Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   3) избирает шесть судей Конституционного Суда,

   4) избирает шесть членов Центральной комиссии Рее публики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов,

   5) отменяет решения местных Советов депутатов, не со ответствующие законодательству,

   6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом,

   7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности,

   8) рассматривает указы Президента  о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение 
 

   47. Охарактеризуйте правовой статус депутатов Палаты Представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 

   Депутаты  Палаты представителей и члены Совета Республики для реализации своих  полномочий наделены определенными  правами и обязанностями, объем  которых закреплен Конституцией Республики Беларусь, Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными нормативными правовыми актами.

   Согласно  ст. 12 Закона, депутат Палаты представителей, член Совета Республики как члены представительного и законодательного органов Республики Беларусь несут ответственность перед избирателями и соответственно перед Палатой представителей, Советом Республики.

   Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

   Ст. 13 Закона регламентирует участие депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики и их органов.

   Ст. 14 Закона определяет права депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на сессии Палаты представителей, Совета Республики.

   Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

   Дегіутату Палаты представителей, члену Совета Республики согласно положений ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» при осуществлении их полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией и законодательством Республики Беларусь.

   Депутату  Палаты представителей ежемесячно предоставляются  определенные дни для работы с  избирателями в порядке, определяемом регламентом Палаты представителей.

   Согласно  положений ст. 32-44 Закона «О статусе  депутата Палаты представителей, члена  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» депутаты палаты представителей и члены Совета Республики для осуществления своих полномочий имеют существенные льготы в материально-финансовом обеспечении, предоставлении служебных и жилых помещений, в ежегодных оплачиваемых отпусках, на транспорте, в гарантии трудовых прав, в освобождении от призыва на военную службу и сборы, в личном страховании.

   В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции  депутаты Палаты представителей и члены  Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

   На  основании положений ч. 2 ст. 102 Конституции  в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены  Совета Республики могут быть лишены свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены, иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

   Уголовное дело в отношении их рассматривается  Верховным Судом.

   В соответствии со ст. 7 Закона депутат  Палаты представителей, член Совета Республики обязаны представить декларацию о доходах и имуществе соответственно в Палату представителей, Совет Республики в установленном порядке.

   Ст. 11 Закона закрепляет формы деятельности депутата Палаты представителей, члена  Совета Республики. 
 

   48. Дайте понятие законодательного процесса, выделите и опишите его стадии 

   В законодательном процессе ярко проявляется  законодательная компетенция Парламента, представляющая собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть его компетенции и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место.

   Законодательный процесс делится на определенные стадии. Известный российский ученый Ю.А. Тихомиров выделяет шесть стадий: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу.

   Право законодательной инициативы в соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

   Рассмотрение законопроекта регламентируется ст. 100 Конституции Республики Беларусь. Законопроект первоначально рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

   Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

   Закон, принятый Палатой представителей и  одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. 
 

   49. Определите состав Правительства Республики Беларусь и укажите порядок его формирования 

   Согласно  ст. 106 Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

   Правительство состоит из Премьер-министра, его  заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

   Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом. Согласно ст. 84 п. 7 Конституции, Президент Республики Беларусь определяет структуру Правительства и назначает на должность (освобождает) заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

   Премьер-министр в соответствии с ч. 5 ст. 106 Конституции назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

   Согласно  Конституции Правительство в  своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство или любой его член вправе заявить о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство также заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. 
 

   50. Укажите срок полномочий и причины отставки Правительства Республики Беларусь. Назовите и охарактеризуйте акты Правительства 

   Совет Министров Республики Беларусь действует  на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Правительства.

   В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства. Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности.

   Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой  представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.

   Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

   Отставка  Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

   В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства Республики Беларусь.

   В соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции  Республики Беларусь Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Эти нормативные акты являются весьма важными в правовой системе Республики Беларусь (в отличие от распоряжений Премьер-министра, носящих индивидуальный характер).

   Постановления принимаются простым большинством голосов членов Правительства, присутствовавших на заседании Правительства, и вступают в силу с момента их подписания, если в них не указаны иные сроки введения в действие. Постановления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу после их официального опубликования. Постановления Совета Министров должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, международным правовым актам, ратифицированным республикой, законам, декретам и указам Президента.

   Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом Республики Беларусь, а  также признаны утратившими силу (в целом или в части) самим Советом Министров, противоречащими Конституции, международно-правовым договорам, законам, указам и декретам Президента Конституционным Судом Республики Беларусь. 
 

   51. Определить компетенцию Правительства Республики Беларусь 

   Полномочия  Правительства Республики Беларусь:

   - руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

   - разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

   - разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

   - обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

   - принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

   - выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"