Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   - обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

   - отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

   - осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией, законами  и актами Президента.

   Как видим, Конституция содержит открытый перечень полномочий Совета Министров  в разных областях жизни общества и государства. Правительство является органом общей компетенции и руководит практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной, административно-политической деятельности.

   Премьер-министр  осуществляет непосредственное руководство  деятельностью Правительства и  несет персональную ответственность за его работу.

   В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Правительства Республики Беларусь. 
 

   52. Дайте понятие судебной власти и охарактеризуйте конституционные принципы правосудия 

   В отличие от законодательной власти, суд, как правило, не создает общих  правил поведения и не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, что является типичным для органов  исполнительной власти. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. рассматривать и разрешать конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные, административные, трудовые дела и т.д.). Эти конфликты рассматриваются судом в ходе судебного процесса в особой процессуальной форме, установленной законом.

   Конституционные основы судебной власти закреплены в  гл. 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

   Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.

   В соответствии со ст. 112 Конституции  Республики Беларусь суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит вопрос о признании данного акта неконституционным.

   Ст. 110 Конституции Республики Беларусь закрепляет принципы судоустройства: независимости судей; подчинение только закону.

   Ст. 113 Конституции определяет принцип  коллегиальности. В ряде случаев в соответствии с законодательством допускается единоличное рассмотрение дел.

   Ст. 114 Конституции закрепляет принцип  открытости судебного заседания. Слушание дел в закрытых судебных заседаниях допускается лишь в исключительных случаях.

   Ст. 115 Конституции закрепляет принципы состязательности, и равенства сторон в процессе, а также принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц. 
 

   53. Охарактеризуйте судебную систему Республики Беларусь 

   В состав судебной системы Республики Беларусь входят: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные суды, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные хозяйственные суды, Минский городской хозяйственный суд).

   Деятельность  и компетенция конкретных видов  судов регулируется текущим законодательством (Кодексом «О судоустройстве и статусе  судей в Республике Беларусь», Законами «О хозяйственных судах Республики Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). 
 

   54. Определите состав и укажите порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь 

   Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое место в системе органов судебной власти.

   Правовой статус Конституционного Суда определяется Конституцией, Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

   Основной  функцией Конституционного Суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (ч. 1 ст. 116 Конституции).

   Конституционный Суд состоит из 12 судей, являющихся высококвалифицированными специалистами в области права, 6 из которых назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Срок полномочий судей - 11 лет. Предельный возраст-70 лет (ст. 116 Конституции). Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

   Прекращение полномочий Председателя и судей  Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. 
 

   55. Определите круг полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь 

   Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

   - о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

   - о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

   - о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

   - о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам (ст. 116 Конституции).

   Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

   Решения Конституционного Суда, принятые в  пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь всеми  государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

   Конституционный Суд в случаях, предусмотренных  Конституцией, по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения  палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. 
 

   56. Дайте понятие и раскройте принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь 

   В общем плане право граждан  на управление делами общества и государства  закреплены в ст. 3 и 37 Конституции  Республики Беларусь. Ст. 117 Конституции  содержит положение о том, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

   Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» в ст. 1 и 2 различает понятия местного управления и местного самоуправления.

   Местное управление - это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

   Местное самоуправление - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственности, материально-финансовой базы и привлеченных средств. 
 

   57. Охарактеризуйте систему органов местного управления и их компетенцию 

   В общем плане право граждан  на управление делами общества и государства  закреплены в ст. 3 и 37 Конституции  Республики Беларусь. Ст. 117 Конституции содержит положение о том, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

   Местные Советы депутатов  - это представительные государственные органы в соответствующих административно-территориальных единицах.

   В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня Советов: областной, базовый, первичный. К областному территориальному уровню относятся областные Советы депутатов и Минский городской Совет, который обладает правами как базового, так и областного. К базовому относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы. К первичному - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) и районные Советы.

   Согласно  ст. 9 Закона о местном управлении и самоуправлении исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

   Исполнительные  комитеты первичного (сельские, поселковые, городские /городов районного подчинения), базового (городские /городов областного подчинения), районного и областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

   В состав исполнительного комитета входят: председатель, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

   Исполнительный  комитет осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом о местном управлении и самоуправлении и иными актами законодательства Республики Беларусь.

   Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (сельские, домовые, уличные комитеты, комитеты общественного самоуправления и т.д.). 
 

   58. Укажите функции и определите цели прокурорского надзора в Республике Беларусь 

   В соответствии со ст. 125 Конституции  Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением  законов, декретов, указов и иных нормативных  актов министерствами и другими  подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

   Прокуратура осуществляет надзор за исполнением  законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

   Более подробная регламентация целей  и направлений деятельности прокуратуры  содержит ст. 2 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

   Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом о Прокуратуре Республики Беларусь и другими законодательными актами Республики Беларусь.

   Согласно  ст. 126 Конституции единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания.

   Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным  прокурором.

   Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие  прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту (ст. 127 Конституции).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"