Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Федеральная миграционная служба.
Управление в области юстиции:
- Министерство юстиции;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная регистрационная служба;
- Федеральная служба судебных приставов;
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.
Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации, Роскадастра и ФССП России.
Минюст вносит
Президенту и в Правительство
проекты федеральных
Минюст самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства; осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ; организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ.
Минюст принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (положение утверждено приказом Минюста от 28 января 2005 г.) является территориальным органом Минюста России, обеспечивающим в федеральном округе осуществление и реализацию выработанной Министерством государственной политики в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество, земельные участки и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, а также осуществляющим координацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, подведомственных Минюсту России. Управления Минюста создаются и действуют также в субъектах РФ.
Территориальные органы Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ действуют на основании приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.
Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов – Главные управления (управления) по субъектам РФ действуют на основании приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.
Конституционные положения об основах государственного управления (административно-правового регулирования и государственного управления – терминология учебника ИГП РАН) – это принципы обеспечения единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, единой денежной системы, поддержки конкуренции и противодействия монополизму, признание всех форм собственности. В то же время Конституция РФ не содержит прямого закрепления роли и влияния государства на экономические процессы. Это отражение существовавшей в то время идеологии либерализма, направленной на разгосударствление социальных процессов. Есть указание на социальный характер государства и рыночной экономики.
Основные направления государственного воздействия на экономику:
- правовое регулирование
(в том числе, административно-
- координация экономической деятельности;
- влияние на приоритеты,
стимулирование желательных
- управление государственной собственностью;
- защита прав и законных интересов участников хозяйственных отношений;
- государственная регистрация;
- лицензирование;
- государственный контроль и надзор.
Воздействие по этим направлениям осуществляется различными методами – от методов властного вмешательства, в том числе, обязывания, применения принуждения (разрешение-лицензирование, государственный контроль – включая меры принуждения) до методов стимулирования, убеждения, рекомендаций, предоставления прав и различных льгот.
Соответственно функциям и методам государственного воздействия образуются органы исполнительной власти, осуществляющие в сфере экономики функции выработки политики и правового регулирования (федеральные министерства), функции контроля и надзора, регистрации (федеральные службы), функции предоставления услуг и управления государственным имуществом (федеральные агентства) или органы, осуществляющие все перечисленные функции относительно специальной сферы (государственные комитеты).
Основные задачи административной реформы в данной сфере – ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, избавление государства от несвойственных (избыточных) функций, передача функций негосударственным структурам (аутсорсинг).
Органы исполнительной власти в сфере экономики.
1. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, осуществляющий функции общего руководства нормативно-правового регулирования. Это орган общей компетенции, осуществляет все функции относительно объектов любой отраслевой принадлежности. Правительство РФ разрабатывает и реализует экономическую политику государства, в том числе, структурную и инвестиционную, регулирует экономические процессы, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Федеральные программы представляют собой современный механизм государственного воздействия. Это комплекс государственных мероприятий, направленных на достижение определенного результата (например, развитие той или иной отрасли промышленности). Порядок разработки, принятия и реализации целевых программ регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
2. Можно выделить общеэкономическ
- Министерство
экономического развития и
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральное агентство по государственным резервам;
- Федеральное
агентство по управлению
- Министерство финансов;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная
служба финансово-бюджетного
- Федеральная
служба по финансовому
- Федеральное казначейство (федеральная служба).
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Федеральная антимонопольная служба;
- Федеральная служба по тарифам;
- Федеральная
служба государственной
- Федеральная служба по финансовым рынкам;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральное агентство по атомной энергии;
- Федеральное космическое агентство.
3. Иные федеральные органы исполнительной власти можно сгруппировать по комплексам отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК – агропромышленный комплекс), транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, экология и природопользование.
Промышленность и энергетика:
- Министерство промышленности и энергетики;
- Федеральное агентство по промышленности;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
- Федеральное агентство по энергетике.
Сельское хозяйство:
- Министерство сельского хозяйства;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральное
агентство по сельскому
Транспорт и связь:
- Министерство транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное
агентство воздушного
- Федеральное дорожное агентство;
- Федеральное
агентство железнодорожного
- Федеральное агентство морского и речного транспорта;
- Федеральное
агентство геодезии и
- Министерство информационных технологий и связи;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи;
- Федеральное агентство по информационным технологиям;
- Федеральное агентство связи.
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство:
- Министерство регионального развития;
- Федеральное
агентство по строительству и
жилищно-коммунальному
Особое место занимают органы, осуществляющие государственное управление в области экологии и природопользования:
- Министерство природных ресурсов;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Федеральное агентство по недропользованию;
- подведомственный непосредственно Правительству РФ Государственный комитет по рыболовству.
Защиту отдельных
сфер природной среды осуществляет
от воздействия осуществляет Федеральная
служба по гидрометеорологии и
Правовое регулирование их деятельности осуществляется соответствующими федеральными законами и подзаконным актами (в первую очередь, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, утверждающими положения об этих органах). Например, Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г., Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. приказом ФАС РФ от 13 октября 2004 г., Положение о Министерстве регионального развития РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 25 января 2005 г., О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г.
Так, Минэкономразвития осуществляет следующие полномочия:
- вносит в Правительство проекты законов и иных нормативных правовых актов;
- принимает нормативно-правовые
акты в области развития эконом
- осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку прогнозов социально-экономического развития;
- координацию
деятельности федеральных
- выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций.