Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Ст. 3 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Под суверенитетом нации понимается верховенство и независимость нации при проведении внутренней и внешней политики.
Национальный суверенитет- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, политическое самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Под гарантиями суверенитета понимаются материальные, политические, и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.
Виды гарантий: материальные - наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки; политические - наличие в государстве эффективно функционирующих органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, Вооруженные Силы); правовые - нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений.
Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 г. Ст. 1 Декларации провозглашала Республику Беларусь суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенстве народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. Республика Беларусь согласно Декларации гарантировала право каждого человека, независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания, на равные возможности на сохранение, изучение и развитие родного языка, а также равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков.
Можно
выделить следующие сферы проявления
суверенитета Республики Беларусь: государственное
строительство и правотворчество; экономическое
и социально-культурное строительство;
оборона страны, государственная безопасность;
внутриполитическая деятельность; внешнеполитическая
деятельность.
14.
Охарактеризуйте конституционно-правовые
основы Содружества
Независимых государств
Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Государств (СНГ). Правовой базой для образования СНГ явилось Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств», подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России и Украины. 10 декабря 1991 г. расторгли Договор 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик, это был факт констатации, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование.
Дальнейшее расширение СНГ произошло после принятия 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской Декларации. В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Целью СНГ является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Советом глав государств 22 января 1993 г. принят Устав Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправный его член Она сохраняет государственный суверенитет, территориальную целостность, независимость, свою Конституцию, национальные (государственные) символы.
В
рамках Содружества Независимых
Государств действуют следующие
органы, осуществляющие исключительно
консультативные и
Созданы
такие органы отраслевого сотрудничества:
1) Совет министров иностранных
дел; 2) Совет министров обороны; 3)
Штаб по координации военного сотрудничества;
4) Совет командующих пограничными
войсками; 5) Совет министров внутренних
дел; 6) Межгосударственный банк; 7) Статистический
комитет; 8) Совет руководителей государственных
информационных агентств; 9) Совет по культурному
сотрудничеству; 10) Конференция конституционных
судов стран молодой демократии.
15.
Определите роль и историческое
значение Союза России
и Беларуси
2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 г. подписан Устав Союза Беларуси и России. В соответствии с Договором два государства на добровольной основе образовали Сообщество Беларуси и России. Были признаны следующие цели Сообщества: объединение материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики; создание равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Позже Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое государство-участник Союза сохранило государственный суверенитет, независимость, территориальную целостность, Конституцию, государственные флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности.
В соответствии с Уставом установлено гражданство Союза: каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза.
25 декабря 1998 г. в г. Москве был заключен Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства. Прекратили свое действие договоры об образовании Сообщества Беларуси и России и о Союзе Беларуси и России. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать только в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников.
Парламент Союзного государства является представительным, законодательным органом Союзного государства. Он состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты представителей.
Палата Союза состоит из 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь, и 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального собрания Российской Федерации. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.
Палата представителей состоит из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от Российской Федерации, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Палата представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.
Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров. В Совет Министров входят: Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава Правительства одного из государств-участников на ротационной основе. Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом. Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров и наделен иными полномочиями.
Согласно Договору должен быть создан Суд Союзного государства, состоящий из 9 судей. Высший Государственный Совет утверждает Устав и Регламент Суда.
Бюджет
Союзного государства
призван обеспечивать финансирование
программ и проектов Союзного государства,
его функционирование, включая расходы
на содержание его органов.
16.
Раскройте сущность
конституционного строя
Республики Беларусь
и определите его основные
черты
Под конституционным строем понимается определенная форма организации государства и общества, закрепленная в его демократической Конституции. В это понятие включаются также гарантии подчинения Конституции государства и его органов.
Установление
конституционного строя начинается
с определения принципов
Структурные элементы конституционного строя: политические отношения; экономические отношения; социальные отношения; духовно-культурные отношения.
Основу
конституционного строя, согласно Конституции
Республики Беларусь, составляют: демократизм;
правовое государство; признание государством
человека, его прав и свобод высшей ценностью
общества и государства; плюрализм политических
мнений и т.д.
17.
Изложите основы конституционного
строя Республики Беларусь
Основу
конституционного строя, согласно Конституции
Республики Беларусь, составляют: демократизм;
правовое государство; признание государством
человека, его прав и свобод высшей ценностью
общества и государства; плюрализм политических
мнений и т.д.
18.
Дайте конституционные
характеристики Республике
Беларусь
Согласно
ст. 1 Конституции «Республика
Форма
территориально-политического
Политический режим - совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.
В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Беларусь «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».
Государство
может соответствовать
Принципы демократического государства: равноправие всех перед законом; политический плюрализм; свобода средств массовой информации; уважительное отношение к мнению меньшинства; свобода вероисповедания.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"