Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная разработка теоретических и прикладных мер предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях в новых социальных условиях и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и ее нормативно-правовой основы.
Эта основная цель конкретизируется комплексом взаимосвязанных задач, решение которых обусловило структуру и содержание работы. Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
изучение и анализ уголовно-правовой статистики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в учреждениях, исполняющих наказания;
разработка основных критериев криминологической характеристики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях;
выработка методики изучения личности лиц, совершивших исследуемый вид преступления;
Введение ……………………………………………………………………. …….3
Характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………………………8
Основные факторы, детерминирующие умышленное причинение вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…...29
Предупреждение умышленного причинения вреда здоровью осужденных
Субъекты предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………..38
Влияние режима содержания на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………………………………………………………..51
Эффективность иных мер исправительного воздействия на
профилактику умышленного причинения вреда здоровью
осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………59
Заключение……………………………………………………………… …………78
Список использованной литературы………………………………………………81
В то же время один из недостатков, порождающих условия совершения преступления, связан с организацией трудоиспользования осужденных. Бывают случаи, когда осужденные не работают неделями, нередко отрицательная часть осужденных используется на трудноконтролируемых рабочих местах, что мешает пресекать азартные игры, распитие спиртных напитков, правонарушения.
Обстоятельством, способствующим причинению умышленного вреда здоровью осужденных, является засоренность производственных зон различными предметами-отходами производства, избытками сырья и т.д. Почти третья часть умышленного причинения вреда здоровью была совершена с
использованием штырей, труб, кирпичей, палок и других предметов, подобранных осужденными на производстве.
Материалы служебных заключений свидетельствуют о том, что мастерами, бригадирами иногда назначаются лица, не подходящие к занимаемой должности по своим моральным качествам. При составлении нарядов они злоупотребляют своим служебным положением, принуждают других осужденных выполнять работу за других лиц, допускают рукоприкладство и вымогательство, что в свою очередь порождает конфликтные ситуации, перерастающие в насильственные преступления.
Отметим, что труд осужденных способствует их исправлению и ресоциализации; чем выше трудовая занятость, тем менее опасна криминогенная обстановка в пенитенциарных учреждениях.
В качестве одного из средств исправления рассматриваются меры общественного воздействия. К ним законодатель относит формы отправления религиозных обрядов, встречи со служителями культа.
Следующим средством исправления и воспитания является общеобразовательное обучение осужденных. Анализируя научную литературу, факты причинений вреда здоровью осужденных, мы пришли к выводу, что учащиеся-осужденные значительно меньше совершают преступлений и нарушений режима отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они более аккуратны, вежливы.
Исследования позволяют сделать вывод, что чем активнее участвует осужденный в учебном процессе, тем продуктивнее на него оказывается воспитательное воздействие, тем больше это способствует обеспечению его правопослушного поведения.
В целях предупреждения преступлений в пенитенциарных учреждениях обратимся к организационно-правовым аспектам образовательного и профессионального обучения в бывшем СССР.
На различных этапах функционирования' пенитенциарной системы образование осужденных выполняло конкретные социально значимые задачи:
В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются одними из средств исправления. В статье 108 Уголовно-исполнительного кодекса РК записано: « В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет, среднего образования». Общеобразовательное обучение имеет важное значение в развитии личности осужденного, оно расширяет их общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствуя, таким образом, пенитенциарному рецидиву.
Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы исходит из конституционного права граждан Республики Казахстан на образование. Правовая регламентация рассматриваемой сферы осуществляется уголовно-исполнительным законом, законодательством об образовании, ведомственными нормативными актами.
Обязательному общеобразовательному обучению подлежат только те осужденные, которые:
-не достигли возраста тридцати лет;
-не являются инвалидами первой или второй группы.
Обязательность образования означает для осужденного участие в его получении независимо от его желания. Уклонение от получения обязательного образования является нарушением порядка отбывания наказания в виде лишения свободы со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями.
Получение осужденными общего среднего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Отметим, что большая часть из лиц, причинивших умышленный вред здоровью осужденных, не были заняты учебным процессом, были предоставлены сами себе.
Положительное влияние образования на правопослушное поведение осужденных связано с расширением и углублением знаний осужденных о мире, что способствует их интеллектуальному развитию. Учебные занятия отвлекают осужденных от пустого времяпровождения. Считаем, что если наша пенитенциарная система, как и в других стран будет руководствоваться Европейскими правилами, то мы добьемся эффективных результатов в исправительном воздействии на осужденных. Для этого необходимо:
Не менее важным средством исправления осужденных, имеющим воспитательную, профилактическую цель, является профессиональное образование осужденных, осуществляемое в различных формах. В статье 104 Уголовно-исполнительного кодекса РК говорится, что в исправительных учреждениях осуществляется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в данном исправительном учреждении и после освобождения из него. Почти все исправительные учреждения должны располагать профессионально-техническими училищами. Профессиональная подготовка позволяет приобрести специальность осужденным, которые ее не имели до совершения преступления, или повысить им свою квалификацию до современного уровня. Приобретение осужденными специальности, получение ими начального профессионального образования, а также повышение производственной квалификации учитываются при определении степени их исправления, при применении мер поощрения, представлении к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Необходимость в нем связана с привитием осужденным трудовых навыков, воспитанием нравственных качеств. Формами профессионального образования являются: индивидуальное, бригадное, курсовое обучение, а также обучение в профессионально-технических училищах.
Мы согласны с профессором К.Ж. Балтабаевым, по мнению которого приобретение лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, специальности в исправительном учреждении рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы[65;152].
В исправительных учреждениях профессиональная подготовка осужденных осуществляется в профессионально-технических училищах, а также непосредственно на собственном производстве исправительного учреждения или государственном предприятии исправительной колонии. Если в исправительном учреждении собственного производства нет, то обучение должно вестись в технических кабинетах или профтехучилищах тех предприятий, где работают осужденные .
В настоящее время, к сожалению, в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан данная форма обучения почти не используется. Решение проблемы профессиональной подготовки осужденных позволит им, во-первых, быть чем-то занятыми и не быть предоставленными самим себе, и, во-вторых, после освобождения быть социально защищенными, не оставаться безработными и не совершать новых преступлений. В целях получения эффективных результатов от профессионального образования необходимо уделить больше внимания его организации, то есть начать изучать
профессиональную подготовку осужденного уже в карантине. С момента появления осужденного в пенитенциарном учреждении необходимо выяснить его интересы, потребности и профессиональную ориентацию. Вся воспитательная работа, по нашему мнению, должна быть направлена на развитие его профессиональных навыков, психологического настроя на работу после освобождения по избранной профессии. Интересным представляется зарубежный опыт западных стран по профессиональной подготовке осужденных. Например, в пенитенциарных системах Англии и Финляндии заключенные в течение нескольких месяцев изучают экономику, менеджмент, ведение переговоров, обосновывают бизнес-план и получают документ, который удостоверяет, что они прослушали курс « Как начать собственное дело».
С помощью Манчестерского Сити колледжа и Мальми Бизнес-колледжа в пенитенциарных учреждениях Финляндии подготовлено несколько курсов, которые готовят заключенных к жизни на свободе. В Англии, например, разработано несколько небольших курсов: « Как звонить по телефону», « Как написать письмо работодателю», « Как снять жилье». Таким образом, их нужно обучить тому, в чем, в каких услугах нуждается общество.
В пенитенциарных учреждениях Норвегии имеются штатные должности инструкторов по труду и профессиональному обучению осужденных. На курсах, функционирующих в исправительных учреждениях, осужденные могут получить интересующие их специальности: парикмахер, секретарь, повар, домработница. В частной тюрьме Великобритании заключенные могут пройти курс обучения на компьютере.
В тюрьмах США круг профессий
включает плотников, автомехаников,
слесарей. Для женщин организуются курсы
косметологов. В Канаде женщин-
заключенных обучают домоводству и личному
уходу. Организуются курсы
медсестер, парикмахеров и др. В пенитенциарных
учреждениях Швеции
заключенные приобретают специа
деревообрабатывающей и строительных отраслях. Почему бы и в наших пенитенциарных учреждениях не организовать подобные формы обучения. Это одно из направлений, которое влияет на профилактику преступлений в уголовно-исполнительных учреждениях.
Сущность исправительного воздействия от наказания на осужденных в виде лишения свободы заключается и в том, что осужденный переживает по поводу положения, в котором он оказался и благодаря чему он отделен от общества. Переживание в свою очередь должно вылиться в готовность доказать своим поведением исправление. Осужденные по-разному переживают ситуацию, в которой они оказались. Одни из них склонны в большей мере углубляться в эти переживания. Пребывание в изоляции от общества рассматривается в качестве преграды, которую нужно преодолеть, чтобы вернуться к нормальной жизни. Другие меньше переживают и свое положение списывают на то, что их необъективно осудили, тем самым снимая с себя ответственность.
Сущность мер исправительного воздействия заключается также в том, что к осужденным к наказанию в виде лишения свободы применяются определенные
правовые ограничения: изоляция от общества, лишение права свободного передвижения, следующие виды воспитания, как: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, санитарно-гигиеническое, половое и т.д.
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы сводится к ознакомлению их с нравственными ценностями человеческого общества, при этом разъясняется роль нравственности в человеческом существовании. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано со всеми направлениями воспитательного воздействия и представляет собой процесс, направленный на преодоление у них чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, формирование личности1. Отметим то обстоятельство, что чем нравственнее осужденный, тем меньше он вступает в конфликтные ситуации, следовательно, менее замешан в совершении преступлений в пенитенциарных учреждениях. Конечно, стоит согласиться, что колония, тюрьма - это не совсем подходящее место для формирования нравственных качеств. Поэтому немаловажным является развитие у осужденных индивидуального нравственного сознания.
Воспитание такого качества, как дисциплинированность, необходимо начать с уяснения осужденным важности соблюдения дисциплины как в обществе, так и в пенитенциарном учреждении. Вместе с дисциплинированностью не мешало бы развивать такие качества, исполнительность, организованность, собранность, аккуратность, выполнение предъявляемых требований. Дисциплинированность требует определенных волевых усилий, связана с необходимостью делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Иногда эти требования соблюдаются осужденными принудительно, под влиянием угрозы наказания. В результате длительного соблюдения данных требований вырабатывается привычка быть дисциплинированным, появляется качество самодисциплины, самоконтроля. С формированием самоконтроля тесно связано воспитание таких качеств личности, как настойчивость, инициатива, самоутверждение. Средством самоутверждения должны выступать труд, эстетическая воспитанность, то есть повышенная культура, чистоплотность.
Формирование правового государства предполагает высокий уровень правосознания всех его граждан. От этого направления не могут стоять в стороне и пенитенциарные учреждения, так как в них содержатся люди, преступившие закон. Процесс воспитания этих лиц немыслим без глубокого уяснения требований законов и уважительного отношения к ним, поэтому важное место в этом процессе отводится правовому воспитанию. Велико значение правового воспитания. Осуществление правового воспитания осужденных способствует их быстрейшему исправлению и воспитанию. Под правовым воспитанием осужденных понимается развитие у них правильного
Информация о работе Предупреждение умышленного причинения вреда в зоне