Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

- Федеральная  миграционная служба.

Управление в области юстиции:

- Министерство  юстиции;

- Федеральная  служба исполнения наказаний;

- Федеральная  регистрационная служба;

- Федеральная  служба судебных приставов;

- Федеральное  агентство кадастра объектов  недвижимости.

В соответствии с положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Руководство деятельностью  Минюста России осуществляет Президент  Российской Федерации.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации, Роскадастра и ФССП России.

Минюст вносит Президенту и в Правительство  проекты федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб.

Минюст самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства; осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ; организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ.

Минюст принимает  в пределах своей компетенции  решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (положение утверждено приказом Минюста от 28 января 2005 г.) является территориальным органом Минюста России, обеспечивающим в федеральном округе осуществление и реализацию выработанной Министерством государственной политики в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество, земельные участки и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, а также осуществляющим координацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, подведомственных Минюсту России. Управления Минюста создаются и действуют также в субъектах РФ.

Территориальные органы Федеральной регистрационной  службы по субъекту РФ действуют на основании приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов – Главные управления (управления) по субъектам РФ действуют на основании приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.

 

Государственное управление в сфере экономики

 

Конституционные положения  об основах государственного управления (административно-правового регулирования и государственного управления – терминология учебника ИГП РАН) – это принципы обеспечения единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, единой денежной системы, поддержки конкуренции и противодействия монополизму, признание всех форм собственности. В то же время Конституция РФ не содержит прямого закрепления роли и влияния государства на экономические процессы. Это отражение существовавшей в то время идеологии либерализма, направленной на разгосударствление социальных процессов. Есть указание на социальный характер государства и рыночной экономики.

Основные  направления государственного воздействия  на экономику:

- правовое регулирование  (в том числе, административно-правовое  регулирование) осуществляется через законы и подзаконные акты; удельный вес и роль подзаконных актов чрезвычайно велики;

- координация экономической  деятельности;

- влияние на приоритеты, стимулирование желательных для  государства направлений развития экономики;

- управление государственной  собственностью;

- защита прав и законных интересов участников хозяйственных отношений;

- государственная регистрация;

- лицензирование;

- государственный контроль  и надзор.

Воздействие по этим направлениям осуществляется различными методами – от методов властного вмешательства, в том числе, обязывания, применения принуждения (разрешение-лицензирование, государственный контроль – включая меры принуждения) до методов стимулирования, убеждения, рекомендаций, предоставления прав и различных льгот.

Соответственно функциям и методам государственного воздействия образуются органы исполнительной власти, осуществляющие в сфере экономики функции выработки политики и правового регулирования (федеральные министерства), функции контроля и надзора, регистрации (федеральные службы), функции предоставления услуг и управления государственным имуществом (федеральные агентства) или органы, осуществляющие все перечисленные функции относительно специальной сферы (государственные комитеты).

Основные задачи административной реформы в данной сфере – ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, избавление государства от несвойственных (избыточных) функций, передача функций негосударственным структурам (аутсорсинг).

Органы  исполнительной власти в сфере экономики.

1. Правительство  РФ – высший орган исполнительной власти, осуществляющий функции общего руководства нормативно-правового регулирования. Это орган общей компетенции, осуществляет все функции относительно объектов любой отраслевой принадлежности. Правительство РФ разрабатывает и реализует экономическую политику государства, в том числе, структурную и инвестиционную, регулирует экономические процессы, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Федеральные программы  представляют собой современный механизм государственного воздействия. Это комплекс государственных мероприятий, направленных на достижение определенного результата (например, развитие той или иной отрасли промышленности). Порядок разработки, принятия и реализации целевых программ регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

2. Можно выделить общеэкономические федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координационные функции и функции межотраслевого характера:

- Министерство  экономического развития и торговли;

- Федеральная  таможенная служба;

- Федеральное  агентство по государственным  резервам;

- Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом;

- Министерство  финансов;

- Федеральная  налоговая служба;

- Федеральная  служба страхового надзора;

- Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральная  служба по финансовому мониторингу;

- Федеральное  казначейство (федеральная служба).

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:

- Федеральная  антимонопольная служба;

- Федеральная  служба по тарифам;

- Федеральная  служба государственной статистики;

- Федеральная  служба по финансовым рынкам;

- Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральное  агентство по атомной энергии;

- Федеральное  космическое агентство.

3. Иные федеральные  органы исполнительной власти  можно сгруппировать по комплексам отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК – агропромышленный комплекс), транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, экология и природопользование.

Промышленность  и энергетика:

- Министерство  промышленности и энергетики;

- Федеральное  агентство по промышленности;

- Федеральное  агентство по техническому регулированию и метрологии;

- Федеральное  агентство по энергетике.

Сельское  хозяйство:

- Министерство  сельского хозяйства;

- Федеральная  служба по ветеринарному и  фитосанитарному надзору;

- Федеральное  агентство по сельскому хозяйству.

Транспорт и связь:

- Министерство  транспорта;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  транспорта;

- Федеральное  агентство воздушного транспорта;

- Федеральное  дорожное агентство;

- Федеральное  агентство железнодорожного транспорта;

- Федеральное  агентство морского и речного транспорта;

- Федеральное  агентство геодезии и картографии;

- Министерство  информационных технологий и  связи;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  связи;

- Федеральное  агентство по информационным  технологиям;

- Федеральное  агентство связи.

Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство:

- Министерство  регионального развития;

- Федеральное  агентство по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству.

Особое место занимают органы, осуществляющие государственное  управление в области экологии и природопользования:

- Министерство  природных ресурсов;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;

- Федеральное  агентство водных ресурсов;

- Федеральное  агентство лесного хозяйства;

- Федеральное  агентство по недропользованию;

- подведомственный непосредственно Правительству РФ Государственный комитет по рыболовству.

Защиту отдельных  сфер природной среды осуществляет от воздействия осуществляет Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды.

Правовое регулирование их деятельности осуществляется соответствующими федеральными законами и подзаконным актами (в первую очередь, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, утверждающими положения об этих органах). Например, Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г., Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. приказом ФАС РФ от 13 октября 2004 г., Положение о Министерстве регионального развития РФ: утв. постановлением Правительства РФ от 25 января 2005 г., О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г.

Так, Минэкономразвития  осуществляет следующие полномочия:

- вносит в  Правительство проекты законов  и иных нормативных правовых актов;

- принимает нормативно-правовые  акты в области развития экономики и торговли;

- осуществляет  мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку прогнозов социально-экономического развития;

- координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по привлечению в экономику иностранных инвестиций;

- выдачу лицензий  и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"