Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:50, дипломная работа
В современной России одной из наиболее актуальных проблем с которыми сталкивается общество является проблема преступности несовершеннолетних. Доля преступлений совершенных несовершеннолетними, также как и общественная опасность деяний ими совершенных достаточно велика. Происходит это вследствие неотлаженности механизмов включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества, недостатков их воспитания.
Целью работы является теоретическое осмысление вопросов законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних и назначения им наказания, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
• Становление законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России в период с 1669 по 1917 год.
• Развитие законодательства об уголовной ответственности и наказании для несовершеннолетних в советсткий период.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних .
2.2 Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
ГЛАВА 3. ВИДЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1 Виды наказаний несовершеннолетних
3.2 Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетним
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако со стороны Синода данное положение не нашло одобрения. Собрание высших духовных лиц при повторном рассмотрении данного указа совместно с Сенатом в 1744 признало что человек и до достижения 17 летнего возраста вполне способен осознавать характер совершаемых им действий и установил возрастной ценз - 12 лет.
Вместе с тем, как отмечает Н.С. Таганцев, практика зачастую отступала от установленного законом возраста: малолетними в ряде случаев признавались лица 18 и даже 19 лет, но при этом применяемые к ним наказания порой противоречили ограничениям, установленным Указом 1742 года.
Впервые четкие основы законодательства относительно возраста совершеннолетия и возраста с которого наступала уголовная ответственность были заложены в период правления Екатерины II решениями правительствующего сената и указами императрицы. Для детей недостигших 10 летнего возраста была установлена «полная невменяемость», дети от 10 до 15 лет освобождались от телесных наказаний, сроки наказаний для лиц в возрасте от 15 до 17 лет значительно сокращались.
Указом Екатерины II от 26 июня 1765 года «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников» предусматривался прямой запрет на применение пыток к несовершеннолетним и предписывалось «употреблять в изыскании справедливости больше милосердия, нежели жестокости, а в возрасте 10 лет и меньше отдавать для наказания отцам, матерям или помещику и сделанное в малолетстве преступлениями не считать».
В этот период цели карательной политики государства имели дуалистический характер. С одной стороны необходимость воспрепятствовать виновному вновь совершать общественно опасные деяния, и с другой стороны удержать других от их совершения. В Наказе Екатерины II, адресованном комиссии для составления проекта нового уложения, устанавливалось, что размер наказания должен лишь превосходить выгоды, извлекаемые из преступлений: «всякая строгость, превосходящая сии пределы, бесполезна и, следовательно, мучительна»; должна быть достигнута неизбежность наказания, потому что «известность и о малом, но неизбежном наказании сильнее впечатляется в сердце, нежели страх жестокой казни, совокупленный с надеждою избыть от оныя». В истории российского уголовного законодательства это первый случай когда повелевалось при расследовании дел несовершеннолетних устанавливать причины совершения ими преступлений и взрослых подстрекателей, а полученные материалы передавать в Сенат.
Дела о малолетних преступниках в соответствии с Общим учреждением губерний 1775 года императорским указом Екатерины II подлежали рассмотрению в совестном суде, позднее в 1818 году Сенат подтвердил, что дела о преступлениях, совершенных лицами до 17 лет, подлежать рассмотрению в совестных судах. Все решения совестных судов по преступлениям малолетних контроллировались Сенатом. Лишь в 1863 году было отменено требование представления на ревизию в Сенат дел о преступлениях несовершеннолетних, имевших возраст более 17 лет на момент совершения преступления.
Субъектом преступления по Своду законов 1832 г. являлось малолетнее лицо, достигшее возраста 10 лет, кроме того, закон определял дифференцированный подход при определении наказания несовершеннолетним. Меры воспитательного воздействия в виде передачи виновного родителям либо помещику (крепостных) применялись только к лицам, не достигшим возраста уголовной ответственности.
Тем самым в XIII веке были заложены руководящие принципы правоприменительной деятельности и сводились они к следующим идеологическим установкам: законность, гуманизм, принцип неотвратимости ответственности, общая и частная превенция преступлений, приоритет воспитательных и профилактических мер над репрессивными, выявление причин и условий подростковой преступности.
В период с середины XIX до начала XX века проблема преступности несовершеннолетних в России приобретает наибольшую остроту, что связано прежде всего с наступлением переходного периода в развитии отечественной государственности.
Данный период характеризуется не только интенсивной законотворческой работой в области определения принципов и пределов уголовной ответственности несовершеннолетних, но и становлением методов и механизмов взаимодействия государства и общественности в целях эффективной борьбы с подростковой преступностью, а также последовательным накоплением опыта работы с трудными детьми.
В середине XIX века начинают закладываются основы ювенальной юстиции, шагом вперед в развитии уголовного законодательства России становится принятие 15 августа 1845 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В соответствии со ст. 144 Уложения уголовному наказанию подлежало лицо в возрасте не менее 10 лет. Статья 143 предоставляла суду право устанавливать, «с разумением» или «без разумения» действовал малолетний в возрасте от 10 до 14 лет. Если выяснялось последнее, то наказание практически не определялось, «дети отдавались родителям или благонадежным родственникам для строгого за ними присмотра, исправления и наставления, между прочим и через духовника их или другого священнослужителя» К таковой можно отнести и «домашнее исправительное наказание» под надзором родителей или опекунов, применяемое в соответствии со ст. 148 Уложения в отношении несовершеннолетних от 14 лет до 21 года «за преступления, учиненные по неосторожности».
Согласно данному законодательному акту несовершеннолетними признавались лица, достигшие возраста 7 лет, но не достигшие 21 года. При этом устанавливалось несколько возрастных групп: лица до 7 лет признавались полностью невменяемыми, с 7 до 14 лет условно вменяемыми, для лиц с 14 лет до 21 года предусматривалось смягчение наказания, если было доказано, что в преступление их вовлекли совершеннолетние.
Н.С. Таганцев признавал замену 10-летнего возраста 7-летним крайне неудачной и необоснованной, хотя, как он отмечал, и сохранилось «различение эпох от 7 до 10 и от 10 до 14 лет» . Причем дети от 7 до 10 лет, совершившие преступления, отдавались под строгий присмотр и контроль со стороны родителей или благонадежных родственников, обязанных принимать меры к исправлению и наставлению несовершеннолетних, в частности прибегая к помощи священнослужителей.
В случае если преступление совершалось лицом в возрасте от 10 до 14 лет, необходимо было в каждом конкретном случае решать вопрос «о наличности либо отсутствии у них разумения, при отсутствии такового они приравнивались к детям от 7 до 10 лет и отдавались родителям или родственникам для домашнего исправления... при признании же разумения они наказывались, но иначе, чем взрослые...» .
Также значимость данного нормативного акта состоит в том, что в нем впервые в отечественном законодательстве предусматривались так называемые исправительные приюты, заменяющие наказания для малолетних. Указанная мера рассматривалась как судебно-карательная, так как могла быть назначена только судом в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления. В соответствии со ст. 55 Уложения помещение в приют назначалось вместо других наказаний. Уложение предусматривало возможность заменять помещение в исправительные приюты помещением в особые отделения при тюрьмах. В своем решении суд должен был определить, какому наказанию подлежал бы виновный за содеянное, если бы он был совершеннолетним, и если дозволяет закон, заменить наказание отдачей в приют. Таким образом, суд должен указать в приговоре и то и другое взыскание, которому должен подвергнуться малолетний на тот случай, если в приюте «не окажется достаточно помещения». Кроме помещения в приют также предусматривалось использование для этих целей исправительно-воспитательных заведений. Указанная мера применялась к лицам, которым содеянное не вменено и которые, следовательно, не подлежали наказанию. Как указывалось в Уложении, «отдача в исправительно-воспитательные заведения есть такая же мера безопасности, как и по отношению к преступникам - душевнобольным».
Уложением 1845 года были отменены телесные наказания для 10 - 14-летних правонарушителей, устанавливались исправительные меры: несовершеннолетних размещали в особых помещениях при тюрьмах и арестных домах, применяли меры домашнего исправления, отдавали в монастыри .
С другой же стороны , Уложение 1845 года имело условие при котором молодость теряла всякое значение. А именно по статье 146 малолетние несовершеннолетние в случае учинения ими нового преступного деяния наказывались как несовершеннолетние.
Судебная реформа 1864 года способствовала дальнейшему активному развитию процесса законодательного закрепления существенных гарантий соблюдения прав несовершеннолетних и создания целостной системы профилактики их безнадзорности .
Обеспокоенность государства количественным преобразованием преступности несовершеннолетних отразилась на специфике содержательной стороны принимаемых нормативных правовых актов. Предупреждение преступности несовершеннолетних осуществлялось по нескольким направлениям, среди которых явным приоритетом пользовались следующие меры: возложение функций по профилактике подростковой преступности на полицию, создание специализированных приютов для несовершеннолетних осужденных, привлечение общественности в целях превенции подростковой преступности, а также совершенствование системы судопроизводства по делам несовершеннолетних.
Далее
прослеживается уже планомерный подход
государства к формированию комплекса
мер в борьбе с преступностью несовершеннолетних
(носившей преимущественно характер корыстных
посягательств имущественной направленности).
Одним из самых распространенных преступлений
в России в рассматриваемый период была
кража.
Основной причиной совершения краж было крайне тяжелое материальное положение большинства населения страны, безнадзорность значительной массы детской его части, вследствие чего от государства требовались соответствующие мероприятия по стабилизации сложившегося положения.
В
Уставе о предупреждении и пресечении
преступлений 1876 года предусматривался
системный подход к профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
при этом конкретные обязанности возлагались
в основном на полицию и частично на руководителей
учебных заведений, педагогов, владельцев
домов и дворников. Надзор устанавливался
и за воспитанниками средних учебных заведений,
достигшими 16-летнего возраста, которые
исключались по неодобрительному поведению.
Негласный надзор за ними прекращался
коль скоро эти лица вновь поступят в какое-либо
учебное заведение, определятся на какую-либо
службу или вообще приобретут определенные
занятия, обеспечивающие их материально.
Хотя контрольно-надзорные функции полиции в XIX веке играли существенную роль в деле предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних, было очевидно, что силами лишь правоохранительных органов, применяемыми ими принудительно-карательными мерами невозможно устранить существовавшие в то время социальные детерминанты детской преступности. Как следствие, с середины XIX века во многих городах России создаются различные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних: детские исправительные приюты, бесплатные детские ясли, благотворительные школы. К началу 1896 году таких учреждений насчитывалось 1286, в них обучалось и содержалось более 300 тысяч детей
Так,
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями, 1864 года, установив возможность
замены ряда наказаний, применяемых к
несовершеннолетним, направлением их
в воспитательно-исправительные заведения,
предоставил мировым судьям право определять
детям в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения
в тюрьме помещение в исправительные приюты
для нравственного их исправления. Данные
учреждения создавались и функционировали
за счет средств частных инвесторов при
жестком контроле со стороны государства.
В перевоспитании подростков активное
участие наряду с органами местного самоуправления
принимали общественные благотворительные
организации и церковь.
Деятельность таких приютов регулировалась рядом нормативных правовых актов, среди которых можно назвать Законы «Об исправительных приютах» от 5 декабря 1866 года, «Об изменении постановлений, касающихся обращений в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников» от 20 мая 1892 года; «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» от 2 февраля 1893 г., «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» от 8 февраля 1893 года.
Помимо помещения несовершеннолетних в специализированные приюты, ст. 137, 138 Уложения в качестве меры, заменяющей наказание малолетним, предусматривали заключение в монастырь. Указанная принудительная мера была введена в Уложение в 1895 г., т.к., по мнению комиссии Государственного совета, она как способами надзора, так и путем религиозных наставлений прямо и благонадежно вела к исправлению, заменяя для малолетних многие виды наказаний.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних