Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

а) суды и другие органы;

б) только другие органы.

 

 

45. Административно-надзорная деятельность.

 

Одним из видов административной деятельности милиции и внутренних войск является административный надзор.

Суть административного надзора  заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение и исполнение правил в  определенных сферах, видах деятельности всеми, кому эти правила адресованы – гражданами, должностными лицами, организациями. Административный надзор имеет целью обеспечить исполнение, соблюдение правил охраны порядка и безопасности общественного характера для населения, предприятий и учреждений. В ходе административного надзора применяются для реализации его целей меры контрольно-предупредительные, меры пресечения и меры административной ответственности, если будут совершены правонарушения.

Характерный признак административного  надзора – его узконаправленный, специализированный характер.

Основными видами административного  надзора являются:

1)надзор за соблюдением правил  поведения граждан на улицах, площадях, в местах торговли, парках  и других местах отдыха и  скопления людей;

2)надзор за соблюдением правил  работы транспорта (автомобильного, водного и т.д.);

3)надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы;

4)надзор за соблюдением правил  пожарной безопасности;

5)надзор за соблюдением правил  по приобретению, хранению и пользованию  оружием м других правил разрешительной системы.

 

Административный надзор ведется:

1)в местах оживленного движения  и нахождения граждан посредством  несения милицией патрульно-постовой  службы, действий нарядов милиции  и военнослужащих внутренних  войск, а также специально создаваемыми в случае необходимости группами из их числа, участковыми инспекторами;

2)за работой транспорта (по своим  масштабам весьма объемный и  все расширяющийся вид с учетом  роста численности транспортных  средств и соответственно роста  числа правонарушений);

3)за лицами, освобожденными из мест лишения свободы на основе специального нормативного акта – Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

4)за соблюдением правил пожарной  безопасности. Гос-ая противопожарная служба создана с целью защиты жизни и здоровья людей и материальных ценностей от пожаров. Одним из средств достижения поставленных целей является гос-ый пожарный надзор за соблюдением органами исполнительной власти, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, требований пожарной безопасности стандартов, норм и правил;

5)в таких сферах действия  гос-ых правил, как паспортный  режим, разрешительная система  и т.д.

 

Административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль гос-ой администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

В системе АН можно  выделить две его основные разновидности:

-за неопределенным  числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

-за лицами, получившими  лицензии и иные разрешения  и обязанными соблюдать правила  осуществления соответствующей  деятельности.

Содержание  АН можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

1.Правотворчество, участие  в определении правового режима  поднадзорных объектов.

2.Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность.

3.Предварительный контроль.

4.Текущий контроль.

5.Применение мер пресечения  неправомерных действий.

6.Привлечение виновных  к ответственности.

 

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор состоит в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Различают два вида надзора: общий надзор прокуратуры и административный надзор органов исполнительной власти. Различие – прокуратура надзирает извне за деятельностью органов исполнительной власти, а административный надзор осуществляется органами исполнительной власти вовне ее системы – за деятельностью граждан и организаций.

 

46. Общий надзор прокуратуры: методы  и формы.

Прокурорский надзор – это специфический вид гос-ой деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом.

Предметом ПН является исполнение законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негос-ых организаций.

Правовое регулирование: ФЗ «О Прокуратуре РФ»

При осуществлении надзора  за соблюдением публичной администрацией прав и свобод человека и гражданина прокурор:

-рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод  человека и гражданина;

-разъясняет пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

-принимает меры по  предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод, по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и по возмещению причиненного ущерба.

Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об АП или незамедлительно передает материалы проверки в органы, которые полномочны рассматривать такие дела.

Прокурор вправе применять  и специальные меры прокурорского  реагирования: протест, представление; заявление о признании правового  акта противоречащим закону (недействительным); предостережение.

Протест приносится прокурором на незаконный правовой акт и содержит требование об его отмене или приведении в соответствии с действующим  законодательством. Он приносится в  орган, должностному лицу, издавшему  незаконный акт, или в вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок, о результатах его рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление – это  акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона и их причин. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.

Заявление о признании  правового акта противоречащим закону – это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать оспариваемый правовой акт недействительным.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает  админ.ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

Прокурорский  надзор – деятельность прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

 

47.Административно-правовые  основы отраслевого государственного  управления.

 

 

48. Административно-правовые основы  межотраслевого государственного управления.

 

Для внутренней организации гос-го управления Российской Федерации характерны отраслевая структура и отраслевые органы, такие, как Министерство юстиции, МВД, МИД и ряд других, которые имеются практически во всех гос-ах.

Деятельность отраслевого гос-го управления (с возрастанием его объема, усложнением задач и функций) отраслевой принцип его организации и координации со стороны Правительства РФ оказываются недостаточным. Требуется координация деятельности не только отраслей в целом, но и отдельных функций управления, например, ценообразования, нормирование труда и его оплаты, планирования и т.д. На помощь отраслевому принципу координации пришел принцип функциональный.

В какой-то мере функциональная координация  в гос-ом управлении имеется всегда, например, в сфере гос-го планирования развития отраслей. Наука административного  права не оставила без внимания это новое явление в структуре гос-го управления. В ряде работ функциональная координация подвергнута глубокому анализу, ее назвали сферой гос-го управления, занимающей в структуре гос-го управления надотраслевое положение.

В системе гос-го управления РФ функциональная межотраслевая координация осталась и занимает надотраслевое положение в центральном аппарате исполнительной власти в лице соответствующих гос-ых органов.

В нормах административного права, отражающих данную управленческую категорию, для характеристики этого понятии выделяются три элемента:

а)субъект управления – орган  гос-го управления в статусе ведомства (гос-го комитета, службы и др.), занимающий в центральном аппарате место  между Правительством и отраслевыми  органами гос-го управления;

б)объект управления – отрасли (технико-экономическая, социальная, отрасль гос-го управления), на которые распространяется функциональная компетенция ведомства;

в)содержание управления – одна из функций управления, осуществляемая в общегос-ом масштабе, - прогнозирование, планирование, кадровое дело, стандартизация и метрология, учет и статистика, ценообразование и др.

Для практической реализации межотраслевого функционального управления, сфер гос-го управления создаются органы гос-го управления или используются имеющиеся органы. В настоящее время можно выделить две организационно-правовые формы, посредством которых реализуются сферы гос-го управления:

1)ведомства в лице гос-ых комитетов,  комитетов и ведомст иных наименований, компетенция которых полностью заполнена сферой гос-го управления и которые другими вопросами не занимаются. К этим ведомствам относятся, например, Гос-ый комитет РФ по стандартизации и метрологии, Гос-ый комитет РФ по статистике и др.

2)органы гос-го управления, стоящие  во главе отраслей (министерства и ведомства) и выполняющие наряду с эти полномочия надотраслевого характера, т.е. осуществляющие межотраслевую координацию. Это их дополнительная к основной,  отраслевой, компетенция. К этой группе следует отнести: Министерство образования и науки (в части полномочий в отношении других министерств и ведомств), Министерство юстиции, Министерство здравоохранения и др.

 

49. Государственное управление в  административной-политической сфере.

4. Государственное управление  в сфере административной деятельности

Особенности терминологии – традиционно  эта сфера называется административно-политической, в последнее время ученые предлагают называть административной, т.к. политика не относится к сфере деятельности исполнительной власти.

В данной области выделяются: управление в сфере юстиции, управление в области обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел.

Органы исполнительной власти в данных сферах подведомственны  Президенту РФ.

Управление  в области безопасности осуществляют:

- Государственная фельдъегерская служба;

- Служба внешней  разведки (СВР);

- Федеральная  служба безопасности (ФСБ);

- Федеральная  служба охраны (ФСО);

- Федеральная  служба по контролю за оборотом  наркотиков;

- Министерство  по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Управление в  области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.

Управление в области обороны  осуществляют:

- Министерство  обороны;

- Федеральная  служба по военно-техническому  сотрудничеству;

- Федеральная  служба по оборонному заказу;

- Федеральная  служба по техническому и экспортному  контролю;

- Федеральное  агентство специального строительства.

Управление  в области внутренних дел:

- Министерство  внутренних дел;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"