Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Сущность дискуссии об объеме предмета административного права состоит в том, каковы пределы понятия государственного управления – относится ли сюда только деятельность исполнительной власти или это понятие более широкое, и государственное управление осуществляют и другие субъекты.
Сторонниками более широкого понимания предмета (шире, чем просто организация и деятельность исполнительной власти) являются:
1. А.П. Алехин. А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов (кроме исполнительной власти государственное управление осуществляют общественные организации при делегировании полномочий, администрация государственный организаций, исполнительные органы местного самоуправления);
2 Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н. (кроме исполнительной власти государственное управление осуществляют суды, рассматривая дела об административных правонарушениях, и суды при осуществлении контроля за законностью актов государственного управления); добавляется главный признак – это деятельность органов по осуществлению публичного интереса;
3 Бельский К.С., Попов
Л.Л., Габричидзе Б.Н., Чернявский
А.Г. (кроме исполнительной власти
к государственному управлению
относится внутриорганизационна
Выводы:
1. В науке не оспаривается, что предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административными правовыми нормами.
2. Разногласия связаны
с тем, какие именно
3. Дискутируется объем
понятия государственного
4. Предложения ученых
по составу предмета
а) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех иерархических уровнях;
б) внутриорганизационные отношения во всех других государственных органах;
в) деятельность судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
г) общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия;
д) общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления.
Метод
отрасли административного
Классический, или традиционный, подход в теории. Большинство авторов учебной и иной литературы считают, что особенности метода административного права состоят в следующем:
1. императивность (обязательность
выполнения установленных закон
2. иерархичность (неравенство) положения одной стороны относительно другой стороны правоотношения;
3. неравенство воль
сторон (метод одностороннего
Таким образом, метод
административного права – это
Современный подход: существуют универсальные методы правового регулирования (предписание, дозволение, запрет), от их сочетания, от удельного веса того или иного способа зависит метод той или иной отрасли права (гражданско-правовой, административно-правовой). В современном административном праве преобладают предписания и запреты, однако имеет место и нарастает метод дозволения.
Выводы:
1. Следует различать понятия «метод административно-правового регулирования как метод административного права», в котором объединяются универсальные методы правового регулирования (предписания, дозволения, запреты) и метод управленческого воздействия одной стороны административного правоотношения на другую (метод власти-подчинения, метод юридического неравенства сторон).
2. Современное административное право применяет не только обязывания и запреты, но и в значительной мере использует дозволение.
4.
Административные правовые
Нормы административного права обладают общими для всех норм права чертами, но есть и особенные (присущие только им), характерные черты.
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными, стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.
Норма административного права – это норма права, которая имеет особую сферу применения – государственное управление. Таким образом, вновь возникает вопрос о об определении государственного управления.
Норма административного
права содержит юридически-обязательные
правила поведения обеих сторон
государственно-
Характерные черты административных норм:
1. Характер предписаний нормы.
Традиционный подход: норма административного права своим содержанием обязана властно-организующему характеру управленческих отношений, в большинстве своем нормы эти – нормы императивные, содержащие властные, обязательные предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью официальных мер юридического принуждения.
Императивность норм может быть выражена в трёх основных формах:
- в виде прямого
предписания, обзывающего
- в виде выбора одного из вариантов поведения;
- в виде возможности
поступать по своему усмотрению
Современный подход: императивность присуща любым правовым нормам, предписывающим обязательное поведение, а не только административно-правовым.
Нормы административного права не являются преимущественно императивными, они все в большей степени содержат дозволения, поскольку государственное управление изменяется от государственно-властного и обязывающего (принудительного) к позитивному (предоставляющему блага и услуги).
2. Характер санкций.
Меры принуждения к исполнению предписаний правовых норм у административного права – свои собственные, то есть нормы административного права осуществляют регулятивную и охранительную функции, при этом охраняют как себя, так и нормы других отраслей права.
Следующая особенность – нормы административного права устанавливаются как законодательной, так и исполнительной властью. Речь идет об административном правотворчестве, которое необходимо для правоприменения (правоисполнения).
3. Структура нормы
Особенности структуры норм административного права наиболее подробно охарактеризованы А.П. Кореневым.
Гипотеза в большинстве норм не формулируется, а презюмируется. Если же гипотеза формулируется, то может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.
Диспозиция – всегда предполагает неразрывность прав и обязанностей, в ней излагаются права и обязанности, запреты и ограничения. Диспозиция также может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.
А.П. Коренев выделяет также в качестве самостоятельного такой элемент структуры как поощрение. Другие ученые считают, что следует выделять поощрительную санкцию.
А.П. Коренев считает, что санкция – установление последствий нарушения нормы, то есть автор связывает санкцию только с правонарушением. Иные меры административного воздействия не относит к санкциям. Санкции – пресекательные, восстановительные, карательные, карательно-восстановительные.
Санкции формулируются отдельно в кодексе, диспозиции формулируются в различных актах.
Иерархичность норм административного права:
- конституционные нормы;
- нормы конституционных законов;
- нормы федеральных законов;
- федеральные подзаконные нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством субъектам исполнительной власти (они имеют производный или вторичный характер);
- нормы законов субъектов Федерации,
- нормы актов органов
исполнительной власти
Виды норм административного права можно устанавливать по различным критериям.
Можно выделить нормы материальные и процессуальные, первые устанавливают комплекс прав и обязанностей, вторые – порядок их реализации.
Можно выделить процессуально-юрисдикционные (негативные) и административно- процедурные (позитивные) нормы.
В зависимости от юридического содержания выделяют обязывающие (предписывающие), запрещающие и уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) нормы.
Выделяют также стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные нормы.
Формы реализации норм: исполнение, применение, соблюдение и использование.
Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет очень большое практическое значение. От его правильного решения довольно часто зависит, какая норма – новая или старая – будет применяться к конкретным отношениям. Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить: 1)когда она начала действовать; 2) на какие отношения она распространяется.
5.
Реализация норм
Реализация норм АП представляет собой сознательный процесс претворения в жизнь властной воли его субъектами.
Это выражается в поведении субъекта в соответствии с их требованиями. В лит-ре различают несколько способов реализации норм: 1)исполнение; 2)соблюдение; 3)использование; 4)применение.
Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме.
Суть соблюдения – в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. От исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта.
Применение состоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального юридического властного решения (акта) на основе действующей нормы. Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности публичной администрации, которая осуществляется путем принятия правоприменительных административных актов.
Субъектами исполнительной власти довольно часто используется нормативное применение права. Суть его в том, что на базе нормативного акта более высокой юридической силы принимается конкретизирующий его нормативный акт. Так, нередко постановление Правительства РФ издается на основе закона, закон и постановление конкретизируются инструкцией министерства.
Источниками АП являются акты гос-ых и муниц-ых органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
Все источники российского АП можно поделить на два типа по признаку, от кого они исходят (т.е. кто их принял). Это:
-акты российских органов публичной власти;
-акты, принятые без
участия или с участием
К актам первого типа относят:
-акты, принятые на основе референдума, и акты законодательных органов;
-акты Президента РФ;
-акты исполнительных
органов гос-ой и муниц-ой
-федеративные и
-акты правосудия.
Фактически источниками
АП могут быть акты всех органов
публичной власти, существующие в
РФ. А локальные административно-
Акты правосудия все чаще становятся источниками АП. Они могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их (судебный нормоконтроль). Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).