Шпаргалка по предмету "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:38, шпаргалка

Описание

РАбота содержит ответы на 60 экзамнационных вопросов по предмету "Конституционное право"
1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь
2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права
3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия)
...
60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

конституционное право ответы.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

   - сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

   - сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

   - осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

   - равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

   - включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

   - примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

   - многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

   - гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства. 
 

   32. Укажите и охарактеризуйте виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь 

   Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном  законодательством, создаются и  действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

   В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

   Территории  городов в целях оптимальной  организации исполнения решений, связанных  с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

   Территория  Республики Беларусь делится на территории областей и территории иных административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами.

   Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют территорию последних.

   Законом предусмотрено, что административно-территориальная  и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой.

   В Законе дано определение населенных пунктов. Населенный пункт - компактно  заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для  обеспечения жизнедеятельности  граждан жилые и иные здания и  сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. Установлены критерии отнесения населенных пунктов Республики Беларусь к определенным категориям в зависимости от следующих условий: численности проживающего населения; уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры; государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

   Наряду  с административно-территориальными единицами предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь. Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и др.). 
 

   33. Раскройте понятие избирательного права и выборов в Республике Беларусь. Составьте классификацию выборов по видам 

   Избирательное право играет особую роль в системе  норм конституционного права. Это связано  прежде всего, с формированием центральных  органов государственной власти (Парламента, Президента), органов местного самоуправления и в конечном счете - с той политикой, какую будут проводить эти органы.

   «Избирательное  право» и «избирательная система» - понятия, близкие по значению, но имеющие  свои особенности.

   Термин  «избирательное право» используется в двух значениях: объективное и субъективное избирательное право.

   Под объективным избирательным правом большинство ученых понимает систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в представительные органы государства.

   Под субъективным избирательным правом понимается право каждого гражданина, достигшего определенного возраста, свободно избирать и быть избранным в представительный государственный орган. Субъективное право может быть: активным (право избирать); пассивным (право быть избранным).

   В литературе термин «избирательная система», как и термин «избирательное право», используется: 1) в широком значении - область общественных отношений, связанных с выборами представительных органов власти государства и органов местного самоуправления; 2) узком значении - способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей или других уполномоченных лиц.

   В мире существуют следующие избирательные  системы (узкое значение): мажоритарная; пропорциональная; смешанная.

   1. Мажоритарная избирательная  система. В основе этой системы лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей, и в зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное, квалифицированное), данная система имеет свои разновидности. Надо отметить, что такая система исторически была первой избирательной системой.

   Мажоритарная  избирательная система  относительного большинства  голосов. Самая простая система, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов избирателей, чем любой из его соперников.

   Мажоритарная  избирательная система абсолютного большинства голосов. Данная система отличается тем, что для избрания депутата необходимо абсолютное большинство голосов избирателей, т.е. больше половины из их числа.

   Мажоритарная  избирательная система  квалифицированного большинства голосов. Избранным при данной системе является кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.). Данная разновидность мажоритарной избирательной системы в мире очень редка, так как она нерезультативна.

   2. Пропорциональная  избирательная система.  Идея данной системы заключается в том, что каждая политическая партия должна получить в Парламенте или в ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий.

   3. Смешанная избирательная система. Часть депутатов при данной избирательной системе в округе избирается по мажоритарной избирательной системе, а часть - по пропорциональной (по партийным спискам). 
 

   34. Раскройте понятие избирательной системы Республики Беларусь и охарактеризуйте её конституционные принципы 

   Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь и регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (гл. 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

   В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются всеобщими, т.е. право голоса, имеют только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах (референдуме) не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей.

   Под свободными выборами в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах (референдуме) и за кого (за что) голосовать.

   Равное избирательное право. Избиратели участвуют в выборах представительных органов государства (референдумах) на равных основаниях, т.е. каждый избиратель (участник референдума) имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

   Прямое  избирательное право. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, так как избиратели избирают их непосредственно.

   Косвенное избирательное право. Члены Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.

   Под тайным голосованием понимается, что контроль за волеизъявлением избирателей (участников референдума) в ходе голосования запрещен. 
 

   35. Раскройте понятие избирательного процесса и охарактеризуйте его стадии 

   Избирательный процесс - это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих данную деятельность, определенная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Эта деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий.

   1. Назначение выборов.

   2. Установление избирательных округов.

   3. Установление избирательных участков.

   4. Создание избирательных комиссий.

   5. Регистрация избирателей.

   6. Выдвижение кандидатов в депутаты, их регистрация.

   7. Агитационная кампания.

   8. Голосование.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Конституционное право"