Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:50, дипломная работа
В современной России одной из наиболее актуальных проблем с которыми сталкивается общество является проблема преступности несовершеннолетних. Доля преступлений совершенных несовершеннолетними, также как и общественная опасность деяний ими совершенных достаточно велика. Происходит это вследствие неотлаженности механизмов включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества, недостатков их воспитания.
Целью работы является теоретическое осмысление вопросов законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних и назначения им наказания, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
• Становление законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России в период с 1669 по 1917 год.
• Развитие законодательства об уголовной ответственности и наказании для несовершеннолетних в советсткий период.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних .
2.2 Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
ГЛАВА 3. ВИДЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1 Виды наказаний несовершеннолетних
3.2 Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетним
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечает доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Валерий Петрович Ревин, возможность применения к несовершеннолетнему лишения права заниматься определенной деятельностью, представляет собой лишение права занятия охотой, рыбной ловлей, управлением транспортным средством. Назначение данного наказания целесообразно при условии, что именно эта деятельность способствовала совершению несовершеннолетним преступления.
Определено, что при назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
На практике, согласно раздела 3 Отчета о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 2010 год названный вид наказания был применен в качестве основного наказания к 1 осужденному несовершеннолетнему, в качестве дополнительного к 71.
Но, стоит отметить, что значение наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, раскрыто только ч. 1 ст. 47 УК РФ. Согласно названной статье суть такого наказания заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В то же время, стоит отметить, что согласно п.4 Постановления Пленума Верховного суда от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.
Поскольку согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а согласно ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, а выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, полагаем необходимым принятия разъяснения Пленумом Верховного суда или внесения соответствующих пояснений, касающихся лишения несовершеннолетних заниматься определенной деятельностью в главу 14 УК РФ.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Александр Владимирович Бриллиантов комментируя данный вид наказания наоборот отмечает, что фактически несовершеннолетние могут занимать должности и в государственных, и в муниципальных учреждениях.
Заметим, что ни в утратившим силу Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» не дается комментариев по поводу рассматриваемого вида наказания.
Здесь стоит особо отметить то обстоятельство, что, если к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, суд не лишен права назначить данное наказание. Опять же остается неопределенным порядок назначения и исполнения такого приговора.
Таким образом, является необходимым доработка нормативной базы относительно данного вида наказания;
в) обязательные работы.
Как говорилось ране, согласно ст. 45 УК РФ обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Согласно раздела 3 Отчета о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 2010 год названный вид наказания был применен к 6893 несовершеннолетним.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от сорока до ста шестидесяти часов. При этом дифференцированная ежедневная продолжительность исполнения такого наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет относится к порядку его исполнения, поэтому указанный вопрос не подлежит отражению в приговоре.
г) исправительные работы.
В 2010 году в первой инстанции наказание в виде исправительных работ было назначено 577 осужденным несовершеннолетним.
Куликов А.И., старший прокурор Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, старший советник юстиции анализируя период с 1998 по 2008 г. отмечал, что в настоящее время заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказания. Одним из таких видов наказания он отмечал исправительные работы, как являющиеся одним из немногих активно действующих альтернатив лишению свободы.
Согласно данным, которые приводил Куликов А.И. доля осужденных к исправительным работам от общего количества несовершеннолетних осужденных возросла с 0,32% (429 чел.) до 2,93% (2139).
В настоящее время наметилась тенденция к снижению доли осужденных к исправительным работам.
Важной особенностью назначения такого наказания является то, что исправительные работы для несовершеннолетнего устанавливаются на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ), не оговаривая при этом нижний предел.
В то же время ч. 2 ст. 50 УК РФ устанавливает исправительные работы на срок от двух месяцев до двух лет (для взрослых).
Кандидат юридических наук, доцент Боровиков В.Б., судья Верховного суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р. отмечают, в связи с этим, что нижний предел назначения наказания для несовершеннолетних - это два месяца.
Полагаем, что в данном случае имеет место определенная несогласованность между этими двумя нормами, решить которую можно было бы, предусмотрев нижний предел.
Абзембилова З.Р. так же поднимает вопрос по поводу назначения наказания в виде исправительных работ в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести впервые и не достигших к моменту вынесения приговора 16 лет.
Судья Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Колоколов Н.А. высказывает мнение, что применять исправительные работы к лицам, не достигшим 16 лет, нельзя.
Доцент кафедры уголовного права и процесса Ярославского госуниверситета, кандидат юридических наук Благов Е.В. допускает возможным назначение исправительных работ условно.
Как показывает статистика за 2010 год в 774 случаях назначено наказание в виде исправительных работ именно условно.
Судебная практика показывает, что возрастных ограничений для назначения исправительных работ в качестве наказания не имеется.
Так, Определением Верховного Суда РФ от 19.08.2010 N 81-О10-94 на кассационную жалобу защитника Мустафиной М.А., кассационное представление государственного обвинителя Чуриновой И.С. на приговор Кемеровского областного суда от 4 июня 2010 года было установлено, что анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что закон не содержит ограничений для назначения несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ как каким-либо возрастом, так и обучением в каком бы то ни было учебном заведении.
В данном деле был раскрыт еще один важный аспект, касающийся занятости осужденного.
В Определении содержится вывод, говорящий о том, что доводы государственного обвинителя о том, что обучение в профессиональном училище несовершеннолетней осужденной Тунгусковой О.А. препятствует назначению ей исправительных работ, а значит самым строгим видом наказания для нее по ч. 1 ст. 139 УК РФ являются обязательные работы, не основаны на законе.
Таким образом, можно сделать вывод, что при определении степени строгости наказания не являются препятствующими к назначению наказания условия, затрудняющие реализацию каких либо прав осужденного в связи с отбытием наказания.
Не будет являться доводом, определяющим строгость наказания трудности при отбытии того или иного вида наказания.
В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания их тяжести - от менее строгого наказания к более строгому (так называемая "лестница наказаний"), в соответствии с которой и располагаются виды наказаний в статье 88 УК РФ.
д) Ограничение свободы.
Согласно анализа статистики судебных решений первой инстанции за 2010 год в качестве основного наказания ограничение свободы было применено в отношении 483 осужденных несовершеннолетних.
Стоит повторно отметить, что данное наказание применяется только с 1 января 2010 года.
В обзоре кассационной практики по уголовным делам за октябрь 2010 года, подготовленном Верховным судом Республики Коми рассматривается дело N 22-3380 Эжвинского районного суда, в котором была допущена явная ошибка, связанная с применением новой нормы.
По смыслу уголовного закона, привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 63 УК РФ признается отягчающим наказание обстоятельством, если оно совершено лицом, достигшим совершеннолетия.
Нарушение судом требований Общей части уголовного закона повлекло изменение приговора в отношении З., <...> г.р., осужденного, в том числе, по п. "а" ч. 3 ст. 132 УК РФ с применением положений ч. 6.1 ст. 88 УК РФ на 4 года лишения свободы с ограничением свободы на 1 год, по п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ с применением положений ч. 6.1 ст. 88 УК РФ на 1 год лишения свободы.
Из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание о наличии в действиях З. по эпизоду кражи отягчающего наказание обстоятельства - привлечение к совершению преступления лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность, поскольку на момент совершения преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ, З. сам являлся несовершеннолетним.
Из резолютивной части приговора исключено назначение З. дополнительного наказания в виде ограничения свободы, т.к. данный вид наказания не может быть назначен несовершеннолетним осужденным в качестве дополнительного наказания.
е) лишение свободы на определенный срок.
Согласно раздела 3 отчета о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 2010 год в первой инстанции большинство несовершеннолетних осужденных были приговорены к лишению свободы на определенный срок - 8567 человек, 23 065 несовершеннолетних были осуждены условно.
В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не свыше 10 лет.
В связи с этим при осуждении несовершеннолетних за особо тяжкие преступления при наличии предусмотренных ч. 1 ст. 62 УК РФ оснований две трети следует исчислять от 10 лет лишения свободы, что составляет 6 лет 8 месяцев.
Однако в обзор судебной практики Верховного Суда РФ указывается, что суды нередко допускали ошибки, назначая данной категории осужденных наказание, выходящее за пределы, ограниченные ч. 1 ст. 62 и ч. 6 ст. 88 УК РФ.
По этому основанию Судебной коллегией Верховного суда РФ были изменены множество приговоров в части назначения наказания
Другим примером может служить Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 59П10, в котором исправлялись ошибки, названные выше, допущенные судебной коллегией Верховного суда РФ.
Как усматривается из приговора, М. и Н., будучи несовершеннолетними, совершили преступление, за которое осуждены по ч. 3 ст. 30, п. п. "б", "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних