Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная разработка теоретических и прикладных мер предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях в новых социальных условиях и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и ее нормативно-правовой основы.
Эта основная цель конкретизируется комплексом взаимосвязанных задач, решение которых обусловило структуру и содержание работы. Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
изучение и анализ уголовно-правовой статистики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в учреждениях, исполняющих наказания;
разработка основных критериев криминологической характеристики умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях;
выработка методики изучения личности лиц, совершивших исследуемый вид преступления;
Введение ……………………………………………………………………. …….3
Характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………………………8
Основные факторы, детерминирующие умышленное причинение вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…...29
Предупреждение умышленного причинения вреда здоровью осужденных
Субъекты предупреждения умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………..38
Влияние режима содержания на профилактику умышленного причинения вреда здоровью осужденных в пенитенциарных учреждениях…………………………………………………………..51
Эффективность иных мер исправительного воздействия на
профилактику умышленного причинения вреда здоровью
осужденных в пенитенциарных учреждениях………………………59
Заключение……………………………………………………………… …………78
Список использованной литературы………………………………………………81
каким-то образом нейтрализовать давление психотравмирующих факторов, связанных с совершенным преступлением, оправдаться перед самим собой, то есть выработать своего рода психологическую защиту.
Каждый осужденный индивидуален, поэтому уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Воспитательная работа проводится в трех основных формах:
-индивидуальной,
-групповой,
-массовой.
Когда воспитательные мероприятия необходимо осуществлять в отношении всех осужденных, отбывающих наказание, используются массовые формы.
Наиболее распространенными являются групповые воспитательные мероприятия. Эта форма используется в отношении отряда осужденных.
Самой эффективной является
индивидуальная форма работы с осужденными,
проводимая администрацией учреждения.
Данная работа проводится на основе
изучения личности осужденного, с учетом
его социально-демографической,
уголовно-правовой характеристики. Индивидуализация
и дифференциация -
основные принципы воспитательной работы.
Воспитательная работа
регламентируется нормативными актами
Министерства юстиции РК. В
частности, Инструкция об организации
воспитательной работы с осужденными,
отбывающими наказание в исправительных
учреждениях уголовно-
исполнительной системы Министерства
юстиции Республики Казахстан от 11
декабря 2001 года, регулирует вопросы организации
воспитательной работы с
осужденными, отбывающими наказание в
виде лишения свободы в исправительных
учреждениях уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Республики Казахстан, Воспитательная работа с осужденными в пенитенциарных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Республики Казахстан и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.
Одно из важных мест в воспитательной работе принадлежит самодеятельным организациям осужденных к лишению свободы. Данные неформальные организации создаются в целях недопущения экстремальных ситуаций, создания благоприятных условий по исправлению и воспитанию осужденных, развитию у них общественных интересов.
О достигнутых результатах в исправлении и воспитании осужденных можно судить по используемым в воспитательной деятельности методам воспитания. Основным назначением методов воспитания служит превращение внешних условий жизни и деятельности осужденных во внутренние стимулы их развития, исправления. К осужденным применяются общепринятые методы воспитания, но они реализуются в специфических условиях деятельности пенитенциарных учреждений. Методы воспитания исходят от субъектов воспитания и имеют целью привитие определенных чувств, воли, поступков. Методы воспитания осужденных - это те же общие методы воспитания, применяемые в отношении остальных людей. В местах лишения свободы осужденные вступают в определенную систему социальных связей и зависимостей и пытаются определить свое место в общности, стремятся к самоутверждению. И наступает тот момент, когда необходимо использовать метод организации поведения и метод убеждения. Оба метода составляют основу педагогического взаимодействия, и применяются они постоянно, так как без них невозможны взаимоотношения, общение воспитателей и осужденных, благодаря этим методам у осужденных происходит формирование потребностей, мотивов, сознания, чувств, воли и поведения. Необходимо различать метод убеждения и само понятие убеждения. Метод убеждения является одним из основных методов, применяется в форме слова (объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение), однако убеждение, применяемое в отношении осужденных, по своему содержанию имеет особенности, а объясняется это тем, что осужденных необходимо не только убеждать, но и переубеждать, то есть изменять сформировавшиеся сознание, чувства и поведение.
По нашему мнению, одной из предупредительных мер является выявление осужденных, подготавливающихся к совершению преступлений, связанных с причинением вреда здоровью осужденных. Следовательно, выявив таких лиц, в
отношении них прежде всего следует использовать метод убеждения, то есть необходимо переубедить в их стремлении совершить преступление. У этих осужденных деформировано сознание, и переубеждение должно начинаться с внушения им мысли, что они обязаны трудиться, приносить пользу обществу, что совершение преступления усугубит их положение. Немаловажно формирование навыков правильной, не загрязненной жаргонами, тюремным слэнгом, речи. Эффективным, на наш взгляд, является применение различных приемов убеждения, таких как: объяснение, разъяснение, наставление, поучение, внушение.
Кроме указанных существуют методы стимулирования положительной и торможения отрицательной активности личности осужденных, главное назначение которых состоит в том, чтобы стимулировать социально одобряемые поступки и предотвращать противоправные деяния осужденных.
Сотрудники пенитенциарных учреждений при использовании различных методов в воспитательной работе с осужденными сталкиваются с разнообразными препятствиями следующих видов:
-организационные (в какой форме провести то или иное воспитательное мероприятие, когда и как - диспут, конференция, вечер вопросов и ответов);
-педагогические (в виде недостаточно полно разработанных методических приемов);
-правовые (соответствие воспитательного мероприятия правовой регламентации в процессе исполнения наказания);
-нравственные (когда осужденные усвоили нравственные стереотипы, противоречащие нравственным основам);
-социально-психологические (имеющиеся в сознании осужденных те или иные социальные установки, привычки, предрассудки); -психологические (эмоциональные барьеры).
Важное место в обеспечении правопослушного поведения осужденных занимает организация их досуга как один из аспектов воспитательной реформы. Предоставление осужденным широкого диапазона положительных видов деятельности играет важную роль для благоприятной оперативной обстановки в пенитенциарных учреждениях. Это означает, что их пребывание в местах лишения свободы будет менее вредным и более безопасным. В исправительных учреждениях осужденные оказываются без работы, и они привыкают к безделью. Поэтому важно осознавать как существенна и важна роль этого средства исправительного воздействия (труда) не только в исправлении осужденных.
Касаясь вопроса общественно-полезного труда, хочется отметить, что современный кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье в условиях изоляции от общества является криминогенным фактором. По нашему мнению, привлечение осужденных к труду может способствовать предупреждению пенитенциарного рецидива. Одновременно это дает возможность хотя бы частично возместить причиненный ими вред потерпевшим путем удержания из
зароботной платы осужденных. Труд является мощным фактором, оказывающим влияние на формирование личности.
В правилах неформального тюремного закона честный труд считается нарушением. Общественно полезный труд в процессе исправления и воспитания должен применяться в сочетании с другими средствами. Если учесть, что осужденные труд считают карой, не желают честно работать, нарушают режим содержания, то становится очевидным, что осужденные, стремящиеся к исправлению и воспитанию, видят в труде не кару, а средство стать другим человеком. Трудящийся осужденный чувствует себя хорошо, потому что, трудясь, он перестает чувствовать себя человеком «по ту сторону»3. Все это свидетельствует о том, что общественно полезный труд выступает основой исправления и воспитания осужденных. Проблема труда осужденных -- одна из ключевых и наиболее актуальных на современном этапе. Роль труда осужденных, в том числе и лишенных свободы, не исчерпывается воспитательным содержанием. Применение труда обусловлено экономическим, дисциплинирующим и оздоровительным содержанием.
Неблагоприятная ситуация в экономике, обвальный спад производства создали бедственное положение в трудоустройстве осужденных. В настоящее время в нашей республике заняты полезным трудом лишь 27 % осужденных, незанятость многих из них выступает как криминогенный фактор. Поэтому труд осужденных служит важным средством поддержания порядка, и дисциплины в пенитенциарных учреждениях. Безделье разлагающе действует на многих из них, способствует совершению различных правонарушений, а иногда и преступлений. Отметим тот факт, что если производство пенитенциарного учреждения будет нормально функционировать, то этим самым будут покрываться расходы на питание и иные потребности осужденных. Широкое использование труда способствует снятию стрессовых
ситуаций, отрицательных эмоций осужденных, он отвлекает их от лишних переживаний. Мы думаем, что в этом состоит физиотерапевтическое значение труда.
Если обратиться к истории, идея использования труда осужденных как средства исправления зарождалась как в отечественных, так и в зарубежных моделях тюремных систем отбывания наказания. Идея о привлечении заключенных к труду была востребована на том основании, что у преступников отсутствует привычка трудиться и имеется чувство праздности, стремление к достижению успеха в жизни нечестным (преступным)путем. Проводимые исследования труда как средства воздействия на профилактику преступлений в пенитенциарных учреждениях показали, что его реальное воздействие различно. Принудительный, обязательный труд в плане воспитания оказывает отрицательное влияние. Внешняя социальная сторона воспринимается личностью как бессмысленная, а внутренняя - как средство «убить время», изготовить запрещенный правилами предмет, реализовать преступный замысел и т.д. Труд как главное средство занятости и воспитания преступника использовался в первые десятилетия советской власти.
В исправительных учреждениях в годы советской власти существовали следующие формы организации и использования труда заключенных: внешние работы, мастерские внутри лагерей, арендованные фабрики, заводы и другие предприятия вне лагерей, отведенные лагерям огороды, совхозы, артели из заключенных, выполнявших работы на основе подряда. Функционировали сапожные, слесарные, кузнечные, столярные, часовые мастерские, а также ткацкие, прачечные, корзиночные фабрики. Советская политика в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными формировалась и реализовывалась как исправительно-трудовая и была направлена прежде всего на развитие производственных потребностей страны.
В настоящее время в состав уголовно-исполнительной системы входит около 50-60 промышленных и сельскохозяйственных предприятий, являющихся составной частью государственного сектора экономики Казахстана.
Принципиальным положением было следующее: если заключенный здоров, он должен работать, должен быть занят общественно необходимым производительным трудом. Труд в условиях закрытых сообществ всегда представлял определенный интерес.
История развития пенитенциарной системы подтверждает непреходящее значение труда в ресоциализации личности преступника, который способствует профилактике преступлений среди осужденных.
Представляется интересным зарубежный пенитенциарный опыт по использованию труда как средства исправления. К примеру, в Японии физический труд занимает основное место в исправлении осужденных к лишению свободы и частично восполняет затраты на создание тюрем, заключенным выдается денежное вознаграждение при освобождении. В Югославии существует 42-часовая рабочая неделя осужденных и оплачиваемый отпуск 14 дней. В Швеции трудовая деятельность является одной из составных частей программы по их реабилитации.
Труд осужденных в нашей Республике переживает тяжелые времена. Предприятия исправительных учреждений вынуждены были свернуть существующие кооперативные связи, поскольку ведомствам невыгодно развивать их по ряду причин. Во-первых, техническое состояние предприятий пенитенциарных учреждений находилось на низком уровне по сравнению с аналогичными предприятиями, работающими в обычных условиях. Во-вторых, осужденный как работник, имеется в виду его статус, работает хуже свободного труженика, производительность его труда и качество выпускаемой продукции ниже, и в перспективе этот разрыв все больше возрастает. Все это обострило проблему трудовой занятости осужденных. Трудовая занятость осужденных имеет тенденцию к дальнейшему увеличению количества неработающих, не занятых трудом в исправительных учреждениях, что приводит к следующему: невозмещение ущерба, нанесенного преступлением, невыплачивание алиментов, неоказание помощи семьям осужденных, совершение правонарушений и преступлений в учреждениях, исполняющих наказания. Возникла острая необходимость в разработке конкретных программ привлечения осужденных к труду и профессиональному обучению. Расширенное трудоиспользование осужденных приведет к следующему:
3) рациональное использование
свободного от отдыха и сна времени.
Препятствием на пути полной занятости
осужденных общественно полезным
трудом по договорам с предприятиями являются изоляция и такие правовые
ограничения, как охрана, надзор. Труд должен подготовить осужденного к жизни после выхода на свободу.
Воспитывающая и профилактическая роль труда осужденных как средства их ресоциализации обусловлена следующими обстоятельствами:
а) социальным содержанием,
поскольку труд осужденных должен быть
связан с трудом
других людей на свободе, что способствует
их ресоциализации.
Осужденные своим
трудом вносят определенный материальный
вклад на свое
содержание, выплачивают иски, оказывают
помощь семьям и родным. Трудом
они искупают свою вину. Участие в труде
связывает осужденных с
происходящими в стране социальными и
экономическими процессами. Все это
позитивно перестраивает психологию осужденных
и формирует социально
значимые мотивы трудовой деятельности.
В труде осужденный осознает себя
как личность, как полезный член общества,
поскольку труд является средством
удовлетворения материальных и духовных
потребностей осужденных, что
влияет на их безопасность;
б) коллективным характером
трудового процесса осужденный включается
в систему отношений с ближайшим социальным
окружением, требующим от
него сотрудничества, взаимопомощи, инициативы
и здорового соревнования.
Это способствует сужению у осужденных
эгоистических привычек и черт,
формирует навыки поведения в групповой
и трудовой деятельности, что
необходимо при выходе из пенитенциарного
учреждения;
в) развитием у осужденных
волевых черт характера, нравственных
потребностей и
интересов. Формируется уважение к людям
труда и результатам
труда других людей,
что способствует ресоциализации осужденных
в местах
лишения свободы;
г) производительный
труд способствует физическому развитию
осужденных и поддержанию их здоровья.
Труд способствует переключению
энергии осужденных на общественно полезные
цели и профилактике
нарушений режима отбывания наказания;
д) содержательный
труд побуждает осужденных учиться,
совершенствовать свое мастерство, рационально
использовать свое свободное
время, что обеспечивает их правомерное
поведение.
Информация о работе Предупреждение умышленного причинения вреда в зоне