Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
а) суды и другие органы;
б) только другие органы.
45.
Административно-надзорная
Одним из видов административной деятельности милиции и внутренних войск является административный надзор.
Суть административного
Характерный признак административного
надзора – его узконаправленный
Основными видами административного надзора являются:
1)надзор за соблюдением
2)надзор за соблюдением
3)надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
4)надзор за соблюдением
5)надзор за соблюдением
Административный надзор ведется:
1)в местах оживленного
2)за работой транспорта (по своим
масштабам весьма объемный и
все расширяющийся вид с
3)за лицами, освобожденными из мест лишения свободы на основе специального нормативного акта – Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
4)за соблюдением правил
5)в таких сферах действия гос-ых правил, как паспортный режим, разрешительная система и т.д.
Административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль гос-ой администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.
В системе АН можно выделить две его основные разновидности:
-за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;
-за лицами, получившими
лицензии и иные разрешения
и обязанными соблюдать
Содержание АН можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.
1.Правотворчество, участие
в определении правового
2.Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность.
3.Предварительный контроль.
4.Текущий контроль.
5.Применение мер пресечения неправомерных действий.
6.Привлечение виновных к ответственности.
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор состоит в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Различают два вида надзора: общий надзор прокуратуры и административный надзор органов исполнительной власти. Различие – прокуратура надзирает извне за деятельностью органов исполнительной власти, а административный надзор осуществляется органами исполнительной власти вовне ее системы – за деятельностью граждан и организаций.
46.
Общий надзор прокуратуры:
Прокурорский надзор – это специфический вид гос-ой деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом.
Предметом ПН является исполнение законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негос-ых организаций.
Правовое регулирование: ФЗ «О Прокуратуре РФ»
При осуществлении надзора
за соблюдением публичной
-рассматривает и проверяет
заявления, жалобы и иные
-разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
-принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и по возмещению причиненного ущерба.
Если нарушение прав
и свобод человека и гражданина имеет
характер административного
Прокурор вправе применять
и специальные меры прокурорского
реагирования: протест, представление;
заявление о признании
Протест приносится прокурором на незаконный правовой акт и содержит требование об его отмене или приведении в соответствии с действующим законодательством. Он приносится в орган, должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок, о результатах его рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление – это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона и их причин. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.
Заявление о признании правового акта противоречащим закону – это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать оспариваемый правовой акт недействительным.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает админ.ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
47.Административно-правовые
основы отраслевого
48.
Административно-правовые
Для внутренней организации гос-го управления Российской Федерации характерны отраслевая структура и отраслевые органы, такие, как Министерство юстиции, МВД, МИД и ряд других, которые имеются практически во всех гос-ах.
Деятельность отраслевого гос-
В какой-то мере функциональная координация в гос-ом управлении имеется всегда, например, в сфере гос-го планирования развития отраслей. Наука административного права не оставила без внимания это новое явление в структуре гос-го управления. В ряде работ функциональная координация подвергнута глубокому анализу, ее назвали сферой гос-го управления, занимающей в структуре гос-го управления надотраслевое положение.
В системе гос-го управления РФ функциональная межотраслевая координация осталась и занимает надотраслевое положение в центральном аппарате исполнительной власти в лице соответствующих гос-ых органов.
В нормах административного права, отражающих данную управленческую категорию, для характеристики этого понятии выделяются три элемента:
а)субъект управления – орган гос-го управления в статусе ведомства (гос-го комитета, службы и др.), занимающий в центральном аппарате место между Правительством и отраслевыми органами гос-го управления;
б)объект управления – отрасли (технико-экономическая, социальная, отрасль гос-го управления), на которые распространяется функциональная компетенция ведомства;
в)содержание управления – одна из функций управления, осуществляемая в общегос-ом масштабе, - прогнозирование, планирование, кадровое дело, стандартизация и метрология, учет и статистика, ценообразование и др.
Для практической реализации межотраслевого функционального управления, сфер гос-го управления создаются органы гос-го управления или используются имеющиеся органы. В настоящее время можно выделить две организационно-правовые формы, посредством которых реализуются сферы гос-го управления:
1)ведомства в лице гос-ых
2)органы гос-го управления, стоящие во главе отраслей (министерства и ведомства) и выполняющие наряду с эти полномочия надотраслевого характера, т.е. осуществляющие межотраслевую координацию. Это их дополнительная к основной, отраслевой, компетенция. К этой группе следует отнести: Министерство образования и науки (в части полномочий в отношении других министерств и ведомств), Министерство юстиции, Министерство здравоохранения и др.
49.
Государственное управление в
административной-политической
В данной области выделяются: управление в сфере юстиции, управление в области обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел.
Органы исполнительной власти в данных сферах подведомственны Президенту РФ.
Управление в области безопасности осуществляют:
- Государственная фельдъегерская служба;
- Служба внешней разведки (СВР);
- Федеральная служба безопасности (ФСБ);
- Федеральная служба охраны (ФСО);
- Федеральная
служба по контролю за
- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Управление в области обороны осуществляют:
- Министерство обороны;
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
- Федеральная служба по оборонному заказу;
- Федеральная
служба по техническому и
- Федеральное
агентство специального
Управление в области внутренних дел:
- Министерство внутренних дел;