Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   7. Определите юридические свойства и укажите функции конституции 

   К числу характерных черт Конституции  относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, основу системы права.

   Легитимность  Конституции проявляется в том, что она принимается: законно избранным представительным органом государства (парламентом); учредительным собранием, специально созданным для ее принятия, или народом - путем референдума.

   Перспективность Конституции проявляется в том, что, закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, она содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства.

   Реальность  является весьма важной чертой Конституции. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества и государства, можно говорить о реальности Конституции.

   Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, т. е. историко-культурных ценностей, государственного устройства, формы правления и т. д.

   Как итоговый документ Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту ее принятия, являясь юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности.

   Стабильность  Конституции является одной из наиболее важных ее свойств. Это акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права.

   Конституция - основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права.

   Конституция как политико-правовой документ играет в жизни общества весьма важную роль, которая проявляется в ее функциях (юридической, политической, идеологической).

   Юридическая функция предполагает регулирование наиболее важных общественных отношений.

   Политическая  функция проявляется в том, что, закрепляя политическую систему общества, нормы Конституции наделяют субъектов политической системы определенными правами и обязанностями, в рамках которых они функционируют на определенном этапе развития общества и государства.

   Идеологическая  функция находит свое выражение в том, что закрепляя основы идеологии Беларуси, Конституция призвана воспитывать уважение человека к праву, личности, государству. 
 

   8. Опишите структуру Конституции Республики Беларусь 

   Конституция, являясь основным источником конституционного права и основным законом государства, представляет собой совокупность правовых норм высшей юридический силы, регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: основы конституционного строя; взаимоотношения между обществом и личностью; взаимоотношения между государством и гражданином; государственное устройство Республики Беларусь; общие принципы организационной деятельности органов государства; административно-территориальное устройство Республики Беларусь и др.

   Особое  место Конституция Республики Беларусь уделяет правовому статусу человека.

   Система (структура) Конституции - способ организации  заключенного в Основном Законе текста нормативного материала. Система Конституции  обусловлена удобством пользования  актом, максимальной компактностью норм, их доступностью для понимания человека. Структурными частями Конституции являются преамбула, разделы, главы, статьи.

   Система Конституции - определенная взаимосвязь  ее элементов, которая обеспечивает внутреннюю согласованность элементов Основного Закона отсутствие противоречий внутри акта и последовательность структурных элементов. Действующая Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, 8 глав, 146 статей. 
 

   9. Определите действие Конституции Республики Беларусь, порядок ее изменения и дополнения 

   Изменение конституций производится: решением парламента; путем всенародного голосования (референдума). Как правило, право инициативы пересмотра конституции принадлежит тем же субъектам, что и в законодательном процессе. Такое право в некоторых странах предоставлено главам государств (Бельгия, Россия, Франция). В конституциях некоторых государств предусматривается возможность пересмотра конституции в виде законопроекта

   В силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

   Закон об изменении и дополнении Конституции  Республики Беларусь может быть принят после двух обсуждений и одобрений  Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

   Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь могут быть произведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования

   Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем референдума. 
 

   10. Дайте сравнительную характеристику Конституций Советской Беларуси: Конституции 1919, 1927, 1937 и 1978 гг. 

   В науке конституционного права первой Конституцией Беларуси считают Конституцию  БССР от 3 февраля 1919 г., принятую первым Всебелорусским съездом Советов, основной задачей которой являлось установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии и построение социализма, а также провозглашение полновластия Советов. Эта Конституция провозгласила отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием леса, недра, воды, закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. Также она предусматривала отстранение эксплуататоров от осуществления власти и введение всеобщей трудовой повинности. Высшим государственным органом власти в БССР провозглашался Всебелорусский съезд Советов, основной формой работы которого была сессия. В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и контрольным органом был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), действовавший на постоянной основе и избираемый Всебелорусским съездом Советов. В свою очередь, ЦИК формировал Великий президиум, выполнявший функции правительства. В целом конституционные акты послеоктябрьского периода в Беларуси и СССР базировались на утопических представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР прошло долгий эволюционный путь. Это Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг. принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, имевшей статус Конституционного закона, Конституция Республики Беларусь 1994 г., в которую 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. были внесены дополнения и изменения.

   Конституция БССР от 11 апреля 1927 г. была принята Всебелорусским съездом Советов рабочих крестьянских и красноармейских депутатов и провозгласила построение основ социализма. В целом была сохранена преемственность прежней Конституции, закреплены права трудящихся в общественной и политической жизни государства. В государственном строительстве наряду с действующими органами появились Совет Народных Комиссаров - Правительство БССР - и местные органы власти и управления.

   Конституция БССР от 19 февраля 1937 г. провозгласила  завершение строительства основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, избирательную систему, систему и компетенцию высших органов государственной власти, суда и прокуратуры республики.

   Конституция 1937 г. подтвердила добровольное объединение  БССР с дружественными республиками в СССР, а также суверенный характер прав БССР. Высшим органом государственной власти провозглашался Верховный Совет БССР, который для постоянной работы избирал Президиум Верховного Совета БССР и формировал Правительство БССР - Совет Народных Комиссаров.

   Конституция БССР от 14 апреля 1978 г. закрепляла концепцию  построения развитого социализма и общенародного социального государства. Была провозглашена социальная однородность групп и слоев общества советского народа, а также руководящая роль Коммунистической партии в политической системе. Частная собственность не допускалась. В области экономики закреплялось плановое ведение хозяйства. В основу организации государственной власти был положен принцип демократического централизма. Было закреплено положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Вся система государственных органов строилась на основе теории народного представительства. Необходимо отметить, что многие положения Конституций БССР советского периода в условиях господства коммунистической идеологии носили формальный характер. 
 

   11. Установите причины принятия Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года и охарактеризуйте её 

   Принятию  Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. предшествовали следующие процессы: обновление общественного строя; начало перехода экономики на рыночную систему; допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма; непосредственная реализация власти народом; расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке - переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Конституция Республики Беларусь 1994 г. представляет собой принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Принцип разделения властей, который был положен в основу государственного строительства Беларуси, и дальнейшее развитие реальной демократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности.

   В систему государственных органов  были введены новые органы: Президент  Республики Беларусь (являвшийся по статусу Главой государства и главой исполнительной власти), Конституционный Суд Республики Беларусь (который был отнесен к органам контроля и надзора), Контрольная палата Республики Беларусь. 
 

   12. Прокомментируйте изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, принятые на референдумах 1996 и 2004 гг. 

   По  результатам республиканского референдума  от 24 ноября 1996 г. в Конституцию Республики Беларусь были внесены следующие  основные изменения и дополнения: вместо однопалатного Верховного Совета Республики Беларусь был образован двухпалатный Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь вышел за рамки разделения властей, стал по статусу Главой государства и посредником между органами государственной власти; Конституционный Суд вошел в судебную ветвь власти Республики Беларусь; Контрольная палата Республики Беларусь была преобразована в Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

   В связи с решением республиканского референдума от 17 октября 2004 г. из ст. 81 Конституции были исключены положения о том, что одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков. 
 

   13. Раскройте сущность понятия «суверенитет» и определите политико-правовое значение и гарантии 

   Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти при проведении внутренней и внешней политики. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

   Верховенство  состоит в правомочии устанавливать  в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций; наделять правами и обязанностями должностных лиц; обеспечивать права человека и гражданина. Верховенство предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и независимость от власти любого другого государства.

   Под суверенитетом народа понимается верховенство народа при осуществлении внутренней политики и независимость народа при проведении политики на международной арене. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Исторически она возникла в ходе демократических революций против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"