Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Подведомственные Минэкономразвития службы и иные федеральные службы осуществляют контроль и надзор в сфере экономики непосредственно и через свои территориальные органы – инспекции, рассматривают дела об административных правонарушениях.
Положение о
Федеральной антимонопольной
50. Государственное управление в социальной-культурной сфере.
Россия – социальное государство, это означает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, пожилых людей) и т.д.
Административная реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг.
Основные отрасли социальной сферы:
- образование и наука;
- социальная защита и здравоохранение;
- культура;
- физкультура, спорт, туризм.
Органы, осуществляющие государственное управление, в данной сфере.
Образование и наука:
- Министерство образования и науки;
- Федеральная
служба по интеллектуальной
и товарным знакам;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Федеральное
агентство по науке и
- Федеральное агентство по образованию.
Здравоохранение и социальное развитие:
- Министерство здравоохранения и социального;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Физкультура, спорт, туризм:
- Федеральное
агентство по физической
- Федеральное агентство по туризму;
- Государственный комитет по делам молодежи.
Культура и средства массовых коммуникаций (СМИ):
- Министерство
культуры и массовых
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
- Федеральное архивное агентство;
- Федеральное
агентство по культуре и
- Федеральное
агентство по печати и
Нормативно-правовое регулирование государственного управления в социально-культурной сфере.
Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. Данная служба осуществляет контроль и надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением стандартов социального обслуживания, медицинского обслуживания, за осуществлением различных медицинских экспертиз, производством, оборотом, безопасностью лекарственных средств, выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности и т.д.
Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. и доп.), ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (от 22 авг. 1996 г. с изм.), типовые положения об образовательных учреждениях, уставы образовательных учреждений (организаций), иные многочисленные акты. Например, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г.
В соответствии с положением о Министерстве образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г., оно осуществляет следующие функции.
1. Министерство
образования и науки является
федеральным органом
2. Министерство
образования и науки
3. Министерство образования и науки вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.
4. Министерство
самостоятельно принимает
- порядок подготовки,
переподготовки и повышения
- формы документов
государственного образца об
уровне образования и (или)
квалификации, порядок их выдачи,
включая подтверждение, признан
- федеральный
перечень учебников,
- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;
- федеральные
компоненты государственных
- положение об
итоговой аттестации
51. Антимонопольная деятельность. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.
Разрешительная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами публичной административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления этой деятельности.
Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, гос-ва. Некоторые виды общественной полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только те, кто получил на то соответствующее разрешение компетентного органа. Таким образом, эта система призвана защитить граждан, общество, гос-во от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.
В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:
1)наличие относительного
2)деятельность по выдаче
Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: права на управление (автомобилем, катером), допуск (к гос-ой тайне, к определенной работе
), разрешение (на оборот оружия, проведение взрывных работ), отвод (природных ресурсов), квота (на промышленную добычу рыбы, импорт товаров и т.д.). разрешение, как правило, дается уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения – центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;
3)длящиеся отношения между
4)применение принудительных
Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные) с одной стороны и субъекты публичной исполнительной власти – с другой.
Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Разрешение может носить экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории РФ. Довольно часто разрешение связано с деятельностью в определенном месте и даже в определенном помещении.
Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов страны при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях. К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа.
Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее 5 лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению его соискателя.
Правовая основа разрешительной системы
Правовую основу разрешительной системы составляют юридические акты разной юридической силы, из них ведущая роль принадлежит принятому в 2001 году ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Без преувеличения его можно считать основой законодательства о разрешительной системе, но только в отношении предпринимательской деятельности. Этот ФЗ не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также на отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и на ряд других видов лицензируемой деятельности. (ч.2 ст.1).
Вопросы разрешительной деятельности регулируются законами РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об оружии» и многими другими нормативными актами.
Правительство РФ:
-утверждает положения о
-определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности;
-устанавливает, какие виды
Разрешительное производство. Возбуждение дела
Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, их реализация означает существование специального административно-правового режима – разрешительного режима. Его важнейшая часть – разрешительное производство, т.е. регулируемая аминистративно-процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.