Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принуждения обеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.
Признаки социального управления:
1. Волевой характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).
2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.
3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.
4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).
5. Способы управления:
- командное, принудительное,
- стимуляционное, добровольное,
- программное (заложена программа).
6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:
- сбор и обработка информации,
- принятие управленческого решения,
- реализация решения,
- контроль за исполнением решения, корректировка.
Государственное управление – это вид социального управления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах.
Цель государственного управления – это упорядочение объекта управления (объект управления – общество, или социум). Упорядочение достигается с помощью двух основных механизмов: а) сознательного управления (волевого воздействия, осуществляемого субъектами общественной жизни, обладающими волей и сознанием, ставящими осознанные цели и стремящимся к их достижению); б) стихийного регулирования (когда действуют естественные регуляторы общественных процессов). Эти механизмы сочетаются, дополняя друг друга.
Технология управления – стадии управленческого цикла:
- сбор и обработка информации;
- принятие управленческого решения;
- реализация решения;
- контроль.
Терминология. В литературе именно сознательное управление называется социальным управлением.
Общественное управление – управление в негосударственных, общественных организациях.
Самоуправление – термин применяется для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.
Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле.
В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.
Государственное управление в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.
Администрирование – управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).
В науке административного
права государственное
Конституции 1936 г., 1977 г. употребляли термин «государственное управление» в широком и в узком смысле. Основные органы государства – Советы народных депутатов и их исполкомы обозначались как органы власти и управления. Государственное управление в широком смысле осуществлялось всеми органами государства в присущих им формах и специфическими методами деятельности, государственное управление в узком смысле – исполкомами, которые и назывались органами государственного управления.
Современное понимание: Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление». В классических учебниках обсуждался вопрос о том, является ли замена понятия государственного управления на понятие исполнительной власти просто терминологической заменой, или это принципиально новое явление.
Итог дискуссии: конституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.
Выводы.
1. Государственное управление – организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов.
2. Государственное управление
в широком смысле –
3. Государственное управление
в узком смысле – организующая
4. В современном
2.
Исполнительная власть: понятие,
характерные черты,
Социальное значение исполнительной власти: приоритет в организации и ответственность за состояние общества в первую очередь возлагается на исполнительную власть.
Обоснование – кибернетический подход к социальному управлению.
И.Л. Бачило отмечает, что кризис в обществе – это результат неправильно установленного соотношения властей и неправильной организации государственного управления в широком смысле слова. «Если государство является эпицентром публичного управления делами общества, то исполнительная власть является эпицентром практического, организационного влияния государства на состояние всех сфер общественной жизни».
Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения.
Конституция РФ не содержит определения. По этому поводу К.С. Бельский высказывает гипотезу о том, что при написании Конституции у авторов не было четкого представления и концепции исполнительной власти, а также в книгах по данному вопросу не содержится самой концепции, а есть только соображения о том, как следует исследовать данный феномен.
Характерные черты исполнительной власти:
· Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.
Относительная самостоятельность
может рассматриваться в органи
Это означает также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.
· Исполнительная власть – вид государственной власти.
Это означает:
- акты обязательны для всех;
- их исполнение обеспечивается государственным принуждением;
- осуществляется
- в формах, опосредованных правом и установленных государством.
· Две предыдущие черты характеризуют положение исполнительной власти в системе государственной власти, следующая черта характеризует ее главное предназначение (цель, миссия) – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.
Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).
· Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности.
· Непрерывность функционирования.
· Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.
· Подзаконный характер.
· Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.
· Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).
· Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.
· Содержание исполнительной власти образует система определенных функций.
Функции изменяются, как и формы, и методы, в новых условиях – информационное обеспечение, прогнозирование, программирование, создание инфраструктуры, контроль и надзор и т.д.
Прогнозирование – научное
предвидение изменений в
Планирование – определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов.
Организация – формирование
управляющей и управляемой сист
Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание.
Руководство – определение
общего направления поведения
Оперативное распорядительство
– издание ненормативных
Координация – согласование деятельности различных объектов.
Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному.
Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.
3.
Предмет и система
Изучение предмета административного права началось с рассмотрения понятий управления, государственного управления и исполнительной власти. Это ключевые понятия для административного права как отрасли законодательства, регулирующей государственно-управленческие отношения.
Исторический экскурс. Административное право (первоначально как административная наука) появилось в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций, когда в качестве относительно самостоятельной ветви государственной власти стала возникать исполнительная власть, и появилось правовое регулирование государственно-управленческой деятельности. Родиной административного права считаются Франция и Германия (административная наука Франции дала центральное понятие – государственное управление, отсюда основной подход – управленческий или содержательный). Самое большое влияние на становление российского административного права оказала наука административного права Германии (основной подход – формально-догматический, или юридический).
Этапы развития административного права:
Первый этап – понимание
административного права как по
Второй этап – административное
право сузилось до «полицейского» понимания
права как средства обеспечения
общественного порядка и благоу
Третий этап – вместе
с буржуазными революциями
В настоящее время
в отечественной науке
Выводы.
1. Предпосылками для становления европейского (например, немецкого) административного права в его современном понимании явились исторические процессы:
а) разделение властей и связанная с этим необходимость правового разграничения их компетенции;
б) признание и правовое закрепление основных прав и свобод граждан, потребовавшее правового ограничения вмешательства государства в личную и имущественную сторону жизни граждан;
в) введение в правовые рамки деятельности администрации, включая внутреннее управление;
г) создание административных судов для разрешения административных споров.
2. Первоначально
3. Роль современного
административного права
4. Административное
право в целом – сравнительно м
Дискуссии. Современное понимание предмета и системы в отечественном административном праве является в настоящее время дискуссионным.