Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная разработка теоретических и прикладных мер предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях в новых социальных условиях и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и ее нормативно-правовой основы.
Эта основная цель конкретизируется комплексом взаимосвязанных задач, решение которых обусловило структуру и содержание работы. Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
изучение и анализ уголовно-правовой статистики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в учреждениях, исполняющих наказания;
разработка основных критериев криминологической характеристики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях;
выработка методики изучения личности лиц, совершивших исследуемый вид преступления;
Введение ……………………………………………………………………. …….3
Характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………………………8
Основные факторы, детерминирующие умышленное причинение вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…...29
Предупреждение умышленного причинения вреда здоровью осужденных
Субъекты предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………..38
Влияние режима содержания на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………………………………………………………..51
Эффективность иных мер исправительного воздействия на
профилактику умышленного причинения вреда здоровью
осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………59
Заключение……………………………………………………………… …………78
Список использованной литературы………………………………………………81
понимания законов РК и привитие им уважения к этим законам. Сущность правового воспитания заключается в том, что осужденным пытаются привить навыки правовой культуры, уважение к закону, стремление к его точному и неуклонному соблюдению. Как нам представляется, важность реализации этого вида воспитания трудно переоценить, ведь из-за дефектов этого вида воспитания осужденный оказался в местах лишения свободы. От эффективности правового воспитания зависит поведение осужденного во время отбывания наказания. Правовое воспитание призвано решать следующие задачи: разъяснение законов, показ справедливости и гуманности законов, ознакомление осужденных со своими правами и обязанностями, привитие уважения к законам. Все перечисленные задачи могут решаться в ходе проведения политических занятий, диспутов, конференций, юридических консультаций, лекций, бесед и т.д. Охарактеризуем некоторые из них.
Информацию о нормах права, которая побуждает осужденных к соблюдению законов РК, получают на политических занятиях. Эти занятия проводят сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеющие соответствующее юридическое образование. Более эффективными, на наш взгляд, являются диспуты, конференции на правовые темы. Целесообразность данного вида занятий зависит от тех вопросов, которые будут подлежать обсуждению. Наиболее убедительную правовую информацию многие осужденные получают на конференциях и диспутах на правовые темы. В исправительных учреждениях должны быть созданы постоянно действующие консультации из числа наиболее подготовленных сотрудников ПК, а также представителей органов прокуратуры и суда.
Важное значение в развитии правового воспитания отводится режиму отбывания наказания. Одним из элементов режима является кара, выраженная в комплексе правовых ограничений. Оказывая карательное воздействие, режим выполняет и воспитательную роль, понуждает осужденных изменить свое отношение к нормам закона, приучает их к порядку и дисциплине. Правовое воспитание в свое содержание включает правовое сознание, которое является неотъемлемой частью правовой культуры, представляющей собой степень и характер правового развития осужденных.
Правосознание осужденных состоит
из следующих элементов:
информационный (знание права), оценочный
(отношение к праву) и
регулятивный (готовность к правомерному
поведению). Информационный
аспект заключается в представлении осужденному
различной информации из
области уголовно-
административного, семейного, трудового права. Данный аспект занимает важную роль в соблюдении и исполнении законов осужденными. Формирование на основе правовых знаний убеждений, выработка уважительного отношения к закону -- вот в чем сущность оценочного аспекта. Осужденным необходимо привить такое качество, как использование своих прав и соблюдение своих обязанностей. Самым главным в правовом воспитании осужденных является необходимость добиться привычки к правоодобряемому поведению не вследствие контроля и надзора,
осуществляемого в учреждении,
а осознанно. Обратим внимание на тот факт,
что в пенитенциарных учреждениях нашей
республики имеют место такие
случаи, когда сотрудники этих учреждений
преднамеренно не выдают
осужденным Уголовный, Уголовно
исполнительный кодексы в целях пресечения направления ими в вышестоящие суды надзорных, апелляционных жалоб.
В период отбывания наказания достаточно внимания должно уделяться физическому воспитанию. Сущность данного вида воспитания заключается в том, что осужденные ознакамливаются с физиологией человека, процессом развития физической культуры, у них вырабатывается умение поддерживать организм в хорошем физическом состоянии. Физическое воспитание должно преследовать следующие цели: оздоровительную, воспитательную, сублимирующую. Сущность оздоровительной цели выражается в профилактике заболеваний, появляющихся от недостаточности движений осужденных.
Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на охрану здоровья, причем это право является естественным. Гражданами Республики Казахстан являются и осужденные, отбывающие наказание в пенитенциарных учреждениях РК. Наказывая человека за совершенное преступление, наше государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. Для решения этих задач в пенитенциарных учреждениях республики осуществляется медицинское обслуживание осужденных. Медицинское обслуживание является той сферой, которая наиболее остро затрагивает насущные потребности осужденных в питании, лечении, отдыхе. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью. В статье 163 Уголовно-исполнительного кодекса РК констатируется, что бесплатное медицинское обслуживание осужденных производится в соответствии с требованиями Устава внутренней службы. Больные, нуждающиеся в лечении в стационарных условиях, направляются на излечение в госпиталь под охраной и содержатся в специально оборудованных палатах. Если возможность оказать стационарную медицинскую помощь отсутствует, то больных осужденных можно разместить в больницах или иных лечебных учреждениях. Кроме того осужденный имеет право обратиться за консультацией и лечением в систему платных медицинских услуг. Оплата таких услуг и приобретение необходимых лекарств осуществляется самим осужденным или его родственниками за счет собственных средств.
Благосостояние, здоровье осужденных зависит от того, получают ли они нормальное санитарно-гигиеническое воспитание, которое преследует следующие задачи: сообщение осужденным знаний о человеческом организме, нормах, правилах, мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, а также на профилактику заболеваний. Указанный вид воспитания осуществляется по двум направлениям: первое-просвещение и сообщение осужденным минимума медицинских знаний, необходимых любому человеку для поддержания своего организма в нормальном состоянии; второе-соблюдение санитарно-гигиенической культуры. К сожалению, на сегодняшний
день в исправительных учреждениях РК содержатся лица, страдающие туберкулезом, венерическими заболеваниями.
Одним из направлений воспитательной работы с осужденными, тесно связанным с указанным выше видом воспитания, является половое. Сущность полового воспитания осужденных заключается в повышении их культуры в сфере взаимоотношений полов, формирования у них потребности руководствоваться в этих отношениях нормами морали и нравственности. Однако при организации полового воспитания осужденных перед сотрудниками мест наказания встают определенные трудности, особенно вопросы однополой любви, сосредоточение осужденных семьями. Неудовлетворение естественных половых потребностей приводит к агрессии, а последнее в свою очередь либо к конфликтам, либо к насилию. В пенитенциарных учреждениях осужденным предоставляются возможности свиданий с женами, мужьями, однако данное обстоятельство не решает проблем полового воспитания. Данный вид воспитания, как и все остальные виды, имеет свои цели, классифицируемые на общие и специфические. Сущность общих заключается в том, что у осужденных воспитывается чувство социальной ответственности за интимные отношения, необходимости бережного отношения как к своему, так и к здоровью других людей. Специфические задачи направлены на выявление извращенных чувств и взглядов на человеческие отношения, на борьбу с половыми извращениями. Содержание, формы, методы и средства полового воспитания определяются указанными задачами. По нашему мнению, было бы правильным, если бы в пенитенциарных учреждениях проводились лекции, диспуты, беседы, курсы этики, психологии семейной жизни. Отметим, что человек, совершивший преступление, осуждается к полному или частичному лишению свободы, но он не должен испытывать чувства сексуального неудовлетворения. Подобные запреты могут послужить причиной сексуального насилия, наиболее распространенного в пенитенциарных учреждениях.
Под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, а также формирование эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способностей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Данный вид воспитания имеет различную направленность: эстетику труда, производства, природы, поведения, поддержания личных взаимоотношений. Нас интересует эстетика поведения и личных взаимоотношений осужденных, от несовершенства, недостаточного развития которых зависит атмосфера в пенитенциарном учреждении. Эстетическое -ознакомление с выдающимися достижениями искусства, экономическое -ознакомление с современной рыночной экономикой, экологическое - привитие бережного отношения к природе, идейно-политическое воспитание разъяснение идеологии, заложенной в Конституции РК.
Формирование у осужденных представления о системе взглядов на мир, природу, общество, человека, на закономерности их развития - важная задача, решаемая посредством политического воспитания. Но кроме перечисленных задачи политического воспитания состоят в следующем:
-учить осужденных объективно оценивать общественно-политические явления, события и поступки людей;
-развивать у них патриотические и интернациональные чувства; -приучать их поступать так, чтобы убеждения не расходились с поведением.
Мы думаем, что на процесс исправления осужденного влияние данного вида воспитания немаловажно. Решение вышеперечисленных задач и будет составлять содержание политического воспитания осужденных. Одним из подвидов данного вида воспитания можно назвать патриотическое воспитание, сущность которого заключается в формировании любви к Родине, Отечеству, народу, культуре. Велико значение и интернационального воспитания -процесс формирования культуры межнационального общения, интернациональных взглядов и убеждений. Таким образом, политическое воспитание осужденных является составной частью педагогического процесса, одним из его направлений, которое необходимо в целях формирования у них мировоззрения, расширения политического кругозора, повышения культурного уровня, развития интереса к политике, литературе и искусству, оно тесно связано с трудовым, нравственным, эстетическим, правовым, санитарно-гигиеническим и физическим направлениями процесса воспитания осужденных.
Отметим, что исследование проблемы об объективных возможностях исполнения наказания как одного из средств эффективного воздействия на преступника, изменения его взглядов, убеждений, навыков и привычек, о пределах исправления и воспитания в период отбывания наказания имеет важное теоретическое и практическое значение. Решение ее приводит к решению таких важных вопросов, как критерии и показатели эффективности деятельности органов, исполняющих наказание, психологическая и нравственная подготовка осужденных лиц к жизни в новой социальной среде.
Таким образом, полноценная реализация мер и средств исправительного воздействия, видов и методов воспитания осужденных поможет добиться эффективности в профилактике умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, представляется возможным сформулировать наиболее значимые, на наш взгляд, выводы и положения:
Проведенное исследование показывает определенную связь между преступностью и дисциплинарной практикой в пенитенциарных учреждениях. Исходя из этого, можно полагать, что официальные статистические данные не раскрывают дисциплинарных нарушений, полного состояния преступности в пенитенциарных учреждениях. Так, например, умышленные причинения средней тяжести здоровью, а также умышленные причинения легкого вреда здоровью регистрируются не как преступления, а как дисциплинарные нарушения режима отбывания наказания либо производственные травмы.
Полученные нами результаты
свидетельствуют о том, что под основными
факторами, влияющими на совершение умышленного
причинения вреда
здоровью в пенитенциарных учреждениях,
следует понимать явления и
процессы объективной реальности, а также
психические состояния личности,
существенно влияющие на характер и уровень
преступности в данных
учреждениях, и выступающие в качестве
причин и условий совершения
преступлений.
Факторы, влияющие
на преступность, разделены на два вида:
общесоциальные, относящиеся к преступности
в целом, и специальные,
специфические для функционирования учреждений,
исполняющих наказания.
Последние в свою очередь подразделяются
на четыре вида:
Серьезные недостатки в организации
режима отбывания наказания, надзора за
поведением осужденных, оперативно-розыскной
работы, халатное
отношение к исполнению служебных обязанностей,
некомпетентность
сотрудников пенитенциарных учреждений
приводят к совершению ряда
умышленных причинений вреда здоровью
осужденных. Увеличение
численности осужденных, особенно в колониях
общего режима, ухудшение
коммунально-бытовых условий, увеличение
доли отбывающих наказания за
насильственные преступления - все это
приводит к росту агрессивности
осужденных, конфликтным отношениям между
ними и соответственно к
увеличению умышленных причинений вреда
здоровью осужденных как по
причине насилия, так и вследствие тяжелых
условий содержания.
В целом проведенный нами анализ
полученных материалов дал
возможность выявить условия, способствующие
совершению указанных
преступлений:
Информация о работе Предупреждение умышленного причинения вреда в зоне