СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и характерные черты
государственного управления.
2. Государственное и муниципальное
управление как объект административного
права.
3. Понятие и характерные черты
исполнительно-распорядительной деятельности.
4. Предмет административного права.
Метод и средства административно-правового
регулирования
5. Система и источники административного
права.
6. Административное право в правовой
системе Российской Федерации.
Отграничение административного
права от других отраслей права.
7. Развитие науки административного
права. Разработка проблем административного
права в научных трудах.
8. Механизм административно-правового
регулирования и его элементы.
9. Особенности административно-правовых
норм.
10.Понятие, классификация и характерные
черты административно-правовых отношений.
11.Понятие, классификация и правовое
положение органов исполнительной власти.
12. Правительство Российской Федерации
как основное звено системы
федеральных органов исполнительной власти.
13.Правовое положение органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
14.Общественные объединения как
субъекты административного права.
15.Граждане как субъекты административного
права. Административно-правовой статус
гражданина.
16.Понятие и виды служащих, занимающих
должность государственной службы.
17. Президент Российской Федерации
в системе органов государственной
власти. Его полномочия в сфере исполнительной
власти.
18. Формы государственного управления.
Административный договор как
одна из форм государственного управления.
19.Понятие и юридическое значение
правовых актов управления, их классификация.
20.Понятие и виды методов государственного
управления.
21.Убеждение и поощрение в государственном
управлении.
22.Понятие и классификация мер
административного принуждения.
23.Понятие и структура административного
процесса.
24.Административно-процессуальные
нормы и административно-процессуальные
отношения.
25.Понятие и виды административных
производств.
26. Государственный контроль и
его виды. Соотношение контроля
и надзора в государственном управлении.
27. Формы реагирования прокуратуры
на нарушения законности в
государственном и муниципальном управлении.
28. Понятие, содержание и характерные
черты административного надзора.
Виды административного надзора.
29.Роль предложений, заявлений
и жалоб граждан в обеспечении
законности и дисциплины в государственном
управлении.
30. Понятие и основные признаки
административного правонарушения.
Виды административных правонарушений.
31.Понятие состава административного
правонарушения. Виды составов, их признаки.
32.Понятие и особенности административной
ответственности.
33.Множественность административных
правонарушений.
34.Понятие должностного лица
по административному праву. Административная
ответственность должностных лиц.
35.Понятие и принципы производства
по делам об административных
правонарушениях, его задачи. Сроки
в производстве.
36.Правовая характеристика административных
правонарушений, посягающих на права
граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность: особенности юридических
составов.
37.Правовая характеристика административных
правонарушений в области охраны
собственности: особенности юридических
составов.
38.Правовая характеристика административных
правонарушений в промышленности,
строительстве и энергетике: особенности
юридических составов.
39.Правовая характеристика административных
правонарушений на транспорте, в
области дорожного движения, связи
и информации: особенности юридических
составов.
40.Правовая характеристика административных
правонарушений в области предпринимательской
деятельности, финансов, налогов и
сборов, рынка ценных бумаг: особенности
юридических составов.
41.Правовая характеристика административных
правонарушений в области таможенного
дела, защиты государственной границы
Российской Федерации и обеспечения
режима пребывания иностранных
граждан или лиц без гражданства
на территории Российской Федерации:
особенности юридических составов.
42.Правовая характеристика административных
правонарушений в области охраны
окружающей природной среды и
природопользования, в сельском
хозяйстве, ветеринарии и мелиорации
земель: особенности юридических
составов.
43.Правовая характеристика административных
правонарушений, посягающих на институты
государственной власти, против порядка
управления и в области воинского учета:
особенности юридических составов.
44.Правовая характеристика административных
правонарушений, посягающих на общественный
порядок и общественную безопасность:
особенности юридических составов.
45.Административное наказание в
виде административного штрафа.
Характеристика производства по
исполнению постановления о наложении
административного штрафа.
46.Административное наказание в
виде возмездного изъятия орудия
совершения или предмета административного
правонарушения. Производство по
исполнению постановления о данном
административном наказании.
47.Административное наказание в
виде конфискации орудия совершения
или предмета административного
правонарушения. Производство по
исполнению постановления о данном
административном наказании.
48.Административное наказание в
виде лишения специального права,
предоставленного физическому лицу.
Производство по исполнению постановления
о данном административном наказании.
49.Административное наказание в
виде административного ареста.
Производство по исполнению постановления
о данном административном наказании.
50.Административное наказание в
виде административного выдворения
за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства.
Производство по исполнению постановления
о данном административном наказании.
51.Стадии производства по делам
об административных правонарушениях.
52.Характеристика стадии возбуждения
дела об административном правонарушении
и составляющих ее этапов.
53.Характеристика стадии рассмотрения
производства по делам об административных
правонарушениях и составляющих
ее этапов.
54.Характеристика стадии пересмотра
постановлений и решений по
делам об административных правонарушениях
и составляющих её этапов.
55.Характеристика стадии исполнения
постановления о назначении административного
наказания и составляющих ее
этапов.
56.Доказательства в производстве
по делам об административных
правонарушениях.
57.Протокол об административном
правонарушении, его содержание и юридическое
значение.
58.Административное задержание
как мера пресечения и административно-процессуального
обеспечения.
59.Доставление физического лица,
отграничение его от административного
задержания.
60.Личный досмотр и досмотр
вещей, их нормативное регулирование
и применение в деятельности
органов внутренних дел.
61.Изъятие вещей и документов
как мера пресечения и административно-процессуального
обеспечения.
62.Характеристика лиц, участвующих
в производстве по делам об
административных правонарушениях.
63.Судьи, органы, должностные лица,
уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях.
64.Подведомственность в производстве
по делам об административных
правонарушениях.
65.Компетенция органов внутренних
дел по рассмотрению дел об
административных правонарушениях.
66.Постановление по делу об
административном правонарушении,
его содержание и юридическое
значение.
67.Административно-правовая организация
в отраслях материального производства.
68.Административно-правовая организация
в сфере образования и науки.
69.Административно-правовая организация
в сфере здравоохранения.
70.Административно-правовая организация
в сфере культуры.
71.Административно-правовая организация
в сфере социальной защиты
граждан.
72.Административно-правовая организация
в сфере обеспечения государственной
безопасности.
73.Правовой режим чрезвычайного
положения и его обеспечение.
74.Административно-правовая организация
в сфере обороны.
75.Правовые основы деятельности
полиции.
1.Понятие и
характерные черты государственного
управления
Государственное управление в узком
аспекте — это деятельность органов
исполнительной власти по управлению
в трех больших сферах: в экономике
(промышленность, транспорт, связь и
т. д.); социально культурной сфере (образование,
наука, культура, социальные вопросы);
административно политической сфере
(оборона, безопасность, внутренние и
внешние дела).
В теории государственного управления
существуют три основных подхода
к формулированию основных принципов
государственного управления:
правовой подход;
политический подход;
управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми
ценностями государственного управления
являются ценности верховенства права,
защиты прав граждан. Государственный
служащий подчинён не столько своему
руководству, сколько требованиям
правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу,
основной задачей государственного
управления является максимально
лучшее воплощение воли народа.
Государственные служащие должны
быть политически ответственны (подотчётны),
восприимчивы к текущим интересам
граждан. Для того, чтобы воплотить
это, иногда предлагается реализация концепции
«представительной бюрократии», в рамках
которой органы исполнительной власти
должны быть социальной моделью общества
в миниатюре. Предполагается, что в этой
ситуации облегчится учёт ведомствами
существующих в обществе интересов, будут
снижены возможности для дискриминации
отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу,
основными ценностями государственного
управления должны быть эффективность,
экономичность и результативность, формулируемые,
по возможности, в квантифицируемой (измеримой)
форме. Основная проблема, которая ставится
в этом подходе, состоит в том, как обеспечить
нужный результат с наименьшими затратами
или, как вариант, как получить максимальный
результат при заданных затратах. Характерным
признаком данного подхода является использование
понятия «государственный менеджмент»
(public management) в качестве синонима понятию
«государственное управления».
Государственное управление, осуществляемое
органами исполнительной власти, имеет
следующие характерные черты, позволяющие
отличать ее от деятельности представительных
и судебных органов:
1. Выполнение общезначимых функций:
прогнозирование - обеспечивает научность
и рациональность деятельности;
планирование - определяет цели, задачи
на предстоящий период деятельности,
средства их достижения и выполнения;
организация - направлена на упорядочение
состояния тех или иных социальных
образований;
координирование - в процессе ее производится
подстройка уже организованной системы
к изменяющимся внешним и внутренним
условиям ее функционирования;
надзор - метод государственного управления,
применяемый с целью выявления
возможных недостатков в деятельности
государственных и негосударственных
структур;
контроль - метод государственного
управления, сущностью которого является
постоянная проверка результатов деятельности
государственных и негосударственных
структур с целью устранения недостатков
и повышения эффективности этой
деятельности.
2. Нормативно-распорядительное регулирование,
которое осуществляется при помощи
законов, указов, постановлений и
других нормативных правовых актов.
3. Деятельность органов исполнительной
власти носит подзаконный характер,
то есть она осуществляется
на основе и во исполнение
закона. Поэтому по последовательности
в механизме реализации государственной
воли она вторична по отношению
к деятельности представительной
(законодательной) ветви власти,
основным предназначением которых
является формирование законодательной
базы для деятельности исполнительной
и судебной ветвей власти. При
этом деятельность исполнительной
власти, как и других ветвей
власти, носит самостоятельный и
только присущий исполнительной
власти характер.
4. Использование в своей деятельности
властных полномочий. Это выражается
в осуществлении единой государственной
власти. Субъект государственного
управления в рамках выполнения
конкретных функций вправе применять
различные формы и методы руководящего
воздействия на управляемые объекты:
осуществлять нормативное, методическое
руководство и контроль; применять
административное принуждение.