Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Подведомственные  Минэкономразвития службы и иные федеральные службы осуществляют контроль и надзор в сфере экономики  непосредственно и через свои территориальные органы – инспекции, рассматривают дела об административных правонарушениях.

Положение о  Федеральной антимонопольной службе (ФАС) утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.. ФАС вносит в Правительство проекты законов, иных нормативных правовых актов в сфере антимонопольной деятельности, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в данной сфере, осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, выдает заключения, обязательные для исполнения предписания, осуществляет согласование реорганизации хозяйствующих субъектов и т.д.

 

 

50. Государственное управление в  социальной-культурной сфере.

 

Россия –  социальное государство, это означает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, пожилых людей) и т.д.

Административная  реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг.

Основные отрасли  социальной сферы:

- образование  и наука;

- социальная  защита и здравоохранение;

- культура;

- физкультура, спорт, туризм.

Органы, осуществляющие государственное управление, в данной сфере.

Образование и наука:

- Министерство  образования и науки;

- Федеральная  служба по интеллектуальной собственности,  патентам

и товарным знакам;

- Федеральная  служба по надзору в сфере образования и науки;

- Федеральное  агентство по науке и инновациям;

- Федеральное  агентство по образованию.

Здравоохранение и социальное развитие:

- Министерство  здравоохранения и социального;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития;

- Федеральная  служба по труду и занятости;

- Федеральное  агентство по здравоохранению  и социальному развитию.

Физкультура, спорт, туризм:

- Федеральное  агентство по физической культуре  и спорту;

- Федеральное  агентство по туризму;

- Государственный  комитет по делам молодежи.

Культура  и средства массовых коммуникаций (СМИ):

- Министерство  культуры и массовых коммуникаций;

- Федеральная  служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

- Федеральное  архивное агентство;

- Федеральное  агентство по культуре и кинематографии;

- Федеральное  агентство по печати и массовым  коммуникациям.

Нормативно-правовое регулирование государственного управления в социально-культурной сфере.

Положение о  Министерстве здравоохранения и  социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и  социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. Данная служба осуществляет контроль и надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением стандартов социального обслуживания, медицинского обслуживания, за осуществлением различных медицинских экспертиз, производством, оборотом, безопасностью лекарственных средств, выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности и т.д.

Закон РФ «Об  образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. и доп.), ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (от 22 авг. 1996 г. с изм.), типовые положения об образовательных учреждениях, уставы образовательных учреждений (организаций), иные многочисленные акты. Например, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г.

В соответствии с положением о Министерстве образования  и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г., оно осуществляет следующие функции.

1. Министерство  образования и науки является  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство  образования и науки осуществляет  координацию и контроль деятельности  находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство  образования и науки вносит  в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

4. Министерство  самостоятельно принимает следующие  нормативные правовые акты:

- порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;

- формы документов  государственного образца об  уровне образования и (или)  квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами РФ;

- федеральный  перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию при  осуществлении образовательного  процесса в образовательных учреждениях;

- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- положение об  аспирантуре и докторантуре в  высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

- федеральные  компоненты государственных образовательных  стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

- положение об  итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

 

 

 

51. Антимонопольная деятельность. Лицензионно-разрешительная  система в Российской Федерации.

 

Разрешительная  система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами публичной административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления этой деятельности.

Цель разрешительной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, гос-ва. Некоторые виды общественной полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только те, кто получил на то соответствующее разрешение компетентного органа. Таким образом, эта система призвана защитить граждан, общество, гос-во от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

В разрешительной системе  можно выделить четыре главных элемента:

1)наличие относительного запрета,  установленного ограничительными  нормами. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения;

2)деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для невластной стороны это означает получение разрешения.

Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: права на управление (автомобилем, катером), допуск (к гос-ой тайне, к определенной работе

), разрешение (на оборот оружия, проведение взрывных работ), отвод (природных ресурсов), квота (на промышленную добычу рыбы, импорт товаров и т.д.). разрешение, как правило, дается уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения – центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3)длящиеся отношения между властными  и невластными субъектами, обязательным  элементом которых является надзор  за соблюдением лицензиатами  и иными субъектами, получившими  разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

4)применение принудительных мер  для прекращения (пресечения) нарушений  правил, условий разрешенной деятельности  и привлечение виновных к юридической  ответственности.

 

Субъектами  разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные) с одной стороны и субъекты публичной исполнительной власти – с другой.

Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый  вид деятельности. Разрешение может  носить экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории РФ. Довольно часто разрешение связано с деятельностью в определенном месте и даже в определенном помещении.

Деятельность, лицензия на осуществление  которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов страны при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях. К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа.

Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности, но не может быть менее 5 лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению его соискателя.

 

Правовая основа разрешительной системы

 

Правовую основу разрешительной системы  составляют юридические акты разной юридической силы, из них ведущая  роль принадлежит принятому в 2001 году ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности». Без преувеличения  его можно считать основой законодательства о разрешительной системе, но только в отношении предпринимательской деятельности. Этот ФЗ не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также на отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и на ряд других видов лицензируемой деятельности. (ч.2 ст.1).

Вопросы разрешительной деятельности регулируются законами РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О частной детективной и охранной деятельности», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об оружии» и многими другими нормативными актами.

 

Правительство РФ:

-утверждает положения о лицензировании  конкретных видов деятельности;

-определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности;

-устанавливает, какие виды разрешительной  деятельности вправе осуществлять  органы исполнительной власти  субъектов РФ.

 

Разрешительное производство. Возбуждение дела

 

Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, их реализация означает существование специального административно-правового режима – разрешительного режима. Его важнейшая часть – разрешительное производство, т.е. регулируемая аминистративно-процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"