Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
7.
Определите юридические
свойства и укажите
функции конституции
К числу характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, основу системы права.
Легитимность Конституции проявляется в том, что она принимается: законно избранным представительным органом государства (парламентом); учредительным собранием, специально созданным для ее принятия, или народом - путем референдума.
Перспективность Конституции проявляется в том, что, закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, она содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства.
Реальность является весьма важной чертой Конституции. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества и государства, можно говорить о реальности Конституции.
Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, т. е. историко-культурных ценностей, государственного устройства, формы правления и т. д.
Как итоговый документ Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту ее принятия, являясь юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности.
Стабильность Конституции является одной из наиболее важных ее свойств. Это акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права.
Конституция - основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права.
Конституция как политико-правовой документ играет в жизни общества весьма важную роль, которая проявляется в ее функциях (юридической, политической, идеологической).
Юридическая функция предполагает регулирование наиболее важных общественных отношений.
Политическая функция проявляется в том, что, закрепляя политическую систему общества, нормы Конституции наделяют субъектов политической системы определенными правами и обязанностями, в рамках которых они функционируют на определенном этапе развития общества и государства.
Идеологическая
функция находит свое выражение в
том, что закрепляя основы идеологии Беларуси,
Конституция призвана воспитывать уважение
человека к праву, личности, государству.
8.
Опишите структуру Конституции
Республики Беларусь
Конституция,
являясь основным источником конституционного
права и основным законом государства,
представляет собой совокупность правовых
норм высшей юридический силы, регулирующих
наиболее важные, основополагающие общественные
отношения: основы конституционного строя;
взаимоотношения между обществом и личностью;
взаимоотношения между государством и
гражданином; государственное устройство
Республики Беларусь; общие принципы организационной
деятельности органов государства; административно-
Особое место Конституция Республики Беларусь уделяет правовому статусу человека.
Система
(структура) Конституции - способ организации
заключенного в Основном Законе текста
нормативного материала. Система Конституции
обусловлена удобством
Система
Конституции - определенная взаимосвязь
ее элементов, которая обеспечивает
внутреннюю согласованность элементов
Основного Закона отсутствие противоречий
внутри акта и последовательность структурных
элементов. Действующая Конституция Республики
Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов,
8 глав, 146 статей.
9.
Определите действие
Конституции Республики
Беларусь, порядок ее
изменения и дополнения
Изменение конституций производится: решением парламента; путем всенародного голосования (референдума). Как правило, право инициативы пересмотра конституции принадлежит тем же субъектам, что и в законодательном процессе. Такое право в некоторых странах предоставлено главам государств (Бельгия, Россия, Франция). В конституциях некоторых государств предусматривается возможность пересмотра конституции в виде законопроекта
В силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь могут быть произведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования
Разделы
I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь
могут быть изменены только путем референдума.
10.
Дайте сравнительную
характеристику Конституций
Советской Беларуси:
Конституции 1919, 1927, 1937
и 1978 гг.
В науке конституционного права первой Конституцией Беларуси считают Конституцию БССР от 3 февраля 1919 г., принятую первым Всебелорусским съездом Советов, основной задачей которой являлось установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии и построение социализма, а также провозглашение полновластия Советов. Эта Конституция провозгласила отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием леса, недра, воды, закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. Также она предусматривала отстранение эксплуататоров от осуществления власти и введение всеобщей трудовой повинности. Высшим государственным органом власти в БССР провозглашался Всебелорусский съезд Советов, основной формой работы которого была сессия. В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и контрольным органом был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), действовавший на постоянной основе и избираемый Всебелорусским съездом Советов. В свою очередь, ЦИК формировал Великий президиум, выполнявший функции правительства. В целом конституционные акты послеоктябрьского периода в Беларуси и СССР базировались на утопических представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР прошло долгий эволюционный путь. Это Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг. принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, имевшей статус Конституционного закона, Конституция Республики Беларусь 1994 г., в которую 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. были внесены дополнения и изменения.
Конституция БССР от 11 апреля 1927 г. была принята Всебелорусским съездом Советов рабочих крестьянских и красноармейских депутатов и провозгласила построение основ социализма. В целом была сохранена преемственность прежней Конституции, закреплены права трудящихся в общественной и политической жизни государства. В государственном строительстве наряду с действующими органами появились Совет Народных Комиссаров - Правительство БССР - и местные органы власти и управления.
Конституция БССР от 19 февраля 1937 г. провозгласила завершение строительства основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, избирательную систему, систему и компетенцию высших органов государственной власти, суда и прокуратуры республики.
Конституция 1937 г. подтвердила добровольное объединение БССР с дружественными республиками в СССР, а также суверенный характер прав БССР. Высшим органом государственной власти провозглашался Верховный Совет БССР, который для постоянной работы избирал Президиум Верховного Совета БССР и формировал Правительство БССР - Совет Народных Комиссаров.
Конституция
БССР от 14 апреля 1978 г. закрепляла концепцию
построения развитого социализма и
общенародного социального государства.
Была провозглашена социальная однородность
групп и слоев общества советского народа,
а также руководящая роль Коммунистической
партии в политической системе. Частная
собственность не допускалась. В области
экономики закреплялось плановое ведение
хозяйства. В основу организации государственной
власти был положен принцип демократического
централизма. Было закреплено положение
о том, что наиболее важные вопросы государственной
жизни выносятся на всенародное обсуждение.
Вся система государственных органов
строилась на основе теории народного
представительства. Необходимо отметить,
что многие положения Конституций БССР
советского периода в условиях господства
коммунистической идеологии носили формальный
характер.
11.
Установите причины
принятия Конституции
Республики Беларусь
от 15 марта 1994 года и
охарактеризуйте её
Принятию Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. предшествовали следующие процессы: обновление общественного строя; начало перехода экономики на рыночную систему; допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма; непосредственная реализация власти народом; расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке - переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Конституция Республики Беларусь 1994 г. представляет собой принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Принцип разделения властей, который был положен в основу государственного строительства Беларуси, и дальнейшее развитие реальной демократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности.
В
систему государственных
12.
Прокомментируйте изменения
и дополнения в Конституцию
Республики Беларусь,
принятые на референдумах 1996
и 2004 гг.
По результатам республиканского референдума от 24 ноября 1996 г. в Конституцию Республики Беларусь были внесены следующие основные изменения и дополнения: вместо однопалатного Верховного Совета Республики Беларусь был образован двухпалатный Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь вышел за рамки разделения властей, стал по статусу Главой государства и посредником между органами государственной власти; Конституционный Суд вошел в судебную ветвь власти Республики Беларусь; Контрольная палата Республики Беларусь была преобразована в Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
В
связи с решением республиканского
референдума от 17 октября 2004 г. из ст.
81 Конституции были исключены положения
о том, что одно и то же лицо может быть
Президентом Республики Беларусь не более
двух сроков.
13.
Раскройте сущность
понятия «суверенитет»
и определите политико-правовое
значение и гарантии
Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти при проведении внутренней и внешней политики. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Верховенство состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций; наделять правами и обязанностями должностных лиц; обеспечивать права человека и гражданина. Верховенство предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и независимость от власти любого другого государства.
Под суверенитетом народа понимается верховенство народа при осуществлении внутренней политики и независимость народа при проведении политики на международной арене. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Исторически она возникла в ходе демократических революций против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"