Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Президент РФ имеет возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п. 1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль  через соответствующие структуры  может осуществляться, в частности:

а) главным  контрольным управлением Администрации  Президента;

б) полномочным  представителем Президента в федеральных  округах;

в) Управлением  Администрации Президента по работе с обращениями граждан;

г) Комиссией  при Президенте по правам человека и др.

Парламентский контроль, так же, как и президентский, осуществляется в двух формах:  непосредственно и через соответствующие органы.

Конституция РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти, которые заключаются в следующем:

- участие  в назначении председателя Правительства  РФ и председателя Центрального Банка;

- рассмотрение законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;

- направление  вопросов и депутатских запросов  членам Правительства РФ;

- решение вопроса о  доверии Правительству РФ;

- принятие  законов и постановлений.

К органам, через которые осуществляется парламентский контроль, можно отнести:

а) Счетную палату Федерального Собрания РФ;

б) Уполномоченного по правам человека;

в) различные комитеты и комиссии, которые создаются Федеральным Собранием РФ.

Контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ закреплены соответствующими конституциями и уставами.

Так, например, в соответствии со ст. 29 ч. 2 Устава Красноярского края, «Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности осуществляет контроль за исполнением законов края администрацией края в пределах и формах, определенных настоящим Уставом и принимаемыми на его основе законами края».

Помимо этого, Законодательное Собрание края:

- по представлению  Губернатора края посредством  законовпринимает краевой бюджет, вносит в него изменения и утверждения, а также утверждает отчет о его исполнении;

- определяет  организацию и порядок деятельности  Счетной палаты края;

- направляет Губернатору  края, его заместителям, руководителю органа администрации края письменные запросы или письменные  интерпелляции;

- утверждает  первых заместителей Губернатора  края, руководителей органов исполнительной  власти в области экономики  и финансов;

- заслушивают  отчет Губернатора края, его заместителей, руководителя органа администрации края о положении дел в подведомственных им отраслях и сферах один раз в год.

Контроль  органов исполнительной власти. Функции контроля могут осуществлять Правительство РФ, федеральные службы (министерства и федеральные агентства не обладают такими полномочиями, кроме внутриорганизационного контроля), а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль  органов исполнительной власти можно  разделить на: а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством и т.д.); б) специальный (ранее он назывался надведомственный); в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами)

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с  деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов  исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует  исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему.

Прокурорский  надзор
Сущность  прокурорского надзора состоит  в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Выявив нарушения  действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.

Судебный контроль. Понятие  административной юстиции

 

Предусмотренная конституционными положениями гарантированная возможность осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти считается одним из принципов правового государства, это одно из основных положений административного права большинства стран континентальной системы.

В соответствии с ч.2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды судов: федеральные - Конституционный Суд РФ, арбитражные суда, суды общей юрисдикции, военные суды, субъектов РФ – уставные суды, мировые судьи.

Судебный контроль включает в себя:

1. Жалобы и заявления  граждан;

2. Жалобы и заявления  организаций;

3. Заявления органов  государственной власти и местного самоуправления о признании незаконными решений и действий органов публичной власти;

4. Заявления прокуроров  о признании незаконными решений,  действий органов исполнительной власти;

5. Проверка законности  актов, действий, решений органов исполнительной власти судами при рассмотрении гражданских, уголовных, административных дел (если это имеет значение для решения вопроса по существу);

6. Санкционирование судами  некоторых оперативных мероприятий  правоохранительных органов (процессуальных действий).

1-4 - прямой судебный контроль

5-6 - косвенный судебный контроль за законностью государственного управления.

Прямой – когда  суд рассматривает дело по заявлению  о незаконности акта (действия, решения) органа исполнительной власти. Это  непосредственный предмет судебного дела. Решение суда означает признание акта недействующим или нарушающим права граждан.

Косвенный контроль осуществляется, когда суд выносит частное определение при рассмотрении иных гражданских, уголовных, административных дел, чтобы обратить внимание на факты нарушения закона и причины, этому способствовавшие.

Виды судопроизводства при осуществлении контроля за законностью  государственного управления:

- конституционное судопроизводство (Конституционный Суд рассматривал жалобы граждан и их объединений по поводу государственной регистрации, применения мер административного принуждения, по поводу налогов, административной ответственности и т.п.);

- гражданское судопроизводство (арбитражные суды рассматривают  дела об административных правонарушениях юридических лиц – по правилам АПК РФ; суды общей юрисдикции рассматривают споры из публичных правоотношений по правилам ГПК РФ).

ГПК РФ и АПК РФ введены  принципиально новые положения  о судебном контроле по сравнению с законом 1993 г. «Об обжаловании в суд…».

1. В суд обжалуются (по новой терминологии – оспариваются) акты (индивидуальные и нормативные)  органов государственной власти  и местного самоуправления, но не предприятий, организаций, учреждений. Споры с последними должны рассматриваться в порядке искового производства.

2. Кроме граждан, другие  органы государства, местного  самоуправления и прокуратура тоже подают заявления (представление) об оспаривании индивидуальных и нормативных актов (органы – если затрагивают их права, прокуратура – в защиту граждан).

3. Нормативные и индивидуальные  акты оспариваются гражданами, если  затрагивают их права, а не  в любых случаях нарушения  законности.

4. Заявление об оспаривании  индивидуального акта принимается,  если нет спора о субъективном  праве, а есть административно-правовой спор, т.е., спор, вытекающий из публично-правовых отношений.

В науке административного  права теория административно-правового  спора разрабатывается не так давно. Ю.Н. Старилов описал теорию спора и административную юстицию на основе административного права Германии. А.К. Соловьева написала диссертацию по поводу административных судов и административных споров.

Административно-правовой спор имеет следующие признаки:

- это юридический конфликт  между органами исполнительной  власти (МСУ), с одной стороны, и иными субъектами права, с другой стороны;

- в связи с нарушением  субъективных публичных прав  физических и юридических лиц индивидуальным или нормативным актом;

- разрешается судами  обшей юрисдикции или арбитражными  судами (административными коллегиями, в перспективе – административными судами);

- в рамках гражданско-процессуальных (арбитражно-процессуальных) процедур (производств);

- направленность на  защиту права тех субъектов,  чьи права нарушены. Результат  – признание незаконности (или законности)  действий органов исполнительной власти (МСУ).

Административная  юстиция – понятие неоднозначное, наиболее дискуссионная тема в современном административном праве.

1. Административная юстиция  – это порядок рассмотрения  и разрешения в суде административно-правовых споров (между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами, с другой).

2. Административная юстиция  – рассмотрение административно-правовых споров в судах и в специально созданных органах исполнительной власти.

3. Административная юстиция – рассмотрение споров в любых судах, а также в специально созданных судах.

4. Административная юстиция  – это система специальных  (административных) судов или квазисудебных органов (административных трибуналов).

А.К. Соловьева считает, что для существования административной юстиции необходимы 3 момента:

а) материальный – наличие  административно-правового спора;

б) организационный –  наличие специальных органов (судов  или квазисудебных органов);

в) формальный – наличие специального процессуального порядка.

В России в настоящее  время нет специальных судов, но есть или будут созданы в  ближайшее время административные коллегии. Наличие специальной процедуры – в ГПК РФ есть специальные главы, но нет процессуального кодекса или закона.

В большинстве стран  существуют административные суды или  трибуналы.

Административная  юрисдикция – в широком смысле понимается как:

а) рассмотрение административно-правового  спора,

б) назначение административного  наказания за деликт;

в) наложение дисциплинарного взыскания за проступок.

В узком смысле – только применение административного наказания. Органами административной юрисдикции называют:

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"