Историко-правовой аспект взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:27, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является уголовно – правовой анализ взяточничества.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть исторический аспект взяточничества как социально негативного явления в обществе. Автор ставит перед собой задачу дать точное определение уголовно правового понятия взяточничества и предмета взяточничества;
Во-вторых, будет произведен юридический анализ составов, предусматривающих ответственность за взяточничество;
В-третьих, рассмотреть квалифицированные виды взяточничества и отграничение от смежных составов преступления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИИ
§ 1.1. Историко-правовой аспект взяточничества в России
§ 1.2. Уголовно-правовое понятие взяточничества
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 290 И 291 УК РФ
§ 2.1. Объективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
§ 2.2. Субъективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 3.1. Квалифицированные виды взяточничества
§ 3.2. Особо квалифицированные виды взяточничества
§ 3.4. Отграничение взяточничества от смежных составов преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 818.00 Кб (Скачать документ)

В уголовном кодексе Российской Федерации, должностные лица как субъекты преступлений определены в разделе Х, главы 30, «Преступления против государственной власти, интересов против государственной и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо является носителем полномочий государственного органа или полномочий по должности, чем выше положение должностного лица, тем более широк круг его должностных прав и обязанностей. Следует отметить, что в российском уголовном праве юридические лица традиционно не рассматриваются в качестве субъекта преступления. Однако этот вопрос является спорным, причем, сторонники признания юридического лица субъектом преступления, такие видные ученые, как С.Г. Келина, А.В.Наумов, А.С.Никифоров, считают, что размер вреда, который причиняется преступной деятельностью юридических лиц, чрезвычайно велик и несоразмерен наказанию, которое они за него несут68. По мнению автора, с данным условием следует согласиться.

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся69. Таким образом, не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Однако в случаях, когда указанные лица совершают  юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения (например, медицинские работники, участвующие в работе призывных комиссий, ВТЭК, либо выдающие листки нетрудоспособности; преподаватели, когда являются членами приемной комиссии на вступительных экзаменах, либо членами аттестационной комиссии), они выступают должностными лицами, поскольку наряду с профессиональными правами и обязанностями, выполняют действия, носящие организационно-распорядительный характер70.

Приведем пример из практики71. Н., заместитель директора по теоретическому обучению Государственного образовательного учреждения «Профессиональный лицей», являясь должностным лицом, наделенная организационно-распорядительными функциями, выполняя их в государственном учебном заведении, используя свое должностное положение, закрепленное в должностной инструкции заместителя директора по теоретическому обучению, а именно в п. 2, где указано, что:

Заместитель директора по теоретическому обучению обязан:

Организовывать процесс  обучения, контролировать соблюдение расписания занятий со стороны учащихся и педагогов; Вести работу с преподавателями по выполнению учебных планов и программ; Организовывать работу по повышению методического и профессионального уровня преподавателей, их переподготовку и переаттестацию; Контролировать и организовывать совместную работу по организации учебного процесса и воспитанию учащихся;

Из корыстных побуждений, умышленно, с целью извлечения материальной выгоды, 29 августа 2005 года около 18 часов 15 минут на автобусной остановке «Авиагруппа» расположенной по ул. 50 лет Советской Армии г. Якутска, Республики Саха (Якутия), Н., лично получила взятку в виде денег, за совершение услуги в виде зачисления учащегося в указанное образовательное учреждение. Н. получила от С. 10.000 (десять тысяч) рублей, за совершение содействия в поступлении ее сына С. на бюджетное (бесплатное) обучение, и оказания ему своего покровительства в учебе. 72

Таким образом, своими действиями, Н., совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 290 УК РФ, то есть получение должностным лицом лично взятки в виде денег, за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство.

На практике возникают  ситуации, когда, должностное лицо дает согласие за взятку выполнить в пользу взяткодателя законные действия, входящие в круг его обязанностей73. Однако во время получения денег (взятки-вознаграждения) лицо уже не является должностным. Возникает вопрос, каким образом квалифицировать его деяние? Исследователи предлагают следующие варианты: если виновный перестал быть должностным лицом по обстоятельствам, от него не зависящим, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к получению взятки. В случае же, если он уволился по собственному желанию, то в соответствии с буквальным смыслом закона получение им материального вознаграждения не содержит состава преступления, предусмотренного в ст.290 УК РФ74. При этом создается парадоксальная ситуация - взятка как явление есть, а преступления нет. Объективная сторона выполняется, приготовление перерастает в следующую стадию, а состава преступления нет. Поэтому по справедливому мнению Егоровой Н.А.75 представляется целесообразным внести соответствующие изменения в УК РФ, с тем, чтобы он отвечал установленной логике криминализации деяний и дифференциации уголовной ответственности. Причем изменения должны касаться не только квалифицированных видов взяточничества, но и ч.1 ст.290 УК РФ.

Следующим общим признаком, который должен обладать субъект  преступления получения и дачи взятки вменяемость. Под вменяемостью в теории уголовного права понимают такое состояние психики, при котором человек способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими76.  В силу занимаемой должности и по характеру возложенных полномочий выполняемых субъектом получения взятки, он не может, по мнению автора, находится в состоянии невменяемости, так как пребывая в таком состоянии должностное лицо просто не в состоянии будет выполнять свои служебные обязанности, связанные на практике с принятием обоснованных решений и выполнением других значительных служебных обязанностей, требующего от должностного лица не только физического, но и интеллектуального потенциала личности.

Третьим общим признаком  субъекта получения взятки является установление уголовным законом возраста привлечения к уголовной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста»77. Однако в силу своих специфических признаков уголовная ответственность за получение взятки наступает в большинстве случаев с достижением лицом 18 лет. Так в соответствии с законодательством Российской Федерации прием на государственную службу лиц осуществляется с 18 лет78.

Понятие субъекта дачи взятки в теории уголовного права раскрывается четко и однозначно - это любое физическое, вменяемое, достигшее 16 летнего возраста лицо (которое может быть гражданином РФ, иностранным гражданином и лицом без гражданства).

Субъективная сторона  преступления – это психическое  отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом в качестве преступления79.

Содержание субъективной стороны состава преступления в  теории уголовного права раскрывается с помощью таких признаков, как вина, мотив и цель. Причем, вина – обязательный признак субъективной стороны состава преступления, а мотив и цель выступают в общем понятии субъективной стороны преступления, как факультативные признаки.

Обязательным признаком субъективной стороны получения взятки является вина в виде прямого умысла. Должностным лицом, получающим взятку, движет корыстный мотив, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь, как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.80

Умысел взяткодателя при совершении преступления предусмотренного ст. 291 УК РФ может быть только прямым и заранее обдуманным. Ряд авторов определяют содержание прямого умысла при даче взятки как «предвидение виновным, того что им производится подкуп должностного лица»81, однако такая постановка вопроса представляется нам неверной, как законодатель связывает признак предвидения только с преступными последствиями, тогда как дача взятки – преступление с формальным составом.

На основании выше изложенного, приходим к следующим  выводам:

1. Ряд правоведов определяет данную группу преступлений следующими отличительными признаками:

- Все они совершаются  в связи с осуществлением должностными  лицами их полномочий либо  с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, использование или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению;

- Они совершаются вопреки  интересам службы;

- Они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов граждан, общества, государства либо создают реальную угрозу такого нарушения;

- Они совершаются специальным  субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой несут любые лица.

2. Субъектом получения взятки признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности на основании действующего УК РФ могут быть привлечены лишь физические лица, а применительно к диспозиции ст. 290 УК РФ – только если они являются должностными лицами. По ст. 291 УК РФ уголовную ответственность могут нести любые лица.

3. По мнению автора, специальный субъект преступления следует охарактеризовать с точки зрения общих признаков и характера, возложенных на него функций, являющихся главным основание для отнесения лица к категории должностного.

4. Необходимо признать, что мотив и цель дачи взятки на квалификацию преступления не влияют, но имеют важное криминологическое и уголовно-правовое значение для изучения преступления предусмотренного ст. 291 УК РФ.

5. Субъективная сторона  является наиболее трудно устанавливаемым  элементом преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 и 291 УК РФ.

ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

 

 

§ 3.1. Квалифицированные виды взяточничества

 

 

 

В теории уголовного права основным критерием классификации составов преступлений является степень общественной опасности соответствующих преступных деяний и связанные с ней вид и размер наказания, предусмотренные санкцией статьи уголовного закона. С учетом этого все составы преступлений подразделяются на три вида: основной, со смягчающими обстоятельствами, квалифицированный (или с отягчающими обстоятельствами)82.

Основной – это  состав преступления без смягчающих и отягчающих обстоятельств (например, ч.ч. 1 и 2 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 УК РФ). Квалифицированный – это состав преступления с отягчающими обстоятельствами, наличие которых влечет повышенное по сравнению с ответственностью за преступление, образующие основной состав, наказание (например, ч. 3 ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК РФ).

Под квалифицирующими признаками состава преступления принято понимать те обстоятельства, которые существенно повышают общественную опасность преступления и прямо предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Ряд авторов определяют их как указанные в законе характерные для части преступлений соответствующего вида существенные обстоятельства, отражающие типовую значительно измененную в сравнении с основным составом преступления степень общественной опасности содеянного и личности виновного и влияющие на законодательную оценку (квалификацию) содеянного и меру ответственности83.

Перейдем непосредственно  к рассмотрению квалифицирующих  признаков ст. 290 УК РФ.

Первый квалифицирующий  признак – «получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)» (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Ч.ч. 1 и 2 ст. 290 УК РФ содержит основной состав преступления получение взятки, так как не предусматривает ни смягчающих, ни отягчающих обстоятельств совершения преступления.

Как подчеркивают исследователи, действия (бездействие), о которых  говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства84.

Не согласимся с А.В. Наумовым отмечающим, что термин «незаконные», употребленный законодателем, следует трактовать как «преступные»85. Такая узкая трактовка незаконных действий исключает все иные правонарушения.

Таким образом, должностное  лицо получает взятку за нарушение закона: уголовного закона, гражданского закона, административного закона и т.д., то есть действующего законодательства Российской Федерации. При этом не имеет значения «уровень» нормативного акта (закона), будь то Гражданский кодекс РФ или же Постановление Правительства РФ.

Информация о работе Историко-правовой аспект взяточничества в России