Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная разработка теоретических и прикладных мер предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях в новых социальных условиях и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и ее нормативно-правовой основы.
Эта основная цель конкретизируется комплексом взаимосвязанных задач, решение которых обусловило структуру и содержание работы. Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
изучение и анализ уголовно-правовой статистики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в учреждениях, исполняющих наказания;
разработка основных критериев криминологической характеристики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях;
выработка методики изучения личности лиц, совершивших исследуемый вид преступления;
Введение ……………………………………………………………………. …….3
Характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………………………8
Основные факторы, детерминирующие умышленное причинение вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…...29
Предупреждение умышленного причинения вреда здоровью осужденных
Субъекты предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………..38
Влияние режима содержания на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………………………………………………………..51
Эффективность иных мер исправительного воздействия на
профилактику умышленного причинения вреда здоровью
осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………59
Заключение……………………………………………………………… …………78
Список использованной литературы………………………………………………81
Существует еще один вид поощрений, к которому относится представление к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части срока наказания более мягким наказанием, регулируемые нормами уголовного законодательства РК, которые раскрывать, по-нашему мнению, нет необходимости.
И еще одним немаловажным средством предупреждения нарушений режима со стороны осужденных является применение к ним мер взыскания. Меры взыскания являются одними из средств воспитательного воздействия, регламентированные уголовно-исполнительным законодательством, в частности в статье 111 Уголовно-исполнительного кодекса РК перечислены все виды взысканий, которые законодатель по степени строгости и правовым последствиям классифицирует на две группы:
1. Мягкие меры взыскания, не влекущие негативные правовые последствия их применения - это предупреждение, выговор и дисциплинарный штраф, применяемые за конкретный проступок.
2.Сложные меры взыскания, влекущие за собой негативные правовые последствия, лишение осужденных определенных прав; это такие, как: водворение в штрафной изолятор и помещение камерного типа, применяемые к осужденным, злостно нарушающим режим отбывания наказания. Злостные нарушения установленного порядка, осужденными к лишению свободы, дестабилизируют правопорядок в пенитенциарных учреждениях. С учетом этого законодатель четко установил конкретные виды нарушений правил режима, которые значатся как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Это такие, как: необоснованный отказ осужденного от труда, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ, мелкое хулиганство, угроза, оскорбление или неповиновение представителям администрации, изготовление, хранение или передача запрещенных к использованию предметов, участие в азартных играх, уклонение от обязательного лечения, назначенного судом, организация забастовок или иных групповых неповиновений, совершение непристойных действий сексуального характера, то есть мужеложства или лесбиянства .
Недопущение совершения новых преступлений и нарушений режима со стороны осужденных во время отбывания наказания - одна из задач частно-предупредительной деятельности учреждений, исполняющих наказания. Она решается всеми службами пенитенциарных учреждений в тесном взаимодействии. Тем не менее в пенитенциарных учреждениях есть специальные службы (оперативно-режимные аппараты), на которые возложены
следующие задачи: предотвращение преступлений, раскрытие преступных деяний, совершенных осужденными во время отбывания наказания.
Неудовлетворительный надзор и контроль за поведением осужденных, особенно на производстве, осуществляемый в вечернее и ночное время, может стать одним из важных условий, способствующих совершению преступлений в пенитенциарных учреждениях, в особенности умышленных причинений тяжкого вреда здоровью. Во многих колониях требования закона об изоляции осужденных не выполняются в должной мере. Это также служит одним из условий совершения преступлений в исправительных учреждениях. Особая роль в предупреждении преступлений в пенитенциарных учреждениях отводится внешней изоляции осужденных от общества, которая приводит к ограничению свободы передвижения, выбора места жительства, характера и рода занятий, ущемлению в праве свободно определять свой образ жизни. Изоляция является основным элементом такого вида наказания, как лишение свободы.
Строгое соблюдение режима обеспечивается всей деятельностью пенитенциарных учреждений, в том числе и использованием таких средств, как труд, воспитательная работа, профессионально-техническое и общеобразовательное обучение.
Необходимо обратить внимание на осужденных, занимающихся насильственным мужеложством, которые нередко становятся жертвами убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, также на лиц, пристрастных к азартным играм. Все эти факторы могут быть условиями и поводами совершения преступлений в пенитенциарных учреждениях. Следует отметить, что из проведенного исследования нам стало известно, что основная часть умышленных причинений вреда здоровью осужденных совершается осужденными в возрасте 25-30 лет, имеющими 2-3 взыскания, характеризующимися отрицательно и употребляющими наркотические вещества и спиртные напитки, поэтому самые активные меры необходимо проводить среди этой категории осужденных.
2.3. Эффективность влияния мер исправительного воздействия на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с причинением вреда здоровью осужденных, и проступков в пенитенциарных учреждениях, позволяет сделать вывод о том, что они в значительной степени коренятся в недостатках работы администрации по
организации процесса исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, поэтому устранение указанных недостатков -одна из наиболее действенных форм предупреждения и профилактики преступлений в местах отбывания наказания. Прежде чем перейти к установлению этих недостатков, необходимо уяснить, что подразумевается под мерами исправительного воздействия.
Любое наказание имеет определенную и конкретную цель. Не является исключением в этом отношении и наказание в виде лишения свободы, одной из основных целей которого является исправление осужденных. Исправление -это устранение человеком отклонений в своем развитии, возвращение его к норме, формирование положительных свойств личности.
Общеизвестно, что уголовно-исполнительное
законодательство определяет
следующие степени исправления осужденных.
Первая степень -- осужденный
встал на путь исправления; он честно относится
к труду, соблюдает установленные в колонии
правила внутреннего распорядка, не имеет
взысканий, принимает участие в мероприятиях
воспитательного характера.
Вторая степень - осужденный твердо встал
на путь исправления; он признал
свою вину и справедливость приговора;
раскаялся в совершенном преступлении,
работает в самодеятельных организациях.
Третья степень -
осужденный доказал свое исправление;
открыто осудил свою прошлую
преступную деятельность, честно относится
к труду, заботится о сохранности
государственной собственности, активно
участвует в укреплении режима
содержания осужденных. По мнению профессора
А.Б. Скакова, можно выделить следующие
группы: вставшие на путь исправления;
твердо вставшие
на путь исправления, окончательно вставшие
на путь исправления; доказавшие
свое исправление[64;40]. Как нам представляется,
цель исправления осужденных в местах
отбывания наказания, решение задач специального
и общего предупреждения наиболее успешно
будут осуществляться тогда, когда
осужденный получит нужное ему воспитательное воздействие. Цель всегда
рассматривается в тесной связи с содержанием
и средствами. В философском
осмыслении средство есть все то, что ведет
к достижению цели. Общепринято к
средствам исправления и воспитания относить режим отбывания
наказания,
общественно-полезный труд, воспитательную
работу, общеобразовательное
и профессионально-техническое обучение. Все
перечисленные средства исправления осужденных
тесно взаимосвязаны между собой и составляют
определенную систему. Суть состоит в
том, что эти средства должны реализоваться
в совокупности. Исключение хотя бы одного
из них разрушит систему. Каждое из этих
средств занимает особое место в исправлении
и воспитании осужденных. Средства исправительного
воздействия рассчитаны на исправление
осужденного и возвращение его в общество
законопослушным гражданином.
Лишение свободы и соединяемые с ней меры исправительного воздействия имеют между собой определенное единство и различия. Единство их заключается в следующем:
Таким образом, лишение свободы и меры исправительного воздействия - это относительно самостоятельные общественные явления, имеющие различную правовую природу.
В деятельности исправительных учреждений мерам исправительного воздействия отводится особое место. Основной целью указанной деятельности является искоренение из сознания осужденного пережитков прошлого, которые побудили его совершить преступление; ликвидация отрицательных привычек, навыков и привитие новых нравственных идеалов.
В настоящее время пенитенциарные учреждения располагают значительными и многообразными средствами воспитательного воздействия на осужденных. К ним относятся самодеятельные организации осужденных, библиотеки, спорт, беседы, лекции, диспуты и т.п. Широко практикуются меры поощрения в отношении лиц, вставших на путь исправления или доказавших его, начиная с объявления благодарности, улучшения условий содержания, заканчивая переводом в ряде случаев в колонию с менее строгим режимом, условным и условно-досрочным освобождением. К лицам, не желающим подчиняться требованиям режима, пенитенциарные учреждения применяют различные меры принуждения вплоть до водворения в штрафной изолятор, помещения камерного типа, одиночную камеру, тюрьму. Таким образом, в распоряжении пенитенциарных учреждений имеются предусмотренные законом специфические средства убеждения и принуждения, служащие целям исправления, воспитания осужденных, а также профилактике преступлений среди осужденных.
В своей деятельности по исправлению осужденных пенитенциарные учреждения широко используют обязательное привлечение осужденных к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению, общественно полезному труду.
В соответствии с частью 1 статьи 7 УИК РК исправление осужденного рассматривается' как процесс формирования у него правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. К числу основных средств исправления в части 2 статьи 7 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан относит режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, получение среднего образования, профессиональную подготовку и меры общественного воздействия. Применительно к воспитательному процессу режим нужно рассматривать как способ действия, при помощи которого организуются в основном внешние рамки поведения личности. Здесь необходимо акцентировать внимание на его воспитательной функции. Режим как определенный порядок, уклад обеспечивает стабильность условий жизни и деятельности осужденных, формирует привычки и навыки нравственного поведения, способствует возникновению положительных традиций, скрепляющих систему общения осужденных с администрацией и друг с другом. Роль режима в воспитательном процессе заключается в том, что он способствует более эффективному разрушению тех стереотипов поведения, на которых были основаны отрицательные взгляды, установки, привычки, приведшие человека к преступлению. Воспитательная работа же направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважение к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, труду и его результатам, закону.
Уголовно-исполнительная политика основывается на принципе гуманизма, одним из проявлений данного основного положения является работа, проводимая с осужденными, именуемая воспитательной. Сущность данного института заключается в деятельности субъекта (воспитателя), направленная на организацию системы внешних воздействий на воспитуемых, организацию их жизни и деятельности. Воспитательная работа с осужденными направлена на повышение у осужденных сознательности и проводится индивидуально, дифференцированно, с учетом особенностей каждого из них. Особое внимание необходимо уделять как отрицательным чертам, приведшим осужденного к совершению преступления, так и положительным качествам, опираясь на которые можно воспитать человека. Воспитательная работа так же, как и другие средства, должна сочетаться с остальными средствами исправления и воспитания осужденных, она основывается на принципах педагогики.
При этом необходимо учитывать, что отношение к наказанию характеризует: а) социальную позицию осужденного и меру его субъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимости отбыть наказание, исправиться и осознать справедливость наказания. Указанная деятельность должна преследовать цель юридического исправления, то есть выработать стойкую привычку правомерного поведения.
Как показывают наши исследования, для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. Сущность маргинального заключается в том, что поведение осужденного построено на мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осужденного. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам, и, таким образом, пассивным соблюдением норм права. В силу «психической травматичности», покаяния осужденные стараются оттолкнуть от себя свое же преступление. Отметим, что воспитательная работа должна основываться на индивидуальных и групповых программах. Программа (от греч.-объявление, предписание) означает план намеченной деятельности, производимых работ, основных целей и задач с указанием тех средств, с помощью которых эти цели достигаются, а задачи решаются. Данные программы составляются начальниками отрядов, психологами, социальными работниками для различных категорий осужденных по оказанию исправительного воздействия и реадаптации осужденных в целях профилактики совершения ими новых преступлений. В целях эффективного воспитательного воздействия на осужденных, необходимо подумать о развитии в системе пенитенциарных учреждений психологической службы, которая будет преследовать следующие задачи: разработка и реализация методик социально-психологического изучения, психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики личности осужденного;
1) разработка и внедрение
совместно с другими сотрудниками
пенитенциарных учреждений индивидуальных
и групповых программ
дифференцированного воздействия на правонарушителей
с учетом их личных
особенностей и степени социальной запущенности;
2) корректировка индивидуальных
программ, психологическое
консультирование и профилактика стрессовых
состояний осужденных.
По нашему мнению, мы бы достигли положительных результатов в воспитательной работе с осужденными, если составили бы программу исправления осужденного к наказанию в виде лишения свободы следующего плана:
Цель исправления - ресоциализация.
Объект исправления - личность осужденного.
Процесс исправления - коррекция поведения осужденного.
Результаты исправления -- постпенитенциарный аспект.
Закрепление результатов исправления.
Меры воспитательного воздействия должны преследовать следующие задачи:
-соблюдение требований закона, правил поведения, порядка и дисциплины;
-стремление к достижению необходимого уровня нравственного и правового сознания;
-воспитание у осужденного чувства позитивной ответственности за свои поступки и порученное дело;
-воспитание сознательного отношения к труду.
Разнообразные сведения о личности осужденного и методы их изучения составляют объект исправления. Основное внимание уделяется самому процессу исправления, а именно на преодоление психологического барьера между осужденными и персоналом пенитенциарного учреждения. Одно из главных направлений - это оценка исправления и реадаптации осужденного, определение рецидива преступного поведения на индивидуальном уровне.
По нашему мнению, особую важность в воспитательной работе приобретет формирование чувства смысла жизни у осужденных.
Изменение взглядов и убеждений невозможно без покаяния и раскаяния осужденного, нравственного самоочищения, самосовершенствования личности. Осознание своих ошибок и сожаление о них - это и есть покаяние. Отметим, проводя воспитательную работу, необходимо направить деятельность осужденного на трудную духовную работу к травматическим ее истокам.
Активная работа по переубеждению лица, совершившего преступление, начинается с момента его ареста и продолжается в ходе судебного разбирательства. Мы встречаемся с двумя группами осужденных: с признающими свою вину, раскаивающимися и не раскаивающимися, но активизирующими механизмы психологической защиты. То есть вместо того, чтобы признать свою вину и раскаяться в содеянном, человек часто стремится
Информация о работе Предупреждение умышленного причинения вреда в зоне