Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:50, дипломная работа
В современной России одной из наиболее актуальных проблем с которыми сталкивается общество является проблема преступности несовершеннолетних. Доля преступлений совершенных несовершеннолетними, также как и общественная опасность деяний ими совершенных достаточно велика. Происходит это вследствие неотлаженности механизмов включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества, недостатков их воспитания.
Целью работы является теоретическое осмысление вопросов законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних и назначения им наказания, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
• Становление законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России в период с 1669 по 1917 год.
• Развитие законодательства об уголовной ответственности и наказании для несовершеннолетних в советсткий период.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних .
2.2 Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
ГЛАВА 3. ВИДЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1 Виды наказаний несовершеннолетних
3.2 Особенности назначения уголовного наказания несовершеннолетним
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе дальнейшего реформирования законодательства применение указанной выше меры ограничилось, так как на первый план выдвигалась передача в исправительные приюты, а помещение в монастыри являлось только мерой, заменяющей передачу в приюты. Кроме того, по действовавшему в тот период Уложению число случаев такой передачи было еще более ограничено, так как в монастыри могли быть помещены только несовершеннолетние женского пола при условии, что помещение в исправительные заведения представлялось невозможным. Кроме того, уголовный закон указывал только сроки содержания малолетних в монастыре, а сам порядок содержания оставался неопределенным.
Уголовное
уложение 1903 г. (хотя оно и не было полностью
принято) является последним крупным законодательным
актом Российской империи в области материального
уголовного права. В Уголовном уложении
нашли отражение не только вопросы, касающиеся
особенностей уголовной ответственности
несовершеннолетних, но определяется
и порядок применения к подросткам мер
воспитательного воздействия. Уголовное
уложение 1903 г. переняло закрепленную
Уложением о наказаниях уголовных и исполнительных
1845 г. систему воспитательно-исправительных
заведений для несовершеннолетних, не
изменив ни их виды, ни условия помещения
в них подростков. Число мер, заменяющих
наказание для подростков, Уголовное уложение
1903 г. дополнило внушением от суда, которому
подлежали несовершеннолетние от 10 до
17 лет вместо ареста или денежной пени,
причем порядок применения этой меры зависел
от усмотрения судьи. Указанный род взыскания
подразделялся на три вида: выговор, замечание
и внушение. Выговор представлял открытое
осуждение действий и поступков виновного
лица, он мог быть «более или менее строгим,
с внесением в формуляр или без внесения.
Замечание представляло поставление на
вид «неправильных» действий
виновного, а внушение - объяснение противозаконности
его поступка.
Таким
образом, обзор дореволюционного законодательства
указывает на преемственность таких концептуальных
положений в современном отечественном
праве, как специальное регулирование
уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних; «ступенчатость» границ
уголовной ответственности; более мягкие
виды и сокращенные сроки наказаний, а
также возможность назначать меры, заменяющие
наказание, - прообразы ныне применяемых
принудительных мер воспитательного воздействия.
В начале ХХ века в России существовала
развитая система лечебно-воспитательных
и исправительно-воспитательных заведений
для несовершеннолетних преступников.
Кроме сети учреждений, реализующих принудительные
меры воспитательного воздействия, связанных
с изоляцией подростка от общества, законодательство
предусматривало широкий спектр мер, не
связанных с изоляцией несовершеннолетнего
от общества, таких как выговор, замечание,
внушение от суда.
1.2. Развитие российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в советский период.
После Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России в октябре 1917 года, произошли существенные изменения в законодательстве.
Причиной тому послужили изменения во власти, сказавшиеся так же и на системе ценностей для большинства населения. Произошедшие изменения отразились на поведении в первую очередь несовершеннолетних лиц.
В 1917 и в последующих годах было полностью изменено уголовное законодательство в отношении несовершеннолетних.
Тогда же, с первых лет существования нового государства, начало формироваться советское законодательство о борьбе с преступностью несовершеннолетних. Первым нормативным актом в этой области стал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР принятый 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних».
В статье 1 названного Декрета был провозглашен основной принцип уголовной политики новой советской власти по отношению к несовершеннолетним: "Суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются".
Из последующих статей Декрета, следует, что дела о преступлениях, совершенных лицами до 17-летнего возраста, подлежат ведению комиссии для несовершеннолетних, находящейся в исключительном ведении Народного Комиссариата общественного призрения.
Данная комиссия имела больше медико-социальный характер. Она могла освободить от ответственности несовершеннолетнего либо направить в одно из учреждений Народного Комиссариата общественного призрения. Ими являлись детские дома, коммуны, приюты, приемники, именуемые в Декрете убежищами.
Стоит отметить, что в соответствии с п. 12 Постановления Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР" несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не подлежали уголовной ответственности, в отношении их не осуществлялось уголовное преследование и к ним применялись лишь воспитательные меры. Закреплялось применение этих же мер в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, если они действовали «без разумения». Кандидат юридических наук Марковичева Е.В. в своей статье отмечает, что, таким образом, понятие производства «с разумением», известное со времен УУСа, в какой-то степени было сохранено в 20-х годах XX в.
Следующим значительным нормативно-правовым актом стал Декрет "О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях", изданный Советом Народных Комиссаров 4 марта 1920 г.
Данным Декретом возраст уголовной ответственности был повышен до 18 лет, но, согласно ст. 4 Декрета, в отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет комиссия по делам несовершеннолетних в случае, если будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, имела право передать дело для рассмотрения в народный суд.
Была разработана специальная Инструкция комиссии по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г., из содержания которой следует, что основное значение при рассмотрении дел придается не юридическим аспектам, а скорее педагогическим и медицинским. Приоритеты переносились в сферу психологической и медико-педагогической реабилитации несовершеннолетнего.
Здесь стоит отметить, что суд превратился из органа правосудия в следственный орган. Согласно ст. 10 названной Инструкции устанавливалось, что протоколы преступлений лиц старше 14 лет, совершивших тяжкие общественно опасные деяния (причинение тяжких увечий и ранения, разбой, грабеж, изнасилование, посягательство на человеческую жизнь, крупная спекуляция, крупные хищения из советских общественных учреждений), могло быть передано народному судье не для производства судебного разбирательства, а как раз для производства следствия, состоящему из членов комиссии по делам несовершеннолетних, в течение суток. Далее он в течение 76 часов со дня получения протокола должен был написать подробный доклад: о фактической стороне дела, какая роль несовершеннолетнего в совершении преступления, о прошлой жизни и судимости. По окончании такого следствия судья обязан был передать собранные материалы и свое заключение по делу на рассмотрение все той же комиссии.
Таким образом, орган правосудия оказывался полностью подчиненным административному органу, большинство членов которого не обладали необходимой юридической подготовкой и фактически не были компетентны в решении юридически значимых вопросов.
Последующие изменения наблюдались с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., который установил возраст уголовной ответственности с 16 лет.
Указывалось, что к несовершеннолетним от 16 до 18 лет могли применяться все виды наказания, со смягчением на одну треть; к лицам от 14 до 16 лет не применялось наказание, но в том случае, если суд не может ограничиться мерами медико-педагогического воздействия, наказание смягчалось наполовину.
В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. стоит выделить статью 12, определяющую, что меры социальной защиты судебно-исправительного характера не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении которых могут быть применяемы лишь меры социальной защиты медико-педагогического характера. Лица от 14 до 16 лет могли нести такую ответственность, если комиссии по делам несовершеннолетних признают невозможность ограничиться мерами медико-педагогического воздействия. Статья 50 УК РСФСР 1926 г. предусматривала обязательно смягчение наказания для несовершеннолетних. Так, согласно названной статье, «при назначении несовершеннолетнему лишения свободы или принудительных работ срок таковых подлежит обязательному уменьшению для несовершеннолетнего от четырнадцати до шестнадцати лет - на половину, а для несовершеннолетнего от шестнадцати до восемнадцати лет - на одну треть против срока, который был бы определен судом за совершение преступления в случае совершения его взрослым, при чем срок назначаемой судом меры социальной защиты, во всяком случае, не должен превышать половины предельного срока, устанавливаемого настоящим Кодексом за данное преступление».
В последующем изменение уголовного законодательства происходит в 1935 г.
Здесь стоит отметить в первую очередь, что в 1935 году была отменена ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик" (утв. Постановлением ЦИК СССР от 31.10.1924), предоставлявшая право союзным республикам определять минимальный возраст уголовной ответственности.
В 1935 году были приняты два документа, сыгравших значимую роль в развитии законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних: Постановление ВЦИКа и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" и Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности".
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" была установлена уголовная ответственность с 12 лет за кражи, насилия, телесные повреждения и увечья, убийства и покушения на них с применением к виновным всех мер наказания. Такие преступления рассматривались как наиболее тяжкие или наиболее распространенные, осознание общественной опасности которых было доступно подростку.
Здесь стоит отметить, что названным Постановлением была предусмотрена возможность применения к несовершеннолетним любых наказаний. В то же время такое положение входило в противоречие со ст. 22 УК РСФСР, в которой говорилось о том, что лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть приговорены к расстрелу. Постановление в данном случае имело большую юридическую силу, а потому положения ст. 22 УК РСФСР формально применяться не могли.
Далее, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних. Причиной этого, по мнению законодателя, явилась явная неэффективность работы комиссий. Так, в 1934 году лишь в отношении 2,5% из них была применена изоляция, 4% помещено в детские дома, в остальных случаях применялись явно неэффективные меры".
В результате произошедших в 1935 году изменений в законодательстве не смотря на уменьшение возраста уголовной ответственности, наметилась тенденция приоритета профилактики в качестве инструмента ликвидации преступности несовершеннолетних.
Сделано это было целым рядом подзаконных актов, 21 июля 1935 г. Верховный Суд СССР и Прокуратура СССР направили на места циркуляр о мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних. В нем практические работники предупреждались о недопустимости необоснованного привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, о необходимости установления причин преступности несовершеннолетних и тщательного изучения их личности. В соответствии с циркуляром осуществлялась специализация прокуроров, работников органов дознания, адвокатов по делам несовершеннолетних. То есть была найдена одна из основных организационных форм, обеспечивающих эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Причиной произошедших изменений в законодательстве могли стать показатели преступности начала 30-х годов XX в. Согласно статистическим показателям, Преступность несовершеннолетних возрастной категории 16 - 18 лет (т.е. лиц, в отношении которых дела рассматривал суд) с 1931 по 1934 год упала на 30%, преступность подростков, не достигших 16 лет (дела, рассматриваемые комиссиями по делам о несовершеннолетних), по данным Москвы и Ленинграда, возросла за этот же период на 100%.
Среди основных отличий новой модели противодействия подростковой преступности следует выделить более жесткий подход, как при организации профилактических мер, так и при определении степени ответственности подростков за совершенные противоправные деяния.
В дальнейшем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. была установлена уголовная ответственность с двенадцатилетнего возраста также за действия, способные вызвать крушение поезда. За совершение других преступлений уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Анализируя особенности развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних, следует сделать вывод, что начало XX в. - это период, когда в обществе и, как следствие, в законодательстве происходили значительные изменения.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних