3. Расторжение брака в судебном порядке
5.4. Определение момента прекращения брака и его правовые последствия
6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
6.1. Понятие, значение и виды личных прав и обязанностей
супругов
6.2. Равенство супругов в семье
6.3. Право выбора супругами фамилии
7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА
СУПРУГОВ
7.1. Понятие совместной собственности супругов
7.2. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
7.3. Раздел общего имущества супругов
8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ. БРАЧНЫЙ ДОГОВОР
8.1. Понятие и правовая природа брачного договора.
Форма брачного договора
8.2. Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора. Признание брачного договора недействительным
8.3. Содержание брачного договора
9. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
9.1. Порядок установления происхождения детей
9.2. Установление отцовства в органах загса
9.3. Установление отцовства в судебном порядке
9.4. Запись родителей ребенка в книге записей рождений
9.5. Оспаривание отцовства (материнства)
10. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
10.1. Личные права несовершеннолетних детей
10.2. Имущественные права несовершеннолетних детей
11. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
11.1. Общая характеристика родительских прав и обязанностей
11.2. Осуществление родительских прав. Характеристика отдельных прав и обязанностей родителей
11.3. Осуществление и защита родительских прав несовершеннолетних родителей
11.4. Осуществление родительских прав родителем, проживающим от-дельно от ребенка

Работа состоит из  1 файл

Сем-право.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут  ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

От родителей во многом зависит, какое дополнительное образование  и где получат их дети — в  центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов или в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26 Закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.92, в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ). Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессии родителей и т. п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Ребенок в силу возрастных причин является потенциальным объектом негативных посягательств со стороны. С целью снижения подобной опасности, законодатель возлагает на его родителей обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего.

Родители являются законными  представителями своих детей  и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Предметом защиты выступают права и интересы детей, закрепленные в статьях 54-60 СК РФ.

Родители самостоятельно избирают конкретный способ защиты нарушенного права ребенка. Однако выбранный ими способ не должен выходить за рамки закона и вступать в противоречие как с интересами иных лиц, так и в первую очередь с интересами детей.

Для реализации своих прав в качестве законных представителей детей, родителям не обязательно их специальное оформление — достаточно одного лишь факта родства, подтвержденного соответствующими документами (свидетельством о рождений ребенка). Обращаясь за защитой или выступая в качестве законного представителя, родитель должен помимо свидетельства о рождении ребенка предъявить также документы, удостоверяющие личность.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

При злоупотреблении  родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.

11.3. Осуществление  и защита родительских прав  несовершеннолетних родителей

Отдельного внимания заслуживает анализ положений семейного  законодательства, посвященных правам несовершеннолетних родителей.

Такая ситуация связана с тем, что данные родители часто не способны в полном объеме оценить ситуацию, в которой они находятся. Именно этим и обусловлена необходимость законодательного выделения указанных положений в самостоятельные нормы.

Наряду с общими правами и обязанностями несовершеннолетние родители в силу специфичности своего положения обладают еще и специальными — пункт 1 ст. 62 СК выделяет права несовершеннолетнего родителя:

- на совместное проживание со своим ребенком;

- участие в его воспитании.

Вместе с тем порядок осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями ставится в зависимость от ряда обстоятельств:

- состоят ли они в зарегистрированном браке,

- какого возраста на  момент рождения у них ребенка они достигли.

Если несовершеннолетние родители состоят в браке, то не существует каких-либо препятствий для осуществления ими своих родительских прав. В силу требований гражданского законодательства такие родители признаются полностью дееспособными, в результате чего с них снимаются все возможные ограничения в реализации имеющихся у них прав; они в полном объеме могут реализовывать предоставленные им права и обладают возможностью обеспечивать себя и рожденного ребенка.

Несколько иначе обстоит  дело, если несовершеннолетние родители в браке не состоят.

Для таких случаев  п. 2 ст. 62 СК определяет возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав, которые отличаются от установленных нормами гражданского законодательства.

Полной самостоятельностью в осуществлении родительских прав обладают несовершеннолетние хотя и не состоящие в браке, но достигшие шестнадцатилетнего возраста.

До достижения ими  шестнадцати лет над их ребенком должна быть установлена опека.

Назначение опекуна, как правило, осуществляется с учетом мнения несовершеннолетнего родителя. В качестве опекуна желательно назначать одного из близких родственников ребенка несовершеннолетнего родителя; в частности, таковым могут быть бабушки и дедушки ребенка. Кроме того, родственники несовершеннолетнего родителя могут помогать ему в воспитании ребенка и без официального назначения опекунами, что часто и имеет место на практике.

Опекуны решают все основополагающие вопросы воспитания ребенка. Принятие таких решений осуществляется ими самостоятельно, однако это не исключает возможности учета мнения несовершеннолетнего родителя ребенка.

Разрешение  споров относительно воспитания ребенка, возникающих между опекуном и  родителем, может осуществляться органами опеки и попечительства или судом. Решение по конфликтным вопросам должно выноситься с учетом интересов ребенка, и только во вторую очередь учету подлежат интересы несовершеннолетнего родителя.

Опека над ребенком несовершеннолетнего  родителя сохраняется до достижения последним шестнадцати лет. Исключение составляют случаи, когда несовершеннолетний родитель почему-либо о своем ребенке вовсе не заботится. Тогда опека сохраняется, но меняются ее основания.

Несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и Материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

11.4. Осуществление  родительских прав родителем,  проживающим отдельно от ребенка

Как указывалось нами выше, общее правило, на котором основываются взаимоотношения родителей и детей, гласит: осуществление родителем своих прав в полной мере достижимо только при совместном проживании с ребенком.

Но в силу различных  причин один из родителей порой не может проживать совместно со своим ребенком, и это не означает автоматического отказа родителя от своих родительских прав.

Основные положения  по осуществлению родительских прав родителем, проживающим в силу различных обстоятельств отдельно от ребенка, закреплены в ст. 66 СК РФ.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Общение ребенка  с родителями, родителей со своими детьми служит удовлетворению жизненно важных потребностей как несовершеннолетних, так и взрослых членов семьи. К тому же это право и тех и других. Никто не вправе воспрепятствовать его реализации.

Общение с ребенком не создает иллюзию благополучия в  семейных отношениях с родителями - оно является необходимым для всестороннего развития ребенка.

Реализуя права на общение, родитель тем самым исполняет  свою обязанность по воспитанию ребенка.

Общение с ребенком должно некоторым образом стабилизировать  взаимоотношения с родителем, способствовать поддержанию той линии воспитания, которая выработалась при совместном проживании ребенка с обоими родителями. Общение с ребёнком предполагает постоянный регулярный контакт с ним, а не периодические встречи. При этом по смыслу положений законодательства под общением понимается визуальный, а не вербальный контакт с ребенком.

Общение к тому же не должно носить формального характера, должно приносить пользу ребенку, служить  источником его полноценного воспитания.

Родитель, с которым  проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем. Следует оговориться, что запрет на создание препятствий к общению установлен и для иных лиц.

Исключение составляют случаи, когда общение ребенка с родителем пагубно отражается на его психическом и (или) физическом здоровье, создает препятствия для его нравственного развития.

Однако нельзя использовать данную формулировку для ограничения  права родителя на общение с ребенком. Нередко родитель, проживающий совместно с ребенком, ставит вопрос об ограничении времени общения с ребенком второго родителя, мотивируя это тем, что такое общение усиливает ту психотравмирующую ситуацию, которая сложилась в результате их раздельного проживания и тем самым пагубно влияет на ребенка. Однако это не является основанием для ограничения права родителя, т. к. в создании подобной ситуации виноваты они оба.

Чаще всего проблемы осуществления права на общение  возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Поэтому  целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.

Другой формой осуществления  родительских прав лицом, которое не проживает со своим ребенком, является участие в его воспитании. Это участие предполагает использование различных способов положительного воздействия на ребенка, оказывающих благотворное влияние на формирование его личности. Для этого используются не только личные контакты (общение), но и телефонная связь, переписка и т. п.

Отдельно проживающему родителю принадлежит также право на решение вопросов, связанных с получением ребенком образования. Но если родитель, осуществляющий непосредственное воспитание, имеет право выбора образовательного учреждения, формы обучения, то второй из них такими правами не наделен. Он лишь может дать совет, рекомендацию, оказать необходимую помощь при решении проблем, связанных с получением ребенком образования1.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут  прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Законодатель не оговаривает  содержания заключаемого соглашения, отдавая разрешение этого вопроса полностью на усмотрение родителей.

В целях пресечения возможного оспаривания заключенного соглашения, на основании его недействительности, целесообразно данный документ удостоверить нотариально.

В соглашении могут быть решены вопросы, касающиеся форм, места, частоты, продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, а также любые вопросы участия родителя в воспитании ребенка.

Судебный порядок защиты прав родителя, проживающего отдельно от ребенка, служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Поскольку противодействует их реализации обычно другой родитель, к нему применяются меры, обязывающие к исполнению решения суда.

Родитель, проживающий  отдельно от ребенка, имеет право  на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.

Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в  судебном порядке. При этом он освобождается  от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но должен доказать факт нарушения своих прав, в данном случае родительских.

Приведенное положение  является новеллой отечественного семейного  законодательства. Такая информация, например, может касаться хода и  содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении и успехов ребенка в обучении. При этом право родителя на получение соответствующей информации о ребенке может быть при необходимости закреплено в заключенном между ним и общеобразовательным учреждением договоре.

Информация о работе Семейное право